Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Киреевский район (далее - Заказчик, Администрация) б/н от 24.12.2021 (вх. N 7620 от 24.12.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Владимир" (ИНН 4027137000; 248016, г. Калуга, ул. Карла Либкнехта, д. 29, офис 201) (далее - Общество, ООО "Владимир", Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 26.04.2021 N 19 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования Киреевский район в 2021 году (закупка N 0166300021421000012, реестровый номер контракта 3712800481221000032) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя Заказчика по доверенности;
- - представителя ООО "Владимир" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
24.12.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Владимир" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования Киреевский район в 2021 году (закупка N 0166300021421000012) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона размещены 01.04.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 216 129,79 рублей.
26.04.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Владимир" заключен Контракт на сумму 6 490 256,37 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования Киреевский район в 2021 году (далее - объект), в соответствии с условиями Контракта, утвержденными сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (Приложение N 1 к контракту), Техническим заданием (Приложение N 3 к контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять работы и оплатить их в установленном Контрактом порядке.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по ремонту Объекта в соответствии с условиями Контракта и передать его Заказчику.
На основании пунктов 3.1, 3.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные Контрактом.
Начало выполнения работ: с момента заключения Контракта.
Окончание выполнения работ: не позднее 01 ноября 2021 года.
При этом, Приложением N 4 к Контракту определен следующий график выполнения строительно-монтажных работ:
N этапа |
Этап |
Объект выполнения работ |
Место выполнения работ |
Объем выполнения работ* |
Срок выполнения |
1 |
1 |
Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск"-автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района |
Киреевский район, участок автомобильной дороги "Тула-Новомосковск"-автоподъезд к населенному пункту Пятницкое |
Согласно локальной сметы на объект |
С момента заключения контракта, не позднее 01.09.2021 |
2 |
2 |
Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск"-автоподъезд к населенному пункту Подосинки |
Киреевский район, автомобильная дорога "Тула-Новомосковск"-автоподъезд к населенному пункту Подосинки (от моста до автодороги "Липки-Бородинский-Большие Калмыки-Круглое-Подосинки") |
Согласно локальной сметы на объект |
С момента заключения контракта, не позднее 01.11.2021 |
На основании пункта 4.3 Контракта к обязанностям Заказчика относятся, в том числе следующие:
- Осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, проверку фактически выполненных объемов, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (пункт 4.3.1).
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта к обязанностям Подрядчика относятся, в том числе следующие:
- Принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (пункт 4.1.1).
- Обеспечить:
выполнение работ на объекте в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений;
качество выполнения всех работ в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, нормативной документацией, требованиями пожарной безопасности, техническими условиями;
своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации;
выполнение на объекте мероприятий по технике безопасности, безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и нормативной документациями, а также иным действующим законодательством;
освобождение объекта от принадлежащего ему имущества в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты выполнения всех обязательств по контракту;
с момента начала выполнения работ до подписания акта приемки законченного ремонтом объекта за свой счет осуществлять охрану объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества (пункт 4.1.2).
- Немедленно известить заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных, независящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок (пункт 4.1.9).
В соответствии с пунктом 4.1.13 Контракта Подрядчик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному настоящим Контрактом сроку предоставить Заказчику результаты выполнения работы.
Порядок сдачи и приемки работ согласован сторонами Контракта в разделе 5.
Пункт 12.1 Контракта содержит следующие положения:
"Срок действия Контракта: с момента заключения по 25 декабря 2021 года (срок действия Контракта включает срок окончания работ, период приемки результатов выполненных работ по Контракту, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по Контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту".
Из материалов дела установлено следующее.
15.07.2021 Заказчиком совместно с представителем строительного контроля ООО "Магма+" (начальником лаборатории) составлен акт обследования фактически выполненных работ по объектам: "Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Подосинки", "Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района" в рамках выполнения Контракта.
Указанный акт содержит следующую информацию:
"1. Объект "Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Подосинки": работы на объекте не проводились. С момента заключения контракта выполнено - частичная грубая разборка дорожной одежды; разборка траншей под расширение проезжей части; устройство основания из щебня, без предъявления к освидетельствованию скрытых этапов работ, а именно полная разборка дорожной одежды, разборка траншей под расширение проезжей части, устройство подстилающих и выравнивающих слоев из щебня в траншеи под уширение проезжей части, что противоречит СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85".
2. Объект "Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района": с момента заключения контракта по настоящее время Подрядчик к работам не приступил.
Выводы комиссии:
Объект 1 - Работы выполнены с нарушением СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85".
Данный факт ведет к нарушению производственного процесса на объекте, что может повлиять на качество выполненных работ и на гарантийный срок выполненных работ. Подрядчик обязан уведомлять Заказчика о необходимости освидетельствования скрытых работ. Каждый вид скрытых работ сдавать пооперационно с оформлением актов на скрытые работы.
Подрядчик обязан предоставить Заказчику фотоматериалы скрытых работ.
Скрытые работы, выполненные без освидетельствования заказчика, принятию и оплате заказчиком не подлежат. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается. По требованию Заказчика подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить ее.
Объект 2 - Нарушение срока завершения работ на данном объекте, согласно графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 4 к Контракту) - не позднее 01.09.2021, что является препятствием по организации регулярных перевозок общественным транспортом в с. Пятницкое и подвозу с 01.09.2021 детей до образовательных учреждений и нарушением сроков выполнения решения Киреевского районного суда".
21.07.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 12-25/1536 от 21.07.2021, в котором указал на следующие замечания по объекту "Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Подосинки":
1. Отсутствуют (по двум направлениям) временные дорожные знаки: 1.25 "Дорожные работы", 3.24 "Ограничение скорости".
2. Уширение проезжей части не огорожено сигнальной лентой и отсутствуют дорожные знаки 4.2.1 - 4.2.3 "Объезд препятствия".
В указанном письме Заказчик также сообщил Подрядчику о необходимости в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения, о чем предоставить фотоотчет на адрес электронной почты Администрации.
03.09.2021 Заказчиком совместно с представителем строительного контроля ООО "Магма+" (начальником лаборатории) составлен акт обследования фактически выполненных с 15.07.2021 работ по объектам: "Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Подосинки", "Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района" в рамках выполнения Контракта.
Указанный акт содержит информацию следующую информацию:
- работы по объекту "Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Подосинки" с 15.07.2021 Подрядчиком не проводились;
- замечания, указанные в письме Заказчика исх. N 12-25/1536 от 21.07.2021, не устранены;
- к выполнению работ по объекту "Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района" Подрядчик не приступил.
19.10.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо (исх. N 111 от 19.10.2021), в котором гарантировал окончание работ по Контракту в срок до 01.11.2021.
Согласно информации, представленной Заказчиком в ходе заседания Комиссии, по состоянию на 01.11.2021, работы в полном объеме не были выполнены Подрядчиком. При этом, Администрация предоставила Обществу дополнительное время на выполнение оставшейся части работ по Контракту, предполагая применить по их завершению штрафные санкции, предусмотренные Контрактом.
13.12.2021 Заказчиком совместно с представителем строительного контроля ООО "Магма+" (начальником лаборатории), а также с генеральным директором ООО "Владимир" составлен акт обследования фактически выполненных с 03.09.2021 работ по объектам: "Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Подосинки", "Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района" в рамках выполнения Контракта.
Указанный акт содержит информацию следующую информацию:
"1. Объект "Ремонт автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Подосинки": работы на объекте выполнены за исключением обустройства обочин щебнем.
2. Объект "Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района": с момента заключения Контракта по настоящее время Подрядчик к работам не приступил.
Выводы комиссии:
Объект 1 - Работы выполнены с нарушением СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85". Данный факт ведет к нарушению производственного процесса на объекте, что может повлиять на качество выполненных работ.
Объект 2 - Нарушение срока завершения работ на данном объекте, согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение N4 к Контракту) - не позднее 01.09.2021, что является препятствием по организации регулярных перевозок в с.Пятницкое, а именно: подвозу детей до образовательных учреждений и нарушением сроков выполнения решения Киреевского районного суда".
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ определено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Законом, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки Подрядчиком начала работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 30 дней (несоблюдение Подрядчиком установленных графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 4) сроков выполнения работ);
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 30 дней;
- отступления Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушения Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчики (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с тем, что ООО "Владимир" в установленный Контрактом срок не исполнило свои обязательства по Контракту в полном объеме, при этом выполняя работы настолько медленно, что их окончание к сроку стало явно невозможным, 13.12.2021 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 19 от 26.04.2021 работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования Киреевский район в 2021 году (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Решение).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что 13.12.2021 информация о принятом Заказчиком Решении размещена в единой информационной системе.
13.12.2021 Заказчик вручил Решение генеральному директору ООО "Владимир" лично, о чем в таком Решении 13.12.2021 сделана отметка, содержащая в том числе фамилию, инициалы, должность генерального директора Общества, а также печать ООО "Владимир".
Следовательно, обязанности по направлению Подрядчику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления ООО "Владимир" о принятом решении Заказчиком соблюдены.
20.12.2021 Заказчиком и Подрядчиком составлен и подписан акт сдачи-приемки фактически выполненных с 26.04.2021 по 13.12.2021 без замечаний работ на сумму 5 988 451,22 рублей.
27.12.2021 указанная в акте сдачи-приемки выполненных работ от 20.12.2021 сумма выплачена Заказчиком Подрядчику в полном объеме (платежное поручение от 27.12.2021 N 3365 на сумму 5 988 451,22 рублей).
До момента вступления Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в силу недостатки работ, послужившие основанием для принятия такого Решения, Обществом не устранены.
При этом, факт того, что работы с 13.12.2021 не велись Обществом сторонами рассматриваемого дела не отрицаются.
Анализ представленных в материалы дела документов и сведений показал, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Подрядчику о принятии Заказчиком такого и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Причем представитель Общества на заседании Комиссии подтвердил, что к работам по объекту 2 "Обустройство посадочной площадки с установкой остановочного павильона на участке автомобильной дороги "Тула-Новомосковск" - автоподъезд к населенному пункту Пятницкое Киреевского района" Подрядчик не приступал.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "Владимир" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Необходимо отметить, что Подрядчик выполнение работ не приостанавливал, о каких-либо трудностях, возникших в ходе исполнения Контракта, Заказчику не сообщал, напротив, гарантировал выполнение всего объема работ в срок до 01.11.2021 (письмо исх. N 111 от 19.10.2021).
Вместе с этим, Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить обязанность по выполнению условий Контракта.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Обществом работы, в соответствии с условиями Контрактом, не выполнены в полном объеме. Более того, Подрядчик в принципе не приступил к выполнению ряда работ, предусмотренных Контрактом.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Обществом доказательств выполнения работ в полном объеме и в установленный срок.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Участие Общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ООО "Владимир" были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "Владимир" оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласился со всеми его условиями.
Своим бездействием Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на ООО "Владимир" санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ООО "Владимир" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "Владимир", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО "Владимир" условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Владимир" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.
Оценка действий ООО "Владимир", совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 16 статьи 95, части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Владимир" (ИНН 4027137000; 248016, г. Калуга, ул. Карла Либкнехта, д. 29, офис 201; генеральный директор Манукян Вардан Вирабович ИНН 026514087564) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 26.04.2021 N 19 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования Киреевский район в 2021 году (закупка N 0166300021421000012, реестровый номер контракта 3712800481221000032).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Владимир" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.12.2021 |
29.12.2021 |
24.12.2021 |
0 |
24.12.2021 |
10.01.2022 |
10.01.2022 |
0 |
13.01.2022 |
13.01.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 10 января 2022 г. N 071/06/104-1310/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022