На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1261/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Верховного суда Удмуртской Республики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем здания (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0113100005121000059) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно установившего требование к участникам закупки о наличии лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающей право на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (для лицензий, выданных до 21.01.2012 - по виду деятельности "монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения") (далее - Лицензия МЧС).
В ходе проведения внеплановой проверки 24.12.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.12.2021.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 000 000 рублей;
4) начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 1 377 824,04 рублей;
5) источник финансирования - федеральный бюджет;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.12.2021;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
8) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 13.12.2021;
9) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
10) дата проведения Аукциона - 14.12.2021;
11) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
12) победителем Аукциона признано ООО СК "Энергоэксперт" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 585 575,24 рублей;
13) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 29.12.2021 N ЭА-51/2021 (номер реестровой записи 1183504868521000063) по цене в размере 6 000 000 рублей.
1. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии МЧС.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В силу части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые необходимо предоставить участнику закупки в составе второй части заявки при подаче заявки на участие в электронном аукционе.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. При этом в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копий таких лицензий не допускается.
Вместе с тем пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "Участник аукциона в составе второй части заявки должен предоставить копию действующей лицензии, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающую право на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в т.ч. на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (для лицензий, выданных до 21.01.2012 - по виду деятельности "монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения").
Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими лицензиями.
При этом пунктом 3.1.29 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрено привлечение субподрядчиков для оказания услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем здания.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию документации об Аукционе выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов составляет менее 5% от общего количества оказываемых услуг.
Таким образом, учитывая, что объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем здания, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки Лицензии МЧС.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе участник закупки не может принять участие в закупочной процедуре, в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность участника закупки и об учредителях унитарного юридического лица.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3.1.29 проекта контракта документации об Аукционе содержится, в том числе следующее условие: "При решении вопроса о привлечении субподрядчика в соответствии с п. 3.3.2 Контракта не позднее, чем за 1 рабочий день до заключения договора, согласовать с Заказчиком конкретного субподрядчика, а также проинформировать Заказчика о предмете договора, указав наименование и адрес субподрядчика, а также наименование, и при необходимости номер, дату и срок действия документа, дающего право субподрядчику выполнять на территории Российской Федерации работы, составляющие предмет договоров".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о согласовании с Заказчиком субподрядчика, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 3.1.29 проекта контракта документации об Аукционе содержится, в том числе следующее условие: "При решении вопроса о привлечении субподрядчика в соответствии с п. 3.3.2 Контракта не позднее, чем за 1 рабочий день до заключения договора, согласовать с Заказчиком конкретного субподрядчика, а также проинформировать Заказчика о предмете договора, указав наименование и адрес субподрядчика, а также наименование, и при необходимости номер, дату и срок действия документа, дающего право субподрядчику выполнять на территории Российской Федерации работы, составляющие предмет договоров".
При этом согласно пункту 3.3.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Приостановить исполнение обязательств по Контракту в случае просрочки платежей, указанных в разделе 2 настоящего Контракта, более чем на 2 (Два) месяца".
На заседании Комиссии установлено, что положения проекта контракта документации об Аукционе вводят участников закупки в заблуждение, поскольку вышеуказанное требование отсылает на несуществующий пункт проекта контракта документации об Аукционе в части привлечения субподрядчика.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт, в связи с чем предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1.1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 декабря 2021 г. N П-250/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022