Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2021 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница"
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, представителей ООО "Валеофарм"
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом (вх. N6721 от 21.12.2021), рассмотрев жалобу ООО "Валеофарм" б/н б/д (вх. N7639 от 20.12.2021) на действия Аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Натрия хлорид (извещение N 0859200001121014622 от 30.11.2021) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областная клиническая больница" (далее - Заказчик, ГБУ РО "ОКБ") инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Натрия хлорид (далее - электронный аукцион).
30 ноября 2021 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 500 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Аукционной комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), так как вторая часть заявки ООО "СОЛИКС" должна быть отклонена на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о ФКС, поскольку в составе заявки отсутствует действующее регистрационное удостоверение на лекарственный препарат, предлагаемый данным участником к поставке. В этой связи положения приказа Минфина России N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н) и постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление - N1289) не подлежат применению. Следовательно, победителем электронного аукциона должен быть признан участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу исх. NКС-734 от 23.12.2021 (вх. N7774 от 24.12.2021) Заказчик сообщил, что считает действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Натрия хлорид правомерными, а требования Заявителя - не подлежащими удовлетворению.
В отзыве на жалобу N579 от 23.12.2021 (вх. N7746 от 23.12.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что аукционная комиссия при рассмотрении заявок участников правомерно и обоснованно применила положения Постановления N 1289 в части пунктов 1(1) и 1 (2), а также подпункт 1.4 Приказа N 126н, поскольку в данном конкретном случае имелись правовые оснований для их применения.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, на основании части 4 статьи 14 Закона о ФКС федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объектом рассматриваемой закупки является лекарственный препарат Натрия хлорид, который включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, аукционная комиссия обязана проверить заявки участников на соответствие положениями Постановления N 1289, а затем - соответствующие заявки на содержание документов и сведений, установленных в аукционной документации.
На участие в электронном аукционе приняли 4 участника:
Участник |
Страна происхождения товара |
Производитель предлагаемого товара |
Документ, подтверждающий страну происхождения товара |
ООО "Валеофарм" (заявка N135) |
РФ |
ТОО "Келун-Казфарм" |
СТ-1 |
ООО "Нордфарм" (заявка N43) |
РФ |
ООО "Мосфарм", ОАО НПК "Эском" |
СТ-1 |
ООО "Соликс" (заявка N140) |
Индия |
- |
- |
ООО "Здравсервис" (заявка "237) |
РФ |
ТОО "Келун-Казфарм" |
СТ-1 |
Проанализировав материалы дела, Комиссия Рязанского УФАС установила, что аукционной комиссией применен пункт 1 Постановления N 1289, поскольку в заявках с идентификационными номерами 135, 43, 237 предложены к поставке товары из стран ЕАЭС, а также содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов разных производителей. По итогам рассмотрения аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки участника с идентификационным номером 140 (ООО "СОЛИКС"), в связи с предложением к поставке лекарственного препарата из иностранного государства (Индия).
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что в составе второй части заявки ООО "СОЛИКС" представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения NЛП-002343 от 13.01.2014 со сроком действия 5 лет. Таким образом, дата окончания действия вышеуказанного документа 13.01.2019, что также подтверждается информацией с сайта государственного реестра лекарственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о ФКС Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о ФКС заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, заявка участника с идентификационным номером 140 (ООО "СОЛИКС") подлежит отклонению, в том числе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о ФКС, поскольку в составе заявки отсутствует действующее регистрационное удостоверение на лекарственный препарат, предлагаемый данным участником к поставке.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
При этом согласно пункту 1(1) Постановления N 1289 в случае, если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 Постановления N 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1(2) Постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно пункту 1.4 Приказа N126н в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
По результатам аукциона наименьшую цену контракта - 5 775 000,00 рублей предложил участник с заявкой под номером 135 (ООО "Валеофарм").
В заявке ООО "Валеофарм" к поставке предложен лекарственный препарат "Натрия хлорид" производства ТОО "Келун-Казфарм" (Республика Казахстан, РУ N ЛП-003458 от 16.02.2016).
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, ООО "Валеофарм" в составе заявки представлен сертификат на соответствие требованиям надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств N 51 от 21.06.2021 (GMP), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП-0001055/04/2021 от 30.04.2021).
Исходя из содержания документа СП, в разделе 2.А "Производство фармацевтической субстанции" указан знак "----------" (прочерк). Согласно документу СП производство предлагаемого к поставке препарата локализовано со стадии готового лекарственного средства (раздел 2.Б).
Кроме того, согласно сведениям из государственного реестра лекарственных средств производство фармацевтической субстанции лекарственного препарата "Натрия хлорид" (РУ N ЛП-003458 от 16.02.2016) осуществляется компанией "СиЭнЭсАйСи ХунБо Груп Юньмэн Юньхун Фармасьютикал Ко., Лтд." (Китай).
В данном случае документы и сведения, содержащиеся в заявке ООО "Валеофарм", а также в государственном реестре лекарственных средств, не подтверждают тот факт, что все стадии производства предлагаемого к поставке лекарственного препарата "Натрия хлорид" (производство ТОО "Келун-Казфарм", Республика Казахстан, РУ N ЛП-003458 от 16.02.2016) осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, аукционной комиссии не представлялось возможным сделать вывод о соответствии ООО "Валеофарм" подпункту "а" пункта 1.4 Приказа N126н.
Вторым участником, предложившим наименьшую цену контракта, после ООО "Валеофарм" является ООО "НОРД-ФАРМ" (заявка 43) с предложением о цене 5 812 500 рублей.
Заявка участника ООО "НОРД-ФАРМ" содержит предложение о поставке лекарственного препарата "Натрия хлорид", производимого ООО "МОСФАРМ" (Россия) и ОАО НПК "Эском" (Россия).
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, ООО "НОРД-ФАРМ" представлен сертификаты соответствия требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (GMP-0110-000586/20 и GMP-EAEU-RU/0023-2021 от 19.04.2021), а также документы, содержащие сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП-0000967/03/2021 от 22.03.2021 и СП-0000914/03/2021 от 04.03.2021).
В документах, содержащих сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП-0000967/03/2021 от 22.03.2021 и СП-0000914/03/2021 от 04.03.2021), предусмотрен раздел 2.А "Производство фармацевтической субстанции".
Указанный раздел содержит графы 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы", 2.А.2 "Стадии обработки (без изменения молекулы): очистка фармацевтической субстанции, полученной из источников минерального происхождения", 2.А.3 "Завершающие стадии производства: сушка", 2.А.4 "Фасовка фармацевтической субстанции: фасовка в первичную упаковку", 2.А.5 "Упаковка: упаковка и маркировка".
Исходя из содержания граф документов 2.А.2, 2.А.3, 2.А.4, 2.А.5, стадии обработки фармацевтической субстанции лекарственного препарата, завершающие стадии производства, фасовка фармацевтической субстанции, упаковка осуществляются в ООО "МЗХР" (Россия), АО "Востоквит" (Россия). В графе 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" указан знак "------------" (прочерк).
Следует отметить, что согласно пункту 1.1 документа СП методом получения фармацевтической субстанции препарата "Натрия хлорид" является выделение из источников минерального происхождения.
Приказом Минпромторга России от 31.12.2015 N4368 утвержден Административный регламент Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (далее - Административный регламент).
В Приложении N 2 к Административному регламенту указан перечень стадий технологического процесса производства лекарственных средств для медицинского применения (далее - Перечень). Согласно пункту 58 данного перечня для фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников минерального происхождения, предусмотрены следующие стадии технологического процесса производства: обработка (без изменения молекулы); завершающие стадии производства; фасовка; упаковка. При этом в Перечне отсутствует информация о стадии производства до получения молекулы.
С учетом изложенного, а также содержания граф 2.А.2, 2.А.3, 2.А.4, 2.А.5 документа СП, представленного ООО "НОРД-ФАРМ" в заявке, наличие в графе 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" знака "------------" (прочерк) не свидетельствует о том, что фармацевтическая субстанция препарата, предлагаемого Обществом к поставке, производится на территории иностранного государства.
Заявителем не представлены документы, содержащие сведения о стране, в которой осуществляются стадии производства препарата "Натрия хлорид", обозначенные в графе 2.А.1 документа СП. Равно как и не представлены документы, свидетельствующие о том, что стадии производства препарата "Натрия хлорид", обозначенные в графе 2.А.1 документа СП, осуществляются на территории иностранного государства.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, содержащихся в данном документе, заявителем в материалы дела не представлено.
Исходя из содержания сведений государственного реестра лекарственных средств, производителями фармацевтической субстанции предлагаемого ООО "НОРД-ФАРМ" к поставке препарата "Натрия хлорид" (РУ N Р N001119/01 от 28.10.2011 и РУ NЛСР-005263/07 от 25.12.2007) являются, в том числе ОАО "Востоквит" (Россия), ОАО "Михайловский завод химических реактивов" (Россия).
С учетом указанных обстоятельств, заявка ООО "НОРД-ФАРМ" содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза (Россия), и при этом сведения о такой фармацевтической субстанции включены в государственный реестр лекарственных средств. Указанный факт подтверждается предусмотренными пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документами, которые представлены Обществом в составе заявки на участие в аукционе, а также сведениями из государственного реестра лекарственных средств.
Таким образом, проанализировав материалы рассматриваемого дела, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что у аукционной комиссией при подведении итогов электронного аукциона имелись оснований для предоставления преимущества, предусмотренного пунктом 1.4 Приказа N 126н участнику ООО "НОРД-ФАРМ", поскольку заявка данного участника содержала документы и сведения, поименованные в пункте 1(2) Постановления N 1289.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не обоснован, поскольку аукционная комиссия при рассмотрении заявок участников правомерно и обоснованно применила положения Постановления N 1289 в части пунктов 1(1) и 1 (2), а также подпункт 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, поскольку заявка ООО "НОРД-ФАРМ" соответствует условиям допуска, предусмотренным Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Валеофарм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 декабря 2021 г. N 062/06/69-1188/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021