Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУК "Театр-фестиваль "Балтийский дом" (далее - Заказчик);
ООО "СтройИнжиниринг" (далее - Заявитель), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 39224-ЭП/21 от 14.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на работы по техническому обслуживанию инженерных систем: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, центрального отопления, внутренней канализации, узлов учета тепловой энергии, вентиляции и кондиционирования, внутреннего противопожарного водопровода, дренчерной и спринклерной систем пожаротушения, водомерных узлов и насосной станции, противопожарных ворот арьера сцены, а также работ по перемотке пожарных рукавов и проверке на водоотдачу пожарных кранов, платформы подъемной для инвалидов Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Театр-фестиваль "Балтийский дом", расположенного по адресу: 197198, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, д.4, литера Т в 2022-м и в первой половине 2023 года (извещение N 0372200205121000008) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 06.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200205121000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 030,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности.
Перечень работ (услуг), составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Документацией об аукционе установлены требования к составу второй части заявки:
"Исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", ((с изменениями и дополнениями) в части разделов:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения".
Объектом закупки являются работы по техническому обслуживанию инженерных систем: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, центрального отопления, внутренней канализации, узлов учета тепловой энергии, вентиляции и кондиционирования, внутреннего противопожарного водопровода, дренчерной и спринклерной систем пожаротушения, водомерных узлов и насосной станции, противопожарных ворот арьера сцены, а также работ по перемотке пожарных рукавов и проверке на водоотдачу пожарных кранов, платформы подъемной для инвалидов Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Театр-фестиваль "Балтийский дом", расположенного по адресу: 197198, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, д.4, литера Т в 2022-м и в первой половине 2023 года
Однако, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии неправомерно.
Техническое задание документации содержит перечень систем, подлежащих техническому обслуживанию по контракту, а именно:
N п/п |
вид работ |
кол-во обслуживаний в 2022 году |
кол-во обслуживаний в 2023 году |
1 |
техническое обслуживание систем ХВС |
72 |
36 |
2 |
Т.о. систем ГВС |
72 |
36 |
3 |
Т.о. систем центр. отопл. |
12 |
6 |
4 |
Т.о. внутр. канализации |
12 |
6 |
5 |
Т.о. узлов учёта тепловой энергии |
12 |
12 |
6 |
Т.о. вентиляции и кондиционирования |
48 |
24 |
7 |
Т.о. внутр. противоп. водопровода |
48 |
24 |
8 |
Т.о. дренчерной и спринклерной систем пожаротушения |
12 |
12 |
9 |
Т.о. водомерных узлов и насосной станции |
12 |
12 |
10 |
Т.о.противоп ворот арьера сцены |
24 |
12 |
11 |
Перемотка пожарн. рукавов |
2 |
1 |
12 |
Заправка кондиционеров |
2 |
1 |
13 |
Т. о. подъемной платформы для инвалидов |
12 |
6 |
14 |
Очистка жироуловителей |
72 |
36 |
Для обслуживания систем ХВС, ГВС, центрального отопления, внутренней канализации, узлов учёта тепловой энергии, вентиляции и кондиционирования, подъемной платформы для инвалидов, заправки кондиционеров и очистки жироуловителей, лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется.
Таким образом, согласно аукционной документации, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений составляют часть от общего объема работ, включенных в объект закупки, не является самостоятельным объектом закупки, в связи с чем требование аукционной документации о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе вышеуказанной лицензии не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика не усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, а данный доводы жалобы являются необоснованным.
2. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2021 N0372200205121000008-1 на участие в аукционе подано 4 заявки все допущены, в ходе торгов удалось достичь снижение 23% от НМЦК.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2021 г. N 44-5999/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021