Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Министерства образования Республики Мордовия - _., действующего на основании доверенности N4779 от 08.11.2019 года (со сроком действия 3 (три) года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующего на основании доверенности б/н от 28.05.2021 года (со сроком действия 1 (один) год);
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "И_", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N013/06/69-722/2021, (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей общества (вх.N40 от 11.01.2022 года);
рассмотрев 11 января 2022 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "И_" (далее - ООО "И_", Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства образования Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000321002993 на закупку цифровых лабораторий для школьников (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 27.12.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 28.12.2021 года N 830 рассмотрение жалобы назначено на 10.01.2022 года в 15 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 28.12.2021 года N 830 о назначении дела N 013/06/69-722/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России письмом N2 от 10.01.2022 года до рассмотрения дела по существу сторонам было направлено приглашение на участие в видеоконференции (далее - ВКС), а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
10.01.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 00 минут 11.01.2022 года в связи с изменением состава Комиссии Мордовского УФАС России рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки началось заново.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N0809500000321002993 и документация о проведении Аукциона размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.12.2021 17:48 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 29 657 200,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.12.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 21.12.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 22.12.2021.
Код бюджетной классификации: 8090709023E151690244.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Образование" (федеральный проект "Современная школа").
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.12.2021 N0809500000321002993-1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 20.12.2021 года (время московское) поступило 3 (три) заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами:12587845(1), 12588180(2), 12589644(3). На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на соответсвие требованиям, установленным документацией об аукционе, аукционная комиссия приняла решение допустить все заявки к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.12.2021 N0809500000321002993-3 заявки с индентификационными номерами: - 12588180(2), 12589644(3) признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации, а заявка с индентификационным номером: 12587845(1) (заявка Заявителя) признана несоответствующей по основаниям, указанным в протоколе. Победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки - 12589644(3).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (здесь и далее в редакции закона, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 02 июля 2021 года N 360-ФЗ; на момент размещения извещения о проведении электронного Аукциона).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного учреждения, незаконно признавшей вторую часть заявки Заявителя (с идентификационным номером: 12587845(1)), несоответствующей требованиям документации.
Согласно представленным в порядке части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям (вх.N6877 от 29.12.2021 года) Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе (вх.N6884 от 29.12.2021 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе должны содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), которым утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень)
Согласно пункту 2 Постановления N617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
При этом согласно пункту 7 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Из положений аукционной документации следует, что объектом закупки является поставка цифровых лабораторий для школьников. Описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны Заказчиком в разделе 2 "Техническое задание" документации об Аукционе.
Согласно документации об Аукционе Заказчиком установлен код ОКПД2: 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные). Указанный код ОКПД2 содержится в Перечне, предусмотренном Постановлением N 617.
Заказчиком в извещении, а также пункте 25 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее:
"установлены - (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Присутствуют обстоятельства, допускающие исключение, влекущее неприменение запрета: подпункт "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236;
установлены - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
установлены - в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Приложение N2".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно подпункту 8 пункта 26.2 Информационной карты документации об Аукционе вторя часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
При отсутствии данной информации заявка участника на основании пункта 6 части 5 статьи 66 Закона приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На основании части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников аукционной комиссией Заказчика, Уполномоченного учреждения принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей документации об Аукционе на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Данное решение аукционной комиссии зафиксировано в протоколе подведения итогов электронного аукциона N1742-ЭА-21/О от 23.12.2021 года. При этом заявка с номером 12587845(1) (заявка Заявителя) признана несоответствующей по следующему основанию: "п. 3 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд''; - заявка на участие в электронном аукционе не соответствует п. 25, п.п. 8. п. 26.2 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе - положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе: в связи с отсутствием документов или копий этих документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N617 (информация о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (при условии установления соответствующих условий, запретов и ограничений в пункте 25 настоящей Информационной карты аукциона)".
Изучив вторые части заявок на участие в Аукционе на право заключения государственного контракта на поставку цифровых лабораторий для школьников, Комиссия Мордовского УФАС России установила, что участники закупки с идентификационными номерами заявок 12588180(2) и 12589644(3) предложили к поставке товары, страной происхождения которых является Российская Федерация и в составе второй части, которых содержались сведения о нахождении промышленных товаров реестре российской промышленной продукции с разными номерами реестровой записи.
При этом, заявка Заявителя с предложением к поставке товара со страной происхождения - Российская Федерация не содержала предусмотренные пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документы (сведения о нахождении промышленных товаров реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи).
Учитывая, что на участие в закупке подано не менее двух заявок, удовлетворяющих требования извещения и аукционной документации, которые содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются государства - члены ЕЭС и не содержат предложений о поставке одного и того же товара одного производителя, следовательно, в силу пункта 2 Постановления Правительства N 617 заявка Заявителя подлежит отклонению.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного учреждения, принявшей решение о несоответствии заявки N12587845(1) (ООО "И_") требованиям документации об Аукционе, не нарушают положения Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "И_" на действия аукционной комиссии Министерства образования Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000321002993 на закупку цифровых лабораторий для школьников необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11 января 2022 г. N 013/06/69-722/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022