Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад N 52 "Росинка" заведующей Поповой Ирины Александровны и в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Престиж", рассмотрев заявление заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад N 52 "Росинка" (ИНН: 3016026553; адрес: 414052, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Авиационная, 11) о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Престиж" (ИНН: 9721122717; адрес: 109202, г. Москва, ул. 2-я Карачаровская, д. 1, стр. 1, этаж 1, ком. 171, оф. А9Л) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.12.2021 поступило заявление Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад N 52 "Росинка" (далее - Заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Престиж" (далее также - ООО "Престиж", Победитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по закупке N 0325300006421001019 на замену ограждения территории МБДОУ г. Астрахани N 52 по ул. Авиационная, 14а (ИКЗ 213301602655330190100100130014329244) (номер извещения: 0325300006421001019).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 30.12.2021 года в 10 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа.
Заведующая Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад N 52 "Росинка" Попова И.А. приняла личное участие.
Общество участие своих представителей не обеспечило, в назначенное время к интернет видеоконференции представители не подключились.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 30.12.2021 на 10.01.2022 на 14 часов 30 минут.
Заведующая Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад N 52 "Росинка" Попова И.А. приняла личное участие.
Общество участие своих представителей не обеспечило, в назначенное время к интернет видеоконференции представители не подключились.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
19.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на замену ограждения территории МБДОУ г. Астрахани N 52 по ул. Авиационная, 14а (номер извещения: 0325300006421001019) (далее - электронный аукцион) и документация об этом контракте.
По результатам электронного аукциона победителем был признано ООО "Престиж" (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.10.2021 N0325300006421001019-1), в связи с чем было принято решение о заключении контракта с Победителем. Данный протокол был размещен на официальном сайте 27.10.2021.
В силу требования части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
08.11.2021 Заказчиком на официальном сайте был размещен проект государственного контракта.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
15.11.2021 года Победителем на официальном сайте размещен протокол разногласий.
Согласно части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
16.11.2021 года Заказчиком на официальном сайте размещен доработанный проект контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Регламентированный срок подписания контракта победителем - не позднее 19.11.2021.
При этом Победителем был размещен в единой информационной системе подписанный проект контракта 20.11.2021.
Руководствуясь частью 13 статьей 83.2 Закона о контрактной системе, 22.11.2021 Заказчик принял решение о признании Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 22.11.2021 NППУ1). Данный протокол был размещен на официальном сайте 22.11.2021.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
23.11.2021 в связи с технической ошибкой, обращение о включении информации об ООО "Престиж" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено на неверно указанный адрес почты Управления (вместо to30@fas.gov.ru указаны адреса to30@basgov.ru и to30@fasgov.ru).
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в указанных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П, определения от 07.06.2001 года N 139-О, от 07.02.2002 года N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами N 1078, пункт 13 которых обязывает антимонопольный орган осуществлять проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта.
Как следует из материалов проверки, проект контракта был подписан Победителем и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы пусть и вне срока, установленного Законом о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии у Победителя намерения уклониться от подписания контракта.
Таким образом, не подписание ООО "Престиж"" контракта в установленный срок не явилось реализацией умышленных действий (бездействия) по уклонению от заключения контракта.
В рассматриваемом случае оснований для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Престиж" в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад N 52 "Росинка" о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Престиж" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением г. Астрахани "Детский сад N 52 "Росинка" требований Закона о контрактной системе при направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Престиж" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 января 2022 г. N РНП-30-1-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022