рассмотрев жалобу ООО "СМАРТ ВН"" (ИНН 9715273147, далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме по закупке медицинских товаров "Компьютеры (ноутбуки)" (номер извещения в ЕИС - 0313100008821000071, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании комиссии по видеоконференцсвязи,
в присутствии представителей:
заказчика - ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (ИНН 1831032733, далее - Заказчик): *
заявителя - ООО "СМАРТ ВН" (ИНН 9715273147, далее - Заявитель): ,
участника закупки - ООО "ЗЕОН" (ИНН 1832118101, далее - Участник, Победитель закупки): *
УСТАНОВИЛА:
16.12.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N8268).
По мнению Заявителя:
- Аукционная комиссия заказчика неправомерно допустила к участию в Аукционе участника закупки признанного победителем - ООО "ЗЕОН";
- Заказчик не включил информацию о конкретных показателях товара в проект контракта.
На заседание Комиссии Заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя, пояснил, что участником закупки ООО "ЗЕОН", признанного победителем в составе заявки была приложена декларация о нахождении радиоэлектронной продукции в едином реестре Российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. Довод Заявителя о не включении информации о конкретных показателях товара в проект контракта оставил без внимания.
Представитель Участника закупки пояснил, что проект контракта, направленный Заказчиком содержит информацию о конкретных показателях товара и подписан им на электронной площадке.
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, информацию, находящуюся в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, осуществив в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
17.11.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и Аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 459 666,67 рублей.
Дата начала срока подачи заявок 17.11.2021.
Дата окончания срока подачи заявок 30.11.2021.
Дата проведения аукциона 01.12.2021.
Объектом закупки является поставка товара - "Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата" (код КТРУ 26.20.11.110).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2021 на участие в Аукционе было подано 5 заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и участники допущены к участию в нем.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2021 были рассмотрены вторые части заявок, принявших участие в аукционе и в порядке ранжирования расположившиеся следующим образом: ООО "Диалог", ООО "ЗЕОН", ООО "СМАРТ ВН", ООО "КИТ". В отношении участника закупки, занявшего первое место Аукционной комиссией принято решение о несоответствии его требованиям Аукционной документации по основанию: "Комиссия установила недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником (предлагаемая марка ноутбука "Acer" не является товаром Российского происхождения, как указано в заявке)". В отношении остальных участников закупки принято решение о соответствии их требованиям Аукционной документации. Таким образом, победителем закупки был признан ООО "ЗЕОН" с предложением о цене контракта в размере 1 211 523,32 рублей.
1. Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
1.1 По доводу Заявителя о том, что Аукционная комиссия заказчика неправомерно допустила к участию в Аукционе участника закупки признанного победителем - ООО "ЗЕОН", Комиссия признает необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
П.10 ст.42 Закона о контрактной системе устанавливает обязанность Заказчика разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки, среди прочего, должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Указанный запрет определен в Постановлении Правительства РФ N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N616).
Комиссией установлено, что в извещении и в п.4.3.1 Части I информационной карты Документации об электронном аукционе содержится запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ N616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции;
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.
Комиссией установлено в составе заявки ООО "ЗЕОН" декларации участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи в отношении продукции - Машина портативная персональная электронно-вычислительная Aquarius CMP NS685U R11, номер записи - 1113\1\2021, а также наличие указанной реестровой записи в реестре российской промышленной продукции на официальном сайте Минпромторга России (https://gisp.gov.ru).
Таким образом, заявка ООО "ЗЕОН" Аукционной комиссией была правомерно признана соответствующей требованиям Аукционной документации.
1.2 В отношении второго довода Заявителя, о том, что Заказчик не включил информацию о конкретных показателях товара в проект контракта, Комиссия признает его обоснованным по следующим основаниям.
Как указанно выше, в извещении и в п.4.3.1 Части I информационной карты Документации об электронном аукционе содержится запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616.
Заказчику к поставке необходим товара - Ноутбук в составе и со следующими характеристиками в количестве 20 штук, указанными по наименованию, значению и единице измерения, согласно Части II. Описание объекта закупки: Техническое задание Документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2021 определено, что контракт заключается с ООО "ЗЕОН".
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, участник закупки указывает номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). При этом, такая информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В силу ч.2 ст.83.2 Закона о контракной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч.12 ст.54.7, ч.8 ст.69, ч.12 ст.82.1, ч.23 ст.83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч.2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч.23 ст.68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной п.2 ч.4 ст.54.4, п.7 ч.9 ст.83.1 Закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно размещенного на сайте единой информационной системе в сфере закупок и направленного 13.12.2021 г. в адрес победителя электронного аукциона проекта контракта, следует, что в Приложении N1 к Контракту, содержится спецификация на товар, с наименованием "Ноутбук" и представленных в табличной форме характеристик товара - "Показатели характеристик объекта закупки, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям", полностью соответствующим характеристикам товара, указанным в составе второй части заявки победителя. Однако в отношении указания конкретного наименования товара, предложенного к поставке победителем закупки, а также номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции на поставляемый товар, сведения в проекте контракта отсутствуют.
Следовательно, Заказчиком нарушено требование ч.2 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России, признает доводы жалобы обоснованными в части.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам установлены следующие нарушение.
2.1 В отношении требований к составу второй части заявки, установленных Аукционной документацией, Комиссия установила следующее.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию - документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
Раздел 15 часть I информационной карты Документации об электронном аукционе содержит указание на требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе; представляемые документы и информация в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе. П.19.9 изложен следующим образом:
"Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов: в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства": не требуются"
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, участник закупки указывает номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня).
Таким образом, при установленных ограничениях в отношении товара, предусмотренных Постановлением Правительства N616 в п.15.9 документации не включено требование о представлении обязательных документов и информации в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно информации о номере реестровой записи из, единого реестра российской радиоэлектронной продукции, что нарушает положение п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
2.2. В отношении содержания условия об обеспечении исполнения контракта в проекте контракта, Комиссия установила следующее.
Согласно п.1 ст.44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу п.2 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с ч.18 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с ч.29 ст.44 Закона, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные ст.45 Закона.
При этом ч.8 ст.44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в установленных законом случаях, подлежат возврату участнику закупки, а именно прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с ч.20 ст.44.
Согласно ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 Закона, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийных обязательств может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Из содержания п. 10.1 части IV "Проект государственного контракта" Аукционной документации, следует, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему Контракту Исполнитель до заключения Контракта предоставляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию, выданную банком или иной кредитной организацией (срок действия гарантии до 26.01.2022 включительно), либо передает заказчику в залог денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита).
Указанное положение о внесении денежных средств в залог, в том числе в форме вклада (депозита) содержалось в п.4 ст.29 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014. Законом о контрактной системе такой способ внесения обеспечения исполнения контракта не предусмотрен.
Таким образом, Заказчиком нарушено требование ч.1,3 ст.96 Закона о контрактной системе.
2.3. В отношении положения проекта контракта об изменении срока его исполнения, Комиссия установила следующее.
В силу пп.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, среди прочего, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
П.14.3 части IV "Проект государственного контракта" Аукционной документации установлено следующее: "Если, по мнению сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий.". Такая формулировка о продлении срока исполнения обязательств противоречит положению Закона о контрактной системе.
Следовательно, Заказчиком нарушено требование пп.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе
Комиссия Удмуртского УФАС России обращает внимание Заказчика, что раннее по идентичным положениям проекта контракта было установлено нарушение требований ч.1,3 ст.96, пп.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в решении по делам N 018/06/106-1089/2021 , 018/06/106-1098/2021 от 19.11.2021 при рассмотрении жалобы на положения документации при проведении аукциона в электронной форме ,номер извещения в ЕИС - 0313100008821000068, в выдачей обязательного для исполнения предписания. Стоит учесть, что поскольку требования антимонопольного органа о понуждении к принятию мер, указанных в предписании, вытекают из публичных правоотношений, данные требования, среди прочего могут определять должное поведение субъектов контроля.
Однако при рассмотрении проекта контракта в данной закупке, указанные положения, противоречащие действующему законодательству Заказчиком оставлены без внимания, меры для приведения в соответствие проекта контракта по указанной закупке не приняты.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по устранению выявленных нарушений, путем отзыва ранее направленного проекта контракта победителю закупки, внесения изменений в него и направления вновь.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМАРТ ВН" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме по закупке медицинских товаров "Компьютеры (ноутбуки)" (номер извещения в ЕИС - 0313100008821000071) обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России нарушение ч.2 ст.83.2, п.6 ч.5 ст.66, ч.1,3 ст.96, пп.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о контрактной системе, путем отзыва ранее направленного проекта контракта победителю закупки, внесения изменений в п.10.1, 14.3, спецификацию, указанную в Приложении N1 проекта контракта в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения; направить вновь проект контракта победителю закупки, соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для принятия решения о возбуждении административного производства статьи 7.30 КоАП РФ в отношении Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии: |
* |
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 22 декабря 2021 г. N 018/06/106-1233/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021