Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в отсутствии представителей от:
заказчика - КГБУЗ "Родильный дом N4" - уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии не обеспечили, в том числе посредством видеоконференцсвязи,
в присутствии представителей от:
- ООО "ЕСК" - А.С. Пертулесов по доверенности от 23.11.2021 Nб/н,
рассмотрев материалы дела N 7-3/730 по обращению заказчика - КГБУЗ "Родильный дом N4" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Единая Сервисная Компания" (ИНН 2722128966) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Родильный дом N4" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Единая Сервисная Компания" (ИНН 2722128966) (далее - ООО "ЕСК"), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0322300003320000146 на оказание услуг по техническому обслуживанию приборов учета тепла.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее -Постановление N1078), Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0322300003320000146 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 03.09.2020.
Дата окончания подачи заявок - 11.09.2020.
Дата проведения аукциона - 15.09.2020.
Объект закупки - оказание услуг по техническому обслуживанию приборов учета тепла.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 60 093,33 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0322300003320000146 от 11.09.2020 на участие в закупке подано три заявки (N108182959, 108186443, 108205008), которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0322300003320000146 от 15.09.2020, по результатам рассмотрения вторых частей заявок, победителем аукциона признано ООО "ЕСК" (заявка N108205008) с ценовым предложением 59 792, 86 рублей (снижение составило 0,5%).
Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
По результатам проведенной закупки N0322300003320000146 заказчиком 25.09.2020 заключен контракт NУ44/21/8 с ООО "ЕСК" (далее - Контракт).
Предметом контракта является согласно п. 1.1 Контракта: Оказание услуг по техническому обслуживанию приборов учета тепла.
Цена контракта составляет 59 792, 86 руб. (п. 2.1 Контракта).
Согласно пп. 4.1.1 п. 4.1 Контракта заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
Согласно пп. 4.2.1 п. 4.2 Контракта заказчик обязан своевременно принять и оплатить оказанные Услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
Исполнитель в силу п. 4.3.1 п. 4.3 вправе требовать подписания в соответствии с условиями контракта Заказчиком акта оказанных Услуг по настоящему контракту.
Согласно п. 4.4.1 п. 4.4 Контракта Исполнитель обязан оказать Услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания Услуг" контракта.
В п. 5 Контракта установлены сроки, место и условия оказания услуг, согласно п. 5.1 Контракта срок (график) оказания Услуг - с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Настоящий контракт может быть расторгнут (п. 13.1 Контракта):
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- В случае просрочки оказания услуг Исполнителем более чем на 30 дней (п. 13.2.1 Контракта).
- В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2 Контракта)
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 13.4 Контракта).
Согласно п. 5.1 Контракта срок оказания услуг с 01.01.2021 по 31.12.2021.
09.11.2021 заказчиком направлено письмо N01-05-438 с мотивированным отказом в приемке оказанных услуг, в связи с фактическим неисполнением в полном объеме обязательств, предусмотренных контрактом в июне, июле, августе 2021.
09.11.2021 заказчиком направлена претензия N 01-11/21 (исх. N01-05-439) согласно которой в соответствии с п. 63, 6.5 Контракта выявлены факты неисполнения обязательств за июнь, июль, август 2021. По факту неисполнения обязательств направлен мотивированный отказ от принятия и оплаты оказанных услуг.
17.11.2021 Исполнителем направлено письмо N278 в ответ на отказ в приемке оказанных услуг (от 09.11.2021 N01-05-438), в котором уведомляет заказчика о неправомерности действий, так как работы на объекте производились, о чем свидетельствуют подписанные ведомости, представленные в адрес заказчика, уведомляет, что представитель заказчика не допускал к производству работ сотрудника исполнителя, создавая препятствия к исполнению контракта. Дополнительно Общество указало на решение приостановить выполнение работ до выяснения обстоятельств.
18.11.2021 заказчиком направлена претензия N 02-11/21 (исх. N01-05-452) согласно, которой в соответствии с п. 6.3, 6.5 Контракта выявлены факты неисполнения обязательств за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2021. По факту неисполнения обязательств направлен мотивированный отказ от принятия и оплаты оказанных услуг.
18.11.2021 заказчиком направлено письмо N01-05-453 с мотивированным отказом в приемке оказанных услуг, в связи с неисполнением в полном объеме обязательств, предусмотренных контрактом в сентябре, октябре 2021.
29.11.2021 Исполнителем направлено письмо N 292, согласно которому Исполнителем надлежащим образом оказаны услуги по контракту, копии ведомостей направлялись неоднократно заказчику, равно как и счета и акты выполненных работ, однако заказчик отказывает в регистрации, поступающей от Исполнителя корреспонденции. Заказчиком неоднократно выдвигались требования об оказании услуг, которые не предусмотрены контрактом (проведение проверки приборов учетов, передача показаний приборов учета в ресурсоснабжающие организации). Сотрудники заказчика регулярно отказывают сотрудникам исполнителя в допуске к месту производства работ. Также в письмо содержит просьбу об отмене Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.12.2021 Исполнителем направлено письмо N306 о получении объектной документации самостоятельно главным врачом М.И. Баевым, либо лицу с доверенностью от главного врача. Также с предупреждение о том, что Исполнитель не несет ответственности за самостоятельное отключение Заказчиком от системы учета "ЛЭРС УЧЕТ", поскольку заказчиком изменены параметры тепловычислителя и нарушена целостность узла учета на объекте.
19.11.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту ООО "ЕСК" за июнь, июль. август, сентябрь.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 19.11.2021, а также направлено исполнителю заказными письмами с уведомлением (почтовый идентификатор N80087965058648, N80087965058631) от 24.11.2021.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок, цена контракта 59 792, 86 руб., стоимость, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту составила 59 792,86 руб., фактически оплачено Заказчиком 24 913,65 рублей.
В ходе проведения проверки от ООО "ЕСК" поступили мотивированные возражения на обращение Закзачика, из которых следует, что Исполнителем надлежащим образом оказаны услуги по контракту, указывает, что Заказчиком отказывалось к приему и регистрации корреспонденция, поступающая от Исполнителя, выдвигались требования об оказании услуг, не предусмотренных Контрактом.
Проанализировав представленные заказчиком и исполнителем документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВС РФ N25 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
В рассматриваемом случае Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что между сторонами заключен государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию приборов учета тепла.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328) (п. 1 ст. 719 ГК РФ).
В силу требований части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 19.11.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное неисполнением ООО "ЕСК" принятых на себя обязательств по контракту в части выполнения работ в июне, июле, августе, сентябре, октябре.
Данное решение заказчиком направлено в адрес ООО "ЕСК" заказными письмами с уведомлениями (почтовые идентификаторы N 80087965058631, N80087965058648) от 24.11.2021. Решение об одностороннем отказе получено ООО "ЕСК" 27.11.2021, и 02.12.2021 соответственно.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 19.11.2021.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения заказчиком об одностороннем отказе следует считать - 27.11.2021.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 10.12.2021.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Из пояснений общества следует, что Исполнителем надлежащим образом оказаны услуги по контракту, копии ведомостей об оказании услуг направлялись заказчику, а также счета и акты выполненных работ. Заказчик отказывался от регистрации и приема документов от исполнителя. Заказчик препятствовал сотрудникам исполнителя в допуске на объект. Аналогичные доводы изложены в письмах, направленных заказчику N278 от 17.11.2021 и N292 от 29.11.2021.
Из представленных материалов дела, сведений Единой информационной системы в сфере закупок Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что ООО "ЕСК" оказывало предусмотренные контрактом услуги, в частности, сведения реестра контрактов содержат сведения о стоимости исполненных обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в размере 59 792,86 рублей, а также сведения об оплате 24 913,65 рублей заказчиком.
При этом материалы дела не содержат доказательств вызова Заказчиком представителей ООО "ЕСК" для совместной фиксации фактов невыполнения Исполнителем условий государственного контракта, а также сведений о том, что неисполнение Обществом условий контракта повлекло за собой техническую неисправность приборов учета, невозможность их эксплуатации, возникшей по вине Исполнителя в период исполнения контракта.
Кроме того, из представленной в материалы дела переписки сторон по вопросу исполнения государственного контракта, в том числе направленной участником заказчику (письма N278 от 17.11.2021 и N292 от 29.11.2021) следует, что Исполнитель запрашивал обеспечение доступа к объекту для исполнения работ по контракту, однако заказчиком ответ исполнителю о предоставлении доступа на объект не направлен, сведений о возможности выполнения работ в ноябре, декабре, в том числе для целей возможной реализации права участника закупки на устранение нарушений условий контракта в соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, в адрес Общество не направлено.
Поскольку представленные заказчиком и обществом доказательства, в виде переписки между сторонами, содержат противоречивые сведения о ходе исполнения контракта, данные обстоятельства не позволяют Комиссии Хабаровского УФАС России сделать однозначный вывод о недобросовестном поведении ООО "ЕСК" при исполнении контракта.
При таких обстоятельствах, с учетом возражений Исполнителя относительно полноты оказываемых услуг, сведений реестра контрактов Единой информационной системе в сфере закупок о стоимости исполненных обязательств, соответствующей полной стоимости государственного контракта и претензии заказчика, противоречащие официальным данным реестра контрактов, ведение которого осуществляется органами Федерального казначейства Российской Федерации, не представляется возможным придти к выводу о неисполнении Обществом условий государственного контракта, существенном их нарушении, влекущем для Заказчика значительный ущерб.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств недобросовестного поведения ООО "ЕСК", существенном нарушении условий контракта, в связи с чем на основании п. 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078, принимает решение об отказе во включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - КГБУЗ "Родильный дом N4" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Единая Сервисная Компания" (ИНН 2722128966), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 декабря 2021 г. N РНП-27-520 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021