Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Л.Ю.Масюра,
при участии представителей интересов:
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым
"Крымский республиканский онкологический клинический диспансер имени В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - Волынец Р.А., Федоров А.Ю.(по доверенности),
- ООО "ВРК МедСервис" (далее - Заявитель) - Макарова Е.А.(по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования ("Elekta Synergy")" (извещение N0375200049021000310) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 2 раздела II.III. Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:
- "Лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники на виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения. Группа МТ - радиологические медицинские изделия в части оборудования для рентгенотерапии
в соответствии с Положением о лицензировании, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"
ЛИБО:
- Лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (со всеми приложениями) на виды работ (услуг) ,выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
в соответствии с Положением о лицензировании, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно которым с указанной даты наличие у хозяйствующего субъекта лицензии подтверждается записью в реестре лицензий, лицензия лицензиату в виде документа на бумажном носителе не выдается, в подтверждение наличия лицензии выдается выписка из соответствующего реестра лицензий.
Как установлено Комиссией, возможность предоставления в составе заявки выписки из реестра лицензий участникам закупки закупочной документацией не предоставляется. В связи с этим, установив в закупочной документации возможность подтверждения соответствия требованиям действующего законодательства только предоставлением копии лицензии, заказчик нарушил требования положений Закона о контрактной системе. Установленное требование о возможности подтвердить свое соответствие аукционной документации только путем предоставления копии лицензии, нарушают права потенциального участника (имеющего выписку из реестра лицензий), отвечающего требованиям аукционной документации в части правоспособности оказывать данные услуги, принять участие в электронном аукционе.
Правила формирования и ведения реестра лицензий, а также типовая форма выписки из реестра лицензий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N 2343.
Учитывая изложенное, требования к составу второй части заявки, для участия в оспариваемой закупке, должны содержать условие о предоставлении:
- копии указанных лицензий;
- или выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N 2343.
Требования Заказчика к составу второй части заявки не соответствуют положениям статьи 66 Закона и содержат нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 раздела II.II. Единые требования к участникам закупки документации установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона): "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений N 539-ФЗ) в части 1.1 статьи 31 слова "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменить словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона".
В силу части 1.1 статьи 31 Закона (в редакции действующей на момент публикации Извещения) заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 2, 3 части 3 статьи 103 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
- фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
- наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к участникам закупки не соответствующее редакции Закона о контрактной системе, действующей на момент публикации извещения, в нарушение части 1.1 статьи 31 Закона.
Приложением N3 к техническому заданию установлено предоставление следующих документов:
N |
Вид документа |
Описание документа |
Нормативный акт, предписывающий наличие данного разрешительного документа |
1 |
Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданный Федеральной службой по аккредитации |
В области аккредитации должны быть предусмотрены следующие определяемые характеристики (показатели): - определение поглощенной дозы ионизирующего излучения; - определение мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения; - определение геометрических размеров светового поля и радиационного поля, симметрию распределения радиационного поля; - измерение показателей радиационной безопасности приборов ионизирующего излучения, помещений, смежных с приборами ионизирующего излучения. - измерение показателей микроклимата, вентиляции, шума, освещенности. Область аккредитации должна предусматривать определение характеристик (показателей) для медицинских изделий, предусмотренных в приложении N1. |
Федеральный закон 412 -ФЗ от 28.12.2013 Об аккредитации в национальной системе аккредитации. ГОСТ 26140-84 Аппараты рентгеновские медицинские. Общие технические условия" Методические указания РД 50-691-89 "Государственная система обеспечения единства измерений. Поглощенные дозы фотонного (1-50 МэВ) и электронного (5-50 МэВ) излучений в лучевой терапии. Методы определения". п. 5.6.2.6 ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения", п. 5.7 ГОСТ Р 58451-2019 "Изделие медицинское. Обслуживание техническое. Основные положения" СанПиН 2.1.3678-2020 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 13 указанного Федерального закона, аккредитованные лица имеют право, в частности, осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
При этом, под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями (пункт 9 статьи 4 Федерального закона N412-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N183-ФЗ "О техническом регулировании", аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.
Таким образом, требование о предоставлении копии аттестата аккредитации предполагает наличие у участника аукциона соответствующего оборудования, необходимого для аккредитации такой лаборатории.
Оценив положения аукционной документации на соответствие требованиям данного федерального закона, Комиссия приходит к выводу, что требование аукционной документации о представлении в составе второй части заявки аттестата аккредитации лаборатории, выданного Федеральной службой по аккредитации с заявленной областью аккредитации, является требованием к участнику закупки об осуществлении им деятельности аккредитованной испытательной лаборатории и, соответственно, требованием о наличии соответствующих производственных мощностей, что не соответствует требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требований о предоставлении во второй части заявки аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) является нарушением положений действующего законодательства и ограничением конкуренции средств потенциальных участников закупки.
Кроме того, в рассматриваемом случае, как следует из описания, объектом закупки является оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования ("Elekta Synergy"), которые включают в себя, в том числе, контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники либо техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: Группа МТ.
Контроль технического состояния медицинской техники (медицинских изделий - это проверка соответствия значений параметров и характеристик изделия медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации, выявление изношенных и поврежденных частей (деталей), проверка действия всех защитных устройств и блокировок, наличия и ведения эксплуатационной документации (раздел 2 Методических рекомендаций, пункт 3.2.8 ГОСТ Р 56606-2015).
С учетом изложенного и принимая во внимание, что требующие наличия аттестата аккредитации услуги не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав услуг по техническому обслуживанию линейного ускорителя, ни проектом контракта не установлено каких-либо ограничений по привлечению к выполнению работ субисполнителей/субподрядчиков, включение в аукционную документацию требования о предоставлении участником закупки аттестата аккредитации противоречит положениям статьи 8, части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Указанная позиция согласуется с определением Верховного Суда РФ от 23.07.2019 N 304-ЭС19-11371 по делу N А75-10660/2018.
Стоит также отметить, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 262-ФЗ от 29.07.2018 N 262-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации", взамен понятия "аттестат аккредитации" - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации, вводится понятие "выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации)".
Выписка из реестра аккредитованных лиц представляет собой документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации) и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
Новой редакцией Федерального закона N 412-ФЗ не предусмотрена возможность направления аккредитованными лицами в национальный орган по аккредитации заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе (о выдаче дубликата аттестата аккредитации). Исключены статьи 19 и 20 Федерального закона N 412-ФЗ, устанавливающие требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации, а также порядок его выдачи национальным органом по аккредитации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Л.Ю.Масюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 12 января 2022 г. N 082/06/106-2070/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022