Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения "Магнитогорский спортивно-технический клуб" (далее - МБУ "МСТК", заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Гришанове Кирилле Алексеевиче (далее - ИП Гришанов К.А., поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на поставку товара N 21/14 от 09.09.2021, заключенного в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в присутствии:
- представителя МБУ "МСТК" директора Моисеева Дениса Анатольевича, действующего на основании распоряжения N 301-К от 01.04.2021,
- в отсутствие ИП Гришанова К.А., телеграмма, направленная в адрес индивидуального предпринимателя, вернулась с отметкой "Поданная вами телеграмма ИП Гришанову К.А. вручена матери 22/12",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение МБУ "МСТК" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Гришанове К.А.
Согласно представленным документам, 09.09.2021 заказчик и ИП Гришанов К.А. заключен контракт N 21/14 на поставку мотоциклетных запчастей, согласно спецификации. Цена контракта составляет 541 910,00 (пятьсот сорок одна тысяча девятьсот десять) рублей.
Как следует из заявления заказчика, поставщик обязательства по поставке не исполнил, в связи с чем 01.11.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 17.08.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.8 контракта N 21/14 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 01.11.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 02.11.2021 указанное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено ИП Гришанову К.А. заказным письмом посредством АО "ПОЧТА РОССИИ".
Надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является получение заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. Согласно информации, размещенной на сайте Почты России письмо, отправленное по адресу 456772, Челябинская область, г. Снежинск, ул. Комсомольская, д. 22, кв. 73, не получено индивидуальным предпринимателем, выслано обратно отправителю 06.12.2021. Обратно заказчику заказное письмо вернулось 08.12.2021, (вх. N 295).
В этой связи контракт является расторгнутым 20.12.2021.
Комиссия отмечает, что информацию о расторжении контракта в единой информационной системе разместить не представляется возможным, поскольку контракт заключен с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,
Между заказчиком и ИП Гришановым К.А. 09.09.2021 заключен контракт N 21/14 на поставку мотоциклетных запчастей, согласно спецификации (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить мотоциклетные запчасти, согласно спецификации (далее - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктом 1.4 контракта срок поставки товара определен с момента заключения контракта по 18 октября 2021 года.
Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.11.2021 и представленных на заседании Комиссии документов следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему, в объеме, предусмотренном условиями контракта, поставщиком не выполнены.
В связи с неисполнением обязательств по контракту Заказчиком в адрес ИП Гришанова К.А. направлялась претензия N 76 от 18.10.2021, с указанием срока поставки товара до 31.10.2021.
Ответа на претензию заказчику не поступило, товар не поставлен.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Положения части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагают право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Антимонопольным органом установлено, что ИП Гришановым К.А. неоднократно нарушены сроки поставки товара, поставка товара надлежащего качества и в требуемом заказчику количестве не осуществлена.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Времени для выполнения условий контракта у индивидуального предпринимателя было предостаточно. Причина неисполнения условий контракта неизвестна. Доказательств невозможности осуществления поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и на согласованных сторонами условиях, поставки товара надлежащего качества и соответствующего количества в материалы дела ИП Гришановым К.А. не представлено.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение о заключении с заказчиком контракта.
Так, заключая контракт для муниципальных нужд в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, взявшим на себя обязательства по исполнению такого контракта.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
ИП Гришановым К.А. нарушены условия контракта на поставку товара N 21/14 от 09.09.2021, поставщиком нарушены сроки поставки товара, товар не поставлен.
Действия ИП Гришанова К.А. явились причиной нарушения муниципальных интересов, поскольку потребность МБУ "МСТК" в приобретении мотоциклетных запчастей, согласно спецификации не удовлетворена.
Поставщик не выполнил условия контракта.
Следовательно, в действиях ИП Гришанова К.А. содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением "Магнитогорский спортивно-технический клуб" об Индивидуальном предпринимателе Гришанове Кирилле Алексеевиче (ИНН 742309247530) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 декабря 2021 г. N 074/06/104-3839/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021