Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено __ декабря 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной наркологический диспансер" (далее - ГБУЗ "Областной наркологический диспансер", заказчик) о включении сведений об Открытом акционерном обществе "Магнитогорский хлебокомбинат", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ОАО "МХК", общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (хлеб) (извещение N 0369200005221000092) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Полтавской А.Е., действующего на основании доверенности от 22.12.2021 N 9;
- представителя ОАО "МХК" Васильевой А.К., действующего на основании доверенности от 11.08.2021 N 16,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении сведений об ОАО "МХК", его директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно представленным документам 01.12.2021 заказчик объявил о проведении электронного аукциона путем размещения в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 109 751 рубль 40 копеек.
Обеспечение исполнения контракта - 5 487 рублей 57 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0369200005221000092-1 от 09.12.2021 заявка ОАО "МХК" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Проект контракта направлен победителю аукциона посредством ЕИС - 10.12.2021.
Регламентированный срок подписания проекта контракта - 15.12.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона 15.12.2021 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Установив факт неисполнения обществом требований Закона о контрактной системе по заключению контракта, заказчик 16.12.2021 признал ОАО "МХК" уклонившимся от заключения контракта и направил сведения о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке либо разместить протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, то победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а также исполнить требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Из документов, представленных заказчиком, следует, что проект контракта направлен победителю аукциона посредством электронного документооборота - 10.12.2021, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
Регламентированный срок подписания доработанного проекта контракта со стороны победителя аукциона - 15.12.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона 15.12.2021 в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, победитель аукциона при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 83.2, частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, согласно которым победитель аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан, разместить на электронной площадке помимо подписанного со своей стороны проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта зафиксирован заказчиком в Протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.12.2021 для закупки 036920000522100009201, который размещен в ЕИС 16.12.2021.
Сведения о признании участника уклонившимся от заключения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган - 17.12.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя или он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении, как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Из письменных пояснений ОАО "МХК", поддержанных представителем ОАО "МХК" на заседании Комиссии следует, что общество не имело намерений уклоняться от заключения контракта, однако общество не отрицает, что в срок, установленный Законом о контрактной системе, победитель аукциона не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
При этом общество не разместило на электронной площадке сведения, необходимые для заключения контракта, ввиду невозможности зайти в личный кабинет электронной торговой площадки, так как при входе на электронную площадке через Госуслуги возникали проблемы.
По поводу непредставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракт установлено, что 15.12.2021 до признания ОАО "МХК" уклонившимся от заключения контракта, общество внесло на специальный счет денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением от 15.12.2021 N 4836 на сумму 5 487 рублей 57 копеек, выпиской из лицевого счета заказчика от 15.12.2021.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
При этом к обстоятельствам непреодолимой силы и чрезвычайности не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
Как следует из подпункта "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Учитывая, что ОАО "МХК" совершены действия, направленные на заключение контракта, выразившееся в предоставлении обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, а факт совершения указанных действий, подтверждён документально, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ОАО "МХК", его генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как указанные действия, свидетельствуют о намерении заключить контракт.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Областной наркологический диспансер", в отношении ОАО "МХК" (ИНН 7414002051), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (хлеб) (извещение N 0369200005221000092), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 декабря 2021 г. N 074/06/104-3819/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021