Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в отсутствие представителей казенного учреждения Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области" (о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом), в присутствии представителя Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Репниковой О.Н. (на основании доверенности от 15.03.2021 года N 4), в присутствии представителя ООО "Товары для Офиса" Фомина В.В. (на основании доверенности от 22.12.2021 года б/н)
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Товары для Офиса" (далее - Заявитель) на действия казённого учреждения Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области" при проведении электронного аукциона на поставку картриджей (номер извещения 0131200001021011280) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия аукционной комиссии Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части применения снижения цены контракта на 15 % в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), а также в части неправомерного допуска участника закупки.
Представитель Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласен и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, а также осуществив на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение N 0131200001021011280 размещено: 18.11.2021 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого аукциона в электронной форме.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка картриджей.
Как установлено ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 30, 31 Информационной карты установлены запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), а также условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом N 126н.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Изучив Техническое задание Заказчика, Комиссией установлено, что к поставке требуется товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Название принтера/МФУ, для которого необходим картридж/фотобарабан |
Характеристики товара |
Количество товара, шт. |
1 |
Картридж оригинальный** для Pantum P3010D/P3010DW/P3300D/P3300DN/P3300DN(RU)/P3300DW/P3010/M6700/M6800/P3300/M7100/M7200/P3300/M7100/M7300/M7300FDN |
1) ресурс печати: не менее 6 000 страниц; 2) цвет печати: черный; 3) технология печати: лазерная; 4) тип картриджа: (оригинальный)** |
25 |
2 |
Картридж для Kyocera FS-1028MFP/DP/1300D, FS-1028MFP/1128MFP/DP/1300D/1320/1350 |
1) ресурс печати: не менее 7 200 страниц; 2) цвет печати: черный; 3) технология печати: лазерная; 4) тип картриджа: совместимый. |
18 |
3 |
Картридж для HP LJ P3015/P3015d/P3015dn/P3015X/MFP M521dw/M525f/M525dn/Canon LBP 6750dn |
1) ресурс печати: не менее 6 000 страниц; 2) цвет печати: черный; 3) технология печати: лазерная; 4) тип картриджа: совместимый. |
15 |
4 |
Картридж для Kyocera M2235/2735/2835/P2335; Kyocera Mita Ecosys M2235dn/M2735dn/M2835dw/P2335d/P2335dn/P2335dw. |
1) ресурс печати: не менее 3 000 страниц; 2) цвет печати: черный; 3) технология печати: лазерная; 4) тип картриджа: совместимый. |
18 |
5 |
Картридж для Brother HL-1010R/1112R/DCP-1510R/MFC-1810R, HL-1110R/1111/1112/1118/DCP-1510R/1511/1512R/1518/MFC-1810R/1813/1815/1818/1612. |
1) ресурс печати: не менее 1 000 страниц; 2) цвет печати: черный; 3) технология печати: лазерная; 4) тип картриджа: совместимый. |
30 |
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования закреплены в пп. 1 п. 19 Информационной карты Документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частями 4, 5 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Изучив протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.12.2021 N0131200001021011280-1 Комиссией установлено, что на участие в аукционе было подано 6 заявок.
Все заявки были признаны соответствующие требованиям Документации об электронном аукционе и допущены к участию в электронном аукционе.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе закреплено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пп. 2 п. 19 Информационной карты, вторая часть заявки участника электронного аукциона должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ:
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации":
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий);
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе, Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе, Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Частями 6, 7 Закона о контрактной системе закреплено, что Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как следует из подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2021 N0131200001021011280-3, по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в торгах было подано 4 заявки, все были признаны соответствующими требованиям Документации об электронном аукционе.
Комиссия, изучив вторые части заявок участников электронного аукциона установила, что ни один из участников не предоставил документы и сведения в соответствии с требованиями Постановления N 878 в связи с чем, в рассматриваемом случае оно не подлежит применению и применяются условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, закрепленных Приказом N 126н.
В силу п. 1.3 Приказа N 126н, При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Как установлено ранее, победителем признано ООО "Товары для Офиса", предложившее наименьшую цену на поставляемый товара, страна происхождения товара - Китай.
Вместе с тем, как пояснил представитель Заявителя на заседании Комиссии, в техническом задании присутствуют позиции, в которых установлены требования к оригинальности картриджей, а именно: Картридж оригинальный** для Pantum P3010D/P3010DW/P3300D/P3300DN/P3300DN(RU)/P3300DW/P3010/M6700/M6800/P3300 /M7100/M7200/P3300/M7100/M7300/M7300FDN.
Также представитель Заявителя пояснил, что вышеуказанные оригинальные картриджи в Российской Федерации не производятся в связи с чем, ни один из участников в заявке не мог предложить товар, произведённый на территории России или стран из ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, по мнению ООО "Товары для Офиса", первая часть заявки участника электронного аукциона, задеклариревшего страну происхождения товара - Российская Федерация по позиции "Картридж оригинальный** для Pantum" подлежала отклонению аукционной комиссией в связи с предоставлением недостоверной информации в заявке участника.
В обоснование своих доводов, Заявителем в составе жалобы приложено письмо производителя Pantum от 02.08.2021 года, согласно которому, оригинальные расходные материалы Pantum производятся только компанией Zhuhai Pantum в Китайской Народной Республике.
Изучив предоставленные документы и информацию, учитывая тот факт, что лишь одна первая часть заявки задекларировала страну происхождения Российская Федерация (остальными участниками указана страна происхождения Китай), а также то, что участником, предложившим товар отечественного производства, в составе второй части заявки не подтверждено документально в соответствии с требованиями Постановления N 878 производство товара на территории Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что у аукционной комиссии Уполномоченного органа должны были возникнуть обоснованные сомнения касательно предлагаемо к поставке товара, в частности, к достоверности сведений в части страны происхождения товара.
Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
При таких обстоятельствах, аукционной комиссии Уполномоченного органа необходимо было отклонить заявку с идентификационным номером (111001841) за предоставление недостоверной информации в составе первой части заявки в части указания страны происхождения товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении аукционной комиссией Уполномоченного органа требований п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Кроме того, действия Заказчика, по установлению Описания объекта закупки подобным образом (наличие требование к оригинальному товару), Комиссия Воронежского УФАС России расценивает, как уклонение от исполнения требований национального режима при осуществлении закупок (статья 14 Закона о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку исполнение требований национального режима в рамках Постановления N 878 априори становится неисполнимым ввиду смешения оригинального и неоригинального товара в описании объекта закупки.
При таких обстоятельствах, действия Заказчика нарушают части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Товары для Офиса" на действия казённого учреждения Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области" при проведении электронного аукциона на поставку картриджей (номер извещения 0131200001021011280) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - казённого учреждения Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области" нарушение части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать казённому учреждению Воронежской области "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области" предписание об устранении нарушений части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 декабря 2021 г. N 036/06/14-1284/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021