Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: _- начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии: _ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, _ - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения Заказчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении _ (ИНН 183900355502) в связи с уклонением от заключения контракта по итогам проведения электронного Аукциона N зз-51635-2021 "Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Можга)" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - N 0813500000121017531, далее - Аукцион) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Заказчик): _ (доверенность б/н от 01.10.2019),
в отсутствие:
Пахомовой А.П. (далее - участник закупки, Победитель), уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 28.12.2021 NОП01-17-05/7320э),
представителей ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 28.12.2021 NОП01-17-05/7320э),
УСТАНОВИЛА:
19.11.2021 В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена документация о проведении Аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 334 604,96 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок участников закупки от 30.11.2021 на участие в Аукционе подано 4 заявки участников, все заявки признаны соответствующими требованиям документации и допущены до участия в Аукционе.
Согласно протокола подведения итогов электронного Аукциона от 07.12.2021 победителем был признан участник закупки - _, предложившая наиболее низкую цену контракта в размере 33 365,16 рублей за 1 кв.м.
09.12.2021 Заказчик разместил проект контракта в единой информационной системе. Однако в установленный законом срок, проект контракта Пахомовой А.П. подписан не был, обеспечение исполнение контракта не внесено.
15.12.2021 Заказчиком принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в адрес Пахомовой А.П. был направлен проект контракта для подписания. _ контракт не подписала в срок, установленный законом, обеспечение исполнения контракта не внесла. Заказчиком было принято решение о признании Пахомовой А.П. уклонившейся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, изучив пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью, указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке (часть 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В силу части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу пункту 14 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе для победителя аукциона предусмотрен срок, в течение которого он обязан подписать контракт, а также представить обеспечении исполнения контракта. Именно по истечении этого срока в случае неподписания контракта он признается уклонившимся от его заключения, если не докажет свою добросовестность и отсутствие виновного поведения в уклонении от подписания контракта.
Исходя из представленных документов, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что последним днем подписания проекта контракта явилась дата - 14.12.2021.
Обязанность по заключению контракта с заказчиком в срок установленный законом участником электронного аукциона Пахомовой А.П., не исполнена. Обеспечение исполнения контракта не предоставлено.
Кроме того, не подтверждено намерение победителя Аукциона заключить контракт с Заказчиком, поскольку переписка победителя закупки с заказчиком по вопросу заключения контракта не велась, в том числе участник закупки не обращался к заказчику с письменными пояснениями о причинах невозможности заключить контракт. Более того, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что с квартиру по адресу: УР, г. Можга, Наговицынский микрорайон д.36, кв.63, предложившую к поставке в рассматриваемой закупке, _ реализовала по закупке с номер извещения в единой информационной системе - 0813500000121017531, в связи с чем имеются все основания полагать, что у Пахомовой А.П., было намерение заключить контракт лишь по одному из аукционов, в которых она принимала участие, поскольку несколько раз реализовать имеющееся жилое помещение путем заключения государственных контрактов будет незаконным. То есть у участника закупки изначально не было намерения и воли в части заключения контракта, и, следовательно, добросовестного исполнения принятых на себя обязательств.
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков участник Аукциона _. не представила документы и сведения, позволяющие сделать вывод о намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией, а также объективные причины, по которым контракт не заключен в установленный законом срок.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом закупки является социально значимый объект - жилье для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку отказ от заключения контракта лишает права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление квартиры в ближайшие сроки.
На основании установленных обстоятельств Комиссия Удмуртского УФАС приходит к выводу о том, что в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о _ подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении Пахомовой Анны Петровны (ИНН 183900355502) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системы в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
15.12.21 |
20.12.21 |
20.12.21 |
0 |
22.12.21 |
29.12.21 |
29.12.21 |
0 |
11.01.21 |
11.12.21 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
|
|
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии |
___________ _
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 декабря 2021 г. N 018/06/104-1264/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022