Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "ПроФарм" - Сорокиной Е.С. (действующая по доверенности NДН-123 от 09.09.2021 года), надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, надлежащим образом извещенного, рассмотрев жалобу ООО "ПроФарм" на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: ГЛИКЛАЗИД (реестровый N 0125200000721000573), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.12.2021 поступила жалоба ООО "ПроФарм" (далее - Заявитель; Общество) на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: ГЛИКЛАЗИД (реестровый N 0125200000721000573) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия допустила нарушение требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 29.12.2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.407.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в присутствии представителя заявителя ООО "ПроФарм" - Сорокиной Е.С. (действующая по доверенности NДН-123 от 09.09.2021 года), надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, надлежащим образом извещенного.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 10:30 30.12.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "ПроФарм" - Сорокиной Е.С. (действующая по доверенности NДН-123 от 09.09.2021 года), надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, надлежащим образом извещенного.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
06.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 118 400,00 руб.
Согласно доводу Заявителя аукционная комиссия заказчика необоснованно не применила Постановление N 1289 и не отклонила заявку участника закупки, содержащую предложение о поставке товара иностранного происхождения.
Частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N1289 (далее - Постановление N1289) установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объектом закупки является лекарственный перепарат для медицинского применения: ГЛИКЛАЗИД.
В связи с тем, что указанный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов извещением о проведении закупки и документацией о закупке установлены соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
В силу пункта 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункта 1(1) постановления N 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 постановления N 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 1.4 Приказа N 126н в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с п. 1 Постановления N 1289 и, при этом, соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На основании пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2021 N0125200000721000573-1 на участие в аукционе поступило 4 аукционные заявки, зарегистрированные под NN 111127335, 111133350, 111134800, 111136943.Все участники аукциона были допущены к участию в электронном аукционе.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.12.2021 N0125200000721000573-3, на участие в аукционе поступило 4 аукционные заявки от следующих участников закупки: ООО "Медресурс" (Заявка N 111134800), ООО "Волна" (Заявка N 111136943), ООО "ПроФарм (Заявка N 111127335, Заявитель), ООО "Андромеда" (Заявка N 111133350). Заявки всех участников закупки были признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.12.2021 участник закупки, заявка которого была зарегистрирована под N111134800, ООО "Медресурс" признан победителем электронного аукциона.
Проанализировав содержание заявок всех участников закупки, а также сведения из Государственного реестра лекарственных средств, Комиссия установила, что участником закупки с идентификационным номером 111134800 был предложен товар, страной происхождения которого является Россия, производитель ОАО "Синтез", участником закупки с идентификационным номером 111136943 был предложен товар, страной происхождения которого является Россия, производитель АО "Акрихин", участником закупки с идентификационным номером 111127335 был предложен товар, страной происхождения которого является Россия, производитель ООО "Фармасинтез-Тюмень", участником закупки с идентификационным номером 111133350 был предложен товар, страной происхождения которого является Словения, производитель АО "КРКА, д.д, Ново место", Словения.
В связи с тем, что на участие в электронном аукционе подано не менее двух заявок, страной происхождения которых является Россия и имеющих различных производителей товара, аукционная комиссия заказчика обязана применить положения Постановления N 1289 и отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств.
Вместе с тем, заявка участника закупки, зарегистрированная под N111133350, признана аукционной комиссией соответствующей требованиям ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 3 части 6 статьи 69, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Однако указанное нарушение не влияет на результат определения поставщика, поскольку заявке N111133350 присвоен четвертый порядковый номер.
2. Согласно доводу Заявителя аукционной комиссией Заказчика необоснованно не применен пункт 1 (1) Постановления 1289, а также требования Постановления 126н.
Комиссия отмечает, что в составе второй части заявки ООО "ПроФарм" (Заявитель) присутствовал документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства N СП-0001321/11/2021 от 10.11.2021, согласно которому все стадии производства фармацевтической субстанции осуществлены на территории Российской Федерации.
При этом, государственный реестр лекарственных средств содержит информацию о том, что фармацевтическая субстанция препарата, предложенного Заявителем, может быть произведена только в Китае, что в свою очередь, не может является подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции в соответствии с пунктом 1(1) Постановления 1289.
Кроме того, в заявках ООО "Волна" и ООО "Медресурс" отсутствовали документы, содержащие сведения о стадиях технологического процесса производства предложенного лекарственного препарата, а также документы, подтверждающие соответствие производителя товара Правилам надлежащей производственной практики, утвержденным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
С учетом того, что заявка участника закупки ООО "Андромеда", предложившего товар, страной происхождения которого является Словения, должна была быть признана аукционной комиссией Заказчика несоответствующей, а документы, предоставленные такими участниками как: ООО "ПроФарм", ООО "Медресурс", ООО "Волна", не подтверждают соответствие предложенного лекарственного препарата, требованиям п. 1(1), 1.2 Постановления 1289 и п.1.4 приказа N126н, указанные положения не подлежат применению.
С учетом вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно информации с официального сайта http://zakupki.gov.ru протокол подведения итогов электронного аукциона от 20.12.2021 N0125200000721000573-3 содержит сведения о заявках, решении аукционной комиссии по закупке N0125200000721000570, при этом сведения, предусмотренные частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, относящиеся к электронному аукциону N0125200000721000573, отсутствуют.
Следует отметить, что электронная версия протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.12.2021 N0125200000721000573-3 по закупке N0125200000721000573 без подписей членов аукционной комиссии размещен во вкладке "Результаты определения поставщика".
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом разместившего протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, нарушают часть 3 статьи 7, часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
С учетом изложенного, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПроФарм" на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: ГЛИКЛАЗИД (реестровый N 0125200000721000573) обоснованной в части нарушения 3 части 6 статьи 69, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Признать аукционную комиссию государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области нарушившей пункт 3 части 6 статьи 69, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: ГЛИКЛАЗИД (реестровый N 0125200000721000573).
3. Признать государственного заказчика - Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившей часть 3 статьи 7, часть 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: ГЛИКЛАЗИД (реестровый N 0125200000721000573
4. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Астраханской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: ГЛИКЛАЗИД (реестровый N 0125200000721000573).
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30 декабря 2021 г. N 030/06/67-9/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022