На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 176-п от 20.12.2021 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции: Членов Инспекции:
в присутствии представителей:
ГКУ "Центр социальной поддержки населения" -
ООО "ПринтМаркет" -
рассмотрев обращение ГКУ "Центр социальной поддержки населения" (вх.N 12532 от 16.12.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ПринтМаркет" (ИНН: 5612174683, КПП 561201001, ОГРН 1205600003784), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на поставку оригинальных тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" от 27.09.2021 г. (номер извещения N 0853500000321006751),
УСТАНОВИЛА:
16 декабря 2021 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение ГКУ "Центр социальной поддержки населения" (далее - Заказчик) (вх.N 12532 от 16.12.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ООО "ПринтМаркет" (далее - Общество, Поставщик, Победитель) (ИНН: 5612174683, КПП 561201001, ОГРН 1205600003784), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на поставку оригинальных тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" от 27.09.2021 г. (номер извещения N 0853500000321006751).
В рассмотрении обращения был объявлен перерыв до 23.12.2021 г. 16 ч. 00 мин., в связи с тем, что Инспекцией Оренбургского УФАС России сторонам предложено представить дополнительные документы, относящиеся к исполнению контракта, после перерыва решение принималось с учетом представленных документов.
Из обращения следует, что 25.08.2021 г. Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона на поставку оригинальных тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" (номер извещения N 0853500000321006751) (далее - аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 287326,00 рублей (двести восемьдесят семь тысяч триста двадцать шесть рублей ноль копеек). По результатам аукциона, который состоялся 07.09.2021 г. победил участник закупки ООО "ПринтМаркет" (N заявки 110453287), предложивший наиболее низкую цену контракта - 165209,08 рублей. После подведения итогов - Протокол подведения итогов электронного аукциона от 10.09.2021 г. N 0853500000321006751-3 - Общество было признано победителем аукциона. В соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона о контрактной системе, Заказчик 13.09.2021 г. направил Поставщику запрос о согласии на увеличение количества поставляемых товаров - с 43-х шт. до 74 шт. 20.09.2021 г. от Поставщика был получен ответ на запрос, в котором он согласился осуществить поставку оригинальных тонер-картриджей для МФУ Kyocera ECOSYS M3645dn в количестве 74 штук на общую сумму 284313,18 рублей.
27.09.2021 г. был заключен государственный контракт N 08535000003210067510001 на поставку оригинальных тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" (далее - контракт), реестровый номер N 2560909207821000016. Согласно п. 5.2 контракта - срок поставки товара в течение 30-ти рабочих дней с момента заключения контракта, т.е. товар должен быть поставлен не позднее 10.11.2021 г. Фактически товар был получен Заказчиком, 08.11.2021 г. - в срок, установленный контрактом.
В соответствии с п. 5.5 контракта, Заказчиком 09.11.2021 г. была проведена экспертиза поставленного товара, по результатам которой составлен Акт проведения приемки от 09.11.2021 г. о несоответствии товара условиям контракта и принято решение об отказе в приемке товара.
В соответствии с п. 5.10 и п. 5.12 контракта Заказчиком была направлена Поставщику претензия (исх. N 01-05-3013 от 10.11.2021 г.) с результатами экспертизы и решением об отказе в приемке товара, а также требованиям к Поставщику устранить выявленные Заказчиком недостатки в течение 10-ти рабочих дней с момента получения претензии - не позднее 24.11.2021 г.
В тот же день от Поставщика был получен ответ на претензию (исх. N 22 от 10.11.2021 г.), в котором он соглашается с выводами Заказчика и просит дать ему возможность заменить товар.
18.11.2021 г. Заказчик направил письмо-уведомление (исх. N 01-05-3093 от 18.11.2021 г.) о нарушении Обществом срока поставки, в связи с чем, Заказчик направил Поставщику требование об уплате пени, а в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, будет направлено требование об уплате штрафа.
24.11.2021 г. от Поставщика получено письмо (исх. N 23 от 22.11.2021 г.), из которого следует, что заменить товар он не сможет, что по его мнению, неисполнение им обязательств по контракту произошло по причине "действия внешних объективных факторов", и предлагает расторгнуть контракт "по соглашению сторон". В ответ на это письмо, Заказчик 26.11.2021 г. направил Поставщику ответ (исх. N 01-05-3191 от 26.11.2021 г.), о том, что указанные им обязательства о неисполнения обязательств по контракту не являются форс-мажорными, и что расторжение контракта по соглашению сторон не представляется возможным. До установленного в претензии срока выявленные Заказчиком недостатки не были устранены Поставщиком. Товар надлежащего качества, соответствующий условиям контракта, поставлен не был, обязанности по контракту не исполнены. В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 10.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
29.11.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Поставщиком не исполнены обязательства по контракту. На следующий день - 30.11.2021 г., в соответствии с п. 10.5 контракта, оригинал решения был направлен Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в контракте, а копия решения направлена по адресам электронной почты, указанным в контракте, также с уведомлением о прочтении и уведомлением о доставке. В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.5 контракта 02.12.2021 г. (на 3-ий рабочий день со дня принятия), решение было размещено Заказчиком в ЕИС.
Уведомление об успешной доставке копии решения, направленного по адресам электронной почты Поставщика - printmarke56@mail.ru, ilya056@list.ru, было сразу же получено Заказчиком с почтового сервера - 30.11.2021 г. в 12:52. Оригинал Решения, направленный по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, не вручен Поставщику по настоящее время.
В соответствии с п. 8.3 и п. 8.4 контракта Заказчик направил Поставщику требование об уплате пени, в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (исх. N 01-05-3289 от 01.12.2021 г.). и требование об уплате штрафа, в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом (исх. N 01-05-3288 от 01.12.2021 г.). Указанные требования были направлены 06.12.2021 г. по адресам электронной почты, а 07.12.2021 г. - по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление об успешной доставке требований, направленных по электронной почте, было получено с почтового сервера сразу - 06.12.2021 г. в 16:48. Оригиналы требований, направленные по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, не вручены Поставщику по настоящее время. Пени и штраф в установленный в требованиях срок Поставщиком не уплачены.
Таким образом, Поставщиком было допущено существенное нарушение условий контракта, а именно, товар, соответствующий условиям контракта, не был поставлен Заказчику ни в срок, указанный в п. 5.2 контракта, ни в срок, указанный в претензии Заказчика.
Уведомлением N РНП-56-08-06-210/2021 (исх. N 11110 от 20.12.2021 г.)., заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "23" декабря 2021 г. в 10 часов 00 минут.
Ходатайство ООО "ПринтМаркет" о предоставлении доступа для участия в заседании Инспекции Оренбургского УФАС России удовлетворено, доступ предоставлен.
Представитель Общества просил ООО "ПринтМаркет" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, полностью поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях N 33 от 22.12.2021 г., пояснив следующее.
ООО "ПринтМаркет", выполняя условия контракта, осуществило поставку товара в установленный контрактом срок - 08.11.2021 г., Заказчик, воспользовавшись правом, предусмотренным частями 4.2.3 и 5.5 контракта провел выборочную проверку поставленного товара, о результатах которой сообщил в виде письма N 01-05-30В от 10.11.2021 г., без приложения акта приема-передачи товара (предусмотренного частями 2.5, 5.7, 5.10 Приложением N 2 контракта, в котором должна отражаться информация о составе приемочной комиссии (согласно ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе). Приемочная комиссия должна состоять из 5 (пяти) человек, в состав должны входить незаинтересованные в результатах приемки граждане, имеющие профессиональную подготовку в той области, в которой происходит заявленная процедура. В свою очередь, после получения письма о несоответствии товара, Обществом известило Заказчика письмом N 22 от 10.11.2021 г. о готовности произвести замену товара. Так как, не было возможности убедиться в соответствии законодательству само проведение выборочной проверки Заказчиком и соответствии состава в комиссии требованиям законодательства, а причин не доверять решению Заказчика у Общества не было, то Обществом была составлена и отправлена претензия, в адрес контрагента осуществляющего поставку товара предусмотренного контрактом, по мнению Заказчика не соответствующего качества, указав в претензии доводы Заказчика. Контрагент связался с нами и предложил осуществить возврат поставленного товара для осуществления независимой экспертизы, о результатах которой обещали сообщить по ее завершению. Результат экспертизы на данный момент неизвестен. Заказчик письмом N 01-05-3093 от 18.11.2021 г., уведомил нас о санкциях, предусмотренных невыполнением условий контракта, в ответе на письмо N 23 от 22.11.2021 г., мы сообщили, что с контрагентом ведется претензионная работа, окончание которой может затянутся на неопределенный срок, а предложения других компаний, осуществляющих продажу аналогичного товара, не соответствовали срокам и количеству предусмотренным контрактом. В связи с этим, Общество попросило Заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон, для возможности осуществления Заказчиком повторной закупки, для более быстрого обеспечения своих нужд, не отказываясь от своих обязательств по контракту. Заказчик письмом N 01-05-3191 от 26.11.2021 г. отверг наше предложение и 30.11.2021 г. принял решение о расторжении контракта. Требования поступившее 01.12.2021 г. по уплате штрафов, пеней Общество исполнило в полном объеме и в срок. Возможность по возврату оплаченных штрафов и пеней появится, если результат экспертизы не подтвердится, поэтому вопрос об уплате/не уплате штрафов не стоял. Также представитель Общества пояснил, что действия Общества не были направлены на уклонение от исполнения контракта, с Заказчиком велись переговоры по урегулированию сложившейся ситуации, при условии невозможности осуществить замену товара выполнялись другие условия контракта. Сведения об Обществе не включались в Реестр недобросовестных поставщиков, и количество исполненных контрактов без применения санкций, предусмотренных Законом о контрактной системе, говорят о его добросовестности. Просил обратить внимание на соответствие действий Заказчика при формировании приемочной комиссии и уведомлении поставщика о принятии решения о расторжении законодательству РФ. При этом, представитель Общества факт получения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.11.2021 г. до объявления перерыва в рассмотрении дела отрицал, после перерыва, факт получения решения подтвердил.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы сторон, установила следующее:
25.08.2021 г. Заказчиком на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку оригинальных тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" (номер извещения N 0853500000321006751).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 287326,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме ИКЗ 212560909207856090100100280012823242 от 10.09.2021 г., ООО "ПринтМаркет" признано победителем электронного аукциона с ценой контракта 165209,08 рублей - таким образом Обществом предложена цена контракта, сниженная на 42,5 % от начальной (максимальной) цены контракта, таким образом Общество существенно снизило цену контракта при участии в аукционе.
В соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Согласно п. 30 Сведений о проводимом аукционе в электронной форме документации об аукционе, увеличение количества поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта, допускается.
В соответствии с ч. 18 ст. 34 Законом о контрактной системе, Заказчик 13.09.2021 г. направил в адрес Общества Запрос о согласии на увеличение поставляемых товаров - в проекте контракта - 43 шт., Заказчиком предложено увеличение количества поставляемого товара до 74 штук.
20.09.2021 г. Заказчиком от Общества получен ответ о его согласии на осуществление поставки товара - оригинальных тонер-картриджей для МФУ Kyocera ECOSYS M3645dn в количестве 74 штук на общую сумму 284313,18 рублей.
27.09.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 08535000003210067510001 на поставку оригинальный тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" (далее - контракт) на указанных условиях.
В соответствии с п.1.1 контракта, в соответствии с настоящим Контрактом, Поставщик обязуется на условиях, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом осуществить поставку оригинальных тонер-картриджей (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар.
В соответствии с п. 1.2 контракта, наименование, количество и характеристики товара определяются в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), которая является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно Приложения N 1 к контракту, поставке подлежит:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики и страна происхождения товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. (руб.) |
Общая сумма (руб.) |
1. |
Тонер-картридж |
Тонер-картридж для МФУ Kyocera ECOSYS M3645dn оригинальный - Производитель: Kyocera - Модель: TK-3160 - Ресурс: 12 500 страниц - Технология печати: лазерная - Цвет: черный Страна происхождения товара: Китай |
шт. |
74 |
3 842,07 |
284 313,18 |
ИТОГО: |
284 313,18 |
|||||
|
Без НДС |
Цена контракта - 284313,18 копеек (двести восемьдесят четыре тысячи триста тринадцать рублей восемнадцать копеек) (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с п. 3.1 контракта, поставляемые для многофункциональных устройств (МФУ) Заказчика тонер-картриджи должны быть оригинальными (оригинальность определяется в соответствии с признаками, установленными производителями МФУ). Под оригинальным тонер-картриджем и здесь и далее понимаются указанные товары, изготовленные производителями МФУ (или по лицензии) и рекомендованные для использования в МФУ.
В соответствии с п. 4.3.1 Поставщик обязан поставить товар, указанный в п. 1.1 настоящего контракта и Спецификации (Приложение N 1 к контракту), в полном объеме, надлежащего качества, и в срок, указанный в п. 5.2 настоящего контракта.
Согласно п. 3.3 контракта, не допускается поставка товара следующих разновидностей:
- произведенные несертифицированными производителями или не фирмой-производителем оргтехники;
- бывшие в эксплуатации, восстановленные, повторно н\заправленные либо перезаправленные - не заводским способом;
- с внесенными конструктивными изменениями;
- условно-совместимые и контрафактные;
- с просроченным сроком годности;
- в случае нарушения условий хранения.
Согласно п. 5.2 контракта - срок поставки товара в течение 30-ти рабочих дней с момента заключения контракта, т.е. товар должен быть поставлен не позднее Фактически товар был получен Заказчиком 08.11.2021 г. - в срок, установленный контрактом.
В соответствии с п. 5.6 контракта, приемка товара по наименованию, качеству и количеству осуществляется Заказчиком путем его визуального осмотра и иными необходимыми способами в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поставки товара по адресу, указанному в п. 5.1 контракта, или со дня получения от эксперта, экспертной организации заключения по результатам экспертизы, если к ее проведению привлекались эксперты, экспертные организации, за исключением случаев, предусмотренных п. 5.10 настоящего контракта.
В соответствии с п. 5.8 контракта, факт соответствия или несоответствия поставленного товара требованиям контракта и (или) сопроводительной документации Заказчик отражает в Заключении о результатах экспертизы или акте приема-передачи товара в сроки, указанные в п. 5.5 контракта.
В соответствии с п. 5.10 контракта, в случае, если по результатам проведенной экспертизы были выявлены несоответствия товара условиям настоящего Контракта, препятствующие приемке товара, Заказчик не принимает товар и в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия такого решения направляет Поставщику мотивированный письменный отказ от подписания акта приема-передачи товара (претензию) с указанием замечаний и срока устранения выявленных недостатков, который подлежит рассмотрению Поставщиком в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня его получения.
Согласно п. 5.12 контракта, поставщик в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия претензии к исполнению, должен за свой счет устранить все выявленные несоответствия товара, заменить некачественный товар на некачественный, и (или) восполнить недопоставку Товар ненадлежащего качества возвращается Поставщику за его счет после поставки нового товара.
В соответствии с п. 5.13 контракта, если в течение срока, указанного в п. 5.12 контракта, поставщиком не будут устранены все замечания Заказчика, указанные в претензии, либо Заказчиком в ходе приемки нового товара снова будут выявлены его несоответствие условиям контракта, Заказчик вправе осуществить частичную приемку товара (на основании предоставленных Поставщиком первичных документов на оплату части товара, принятой Заказчиком ) либо полностью отказаться от приемки всей партии товара.
Согласно п. 5.5 контракта, Заказчик обязан для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, провести экспертизу поставленного товара в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе и настоящим Контрактом. Экспертиза результатов может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Срок проведения экспертизы: своими силами - в течение 5 (пяти) рабочих дней; в случае привлечения экспертов, экспертных организаций - в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поставки товара. Для проведения экспертизы поставленного товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта.
В соответствии с п. 5.5 контракта, Заказчиком 09.11.2021 г. была проведена экспертиза поставленного товара, по результатам которой составлен Акт проведения приемки от 09.11.2021 г. о несоответствии товара условиям контракта и принято решение об отказе в приемке товара.
Так, согласно Акта проведения приемки оказанной услуги от 09.11.2021 г. в процессе визуального осмотра из 74 поставленных тонер-картриджей для МФУ Kyocera ECOSYS V3645dn осмотрено выборочно 2 тонер-картриджа. В ходе которого установлено, что тонер-картриджи не оригинальные по следующим признакам:
- инструкция напечатана на обычной бумаге с "помарками";
- на упаковке страна происхождения указано с орфографической ошибкой (на упаковке "mape";
- надписи на упаковке и инструкции не качественные, т.е. не имеют яркий заводской вид;
- логотип Kyocera, а также иллюстрации по установке выгравированы;
- отсутствует серийный номер партии на тонер-картриджи и упаковке;
- голограмма отклеивается;
- чип установлен не заводским способом, не имеет гладкий ровный шов крепления;
- крышка на торцевой стороне картриджа не впаяна, можно открыть с использованием стороннего инструмента.
Приемочной комиссией было принято решение остальные упаковки не вскрывать и направить Поставщику претензию.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4.1 ст. 94 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
До настоящего времени Правительством РФ такие случаи не определены.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Законом о контрактной системе не устанавливает правил проведения внутренней экспертизы и требований к оформлению ее результатов.
Исходя из совокупности положений ч.3 ст. 94, ч. 4.1 ст. 94, ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, в случае, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги), либо отказа от такой приемки.
Таким образом, доводы представителя Общества о нарушениях заказчиком положений ст. 94 Закона о контрактной системе, при составлении акта и определении комиссии, проведении внутренней экспертизы, вместо внешней, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 5.10 и п. 5.12 контракта Заказчиком была направлена Поставщику письмо (претензия) (исх. N 01-05-3013 от 10.11.2021 г.) с результатами экспертизы и решением об отказе в приемке товара, а также требованиям к Поставщику устранить выявленные Заказчиком недостатки в течение 10-ти рабочих дней с момента получения претензии - не позднее 24.11.2021 г.
В соответствии с п. 5.10 контракта, направление самого акта, в случае отказа в приемке товара не предусмотрено, а в случае отказа в его принятии, согласно п. 5.10 контракта, Заказчиком направляется мотивированный отказ (претензия), что и было сделано Заказчиком (исх. N 01-05-3013 от 10.11.2021 г.).
Таким образом, доводы представителя Общества о том, что сам акт не был направлен в адрес Поставщика, также являются несостоятельными.
В тот же день от Поставщика был получен ответ на претензию (исх. N 22 от 10.11.2021 г.), в котором он соглашается с выводами Заказчика и просит дать ему возможность заменить товар. В частности, в данном письме Общества указано: "_, сообщаем о согласии с результатами проведения проверки соответствия поставленного товара условиям контракта Заказчиком_Принимая во внимание вышеизложенное и в соответствии с п. 5.12 Контракта, просим предоставить нам возможность осуществить замену несоответствующего товара, на товар надлежащего качества".
В этой связи, доводы представителя Общества о том, что они не были согласны с результатами экспертизы, проведенной Заказчиком, представляются сомнительными.
Согласно п. 6.1 контракта, при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Положения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом содержаться в разделе 8 контракта.
Согласно п. 8.1 контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
18.11.2021 г. Заказчик направил письмо-уведомление (исх. N 01-05-3093 от 18.11.2021 г.) о нарушении им срока поставки, в связи с чем, Заказчик направил Поставщику требование об уплате пени, а в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, будет направлено требование об уплате штрафа.
24.11.2021 г. от Поставщика получено письмо (исх. N 23 от 22.11.2021 г.), из которого следует, что заменить товар он не сможет, что по его мнению, неисполнение им обязательств по контракту произошло по причине "действия внешних объективных факторов", и предлагает расторгнуть контракт "по соглашению сторон".
При этом, представитель Общества в письменных и устных пояснениях по делу указывает на то, что Общество не отказывалось от исполнения обязательств по контракту. Таким образом, данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В ответ на это письмо Заказчик 26.11.2021 г. направил Поставщику ответ (исх. N 01-05-3191 от 26.11.2021 г.), о том, что указанные им обстоятельства, в связи с которыми стало возможно неисполнение обязательств по контракту, не являются форс-мажорными, и что расторжение контракта по соглашению сторон не представляется возможным. До установленного в претензии срока выявленные Заказчиком недостатки не были устранены Поставщиком, товар надлежащего качества, соответствующий условиям контракта, поставлен не был, обязанности по контракту не исполнены.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 10.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п. 4.2.1 Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения принятых им обязательств, а также своевременного устранения выявленных недостатков.
Согласно п. 4.2.4 контракта, Заказчик вправе предъявлять письменные претензии в случае ненадлежащего выполнения Поставщиком своих обязательств.
Раздел 7 контракта определяет положения о действии непреодолимой силе.
В соответствии с п. 7.1 контракта ни одна из сторон по настоящему контракту не несет ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств, если это явилось следствием природных явлений, действий внешних объективных факторов и прочих обстоятельств непреодолимой силы, за которые стороны не отвечают, и предотвратить неблагоприятное воздействие которых не имеют возможности (далее форс-мажорные обстоятельства).
Согласно п. 7.2 контракта, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по настоящему контракту, Поставщик должен незамедлительно информировать Заказчика (по телефону, факсимильной связи или любым иным способом) о возникновении таких обстоятельств, а также о сроках и способах их устранения.
В соответствии с п. 7.3 контракта о наступлении форс-мажорных обстоятельств Стороны письменно уведомляют друг друга в десятидневный срок с момента их возникновения. Факт наступления форс-мажорных обстоятельств должен быть в документально удостоверен полномочными на это органами власти. Удостоверяющие документы прилагаются к письменному уведомлению.
Согласно п. 7.4 контракта в случае не предоставления уведомления и удостоверяющего форс-мажорные обстоятельства документа в установленные сроки, Сторона контракта, подвергшаяся форс-мажорным обстоятельствам, не вправе будет ссылаться на них при возникновении спора о ненадлежащем исполнении такой Стороной обязательств по настоящему контракту.
В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На стороне неисполнившей обязательства лежит бремя доказывания факта наличия форс-мажорного обстоятельства, так и прямой зависимости неблагоприятных последствий, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств контрагента, в зависимости от обстоятельств непреодолимой силы, которые не могут быть устранены в разумный срок.
Обстоятельства могут быть признаны непреодолимыми, в случае если будет установлены их соответствие критериям обстоятельствам непреодолимой силы и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполненным обязательством.
Одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер. В обоснование данного вывода ВС РФ приводит ст. 401 ГК РФ и п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". В частности, Пленум разъяснил, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. При этом чрезвычайность подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. А непредотвратимость - такое положение, при котором любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. В названном постановлении Пленума ВС РФ указано, что не могут быть признаны в качестве непреодолимой силы обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства (например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей).
Таким образом, доводы Общества о наличии объективных обстоятельств для неисполнения условий контракта, Инспекция Оренбургского УФАС России указанные обстоятельства таковыми не считает.
В качестве доказательств невозможности поставки товара надлежащего качества в установленные сроки, Обществом представлены счет-договор N V014039904 от 22.11.2021 г. ООО "Ситилинк" (г. Москва) на поставку картриджей KYOCERA TK-3160, черный/1Т02Т90NL1 в количестве 9 шт. Согласно п. 10 указанного счета-договора, срок поставки товара - 10 (десять) рабочих дней с момента зачисления оплаты на расчетный счет. Между тем, согласно п. 11 возможен самовывоз Покупателем товара. Также Обществом предоставлен в качестве доказательства невозможности поставки товара по контракту счет ООО "МАМОНТ" (г. Москва) на оплату N 2064 от 22.12.2021 г. на поставку картриджей KYOCERA TK-3160, черный/1Т02Т90NL0 в количестве 20 шт., согласно срок поставки, в случае своевременной оплаты, составляет 10 (десять) рабочих дней. Таким образом, в случае произведения Обществом оплаты 22.11.2021 г., товар мог быть поставлен в срок до 06.12.2021 г.
Между тем, о том, что товар Заказчиком не принят, Общество было уведомлено 10.11.2021 г., то есть поставка товара до 24.11.2021 г. была возможной. Кроме того, выставленные организацией счет, счет-договор на поставку товара в меньшем количестве, не могут свидетельствовать о невозможности поставки Заказчику товара надлежащего качества и в надлежащем количестве, не свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы.
Доводы представителя Общества о том, что поставка новой партии товара была невозможна также из-за того, что Заказчик не отдавал партию товара ненадлежащего качества также несостоятельны, поскольку согласно п. 5.12 контракта, поставщик в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия претензии к исполнению, должен за свой счет устранить все выявленные несоответствия товара, заменить некачественный товар на качественный, и (или) восполнить недопоставку. Товар ненадлежащего качества возвращается Поставщику за его счет после поставки нового товара.
Общество с указанными положениями контракта было ознакомлено, поскольку проект контракта размещается Заказчиком одновременно с извещением и документацией об аукционе, кроме того, контракт был подписан Обществом, в установленном Законом о контрактной системе порядке, следовательно, указанные условия были известны и согласованы сторонами контракта. Таким образом, доводы представителя Общества в данной части также несостоятельны.
Также Обществом в материалы дела представлен Акт возврата товара поставщику от 12.11.2021 г., сторонами по которому являются ООО "ПринтМаркет" (Покупатель) и ООО "Картриджпрофит" (Продавец) (контрагент ООО "ПринтМаркет" по Договору б/н от 27.09.2021 г. на поставку оригинальных картриджей, расходных материалов для компьютерной, офисной техники и оргтехники (согласно спецификации к указанному договору, он заключен на поставку 68 штук тонер-картриджей Kyocera модель ТК-3160), который не подписан представителем ООО "Картриджпрофит", следовательно не может быть признан доказательством по делу, между тем, так же свидетельствует о противоречии в доводах представителя Общества.
Согласно представленной Обществом транспортной накладной б/н от 15.11.2021 г., заказ (заявка) N 2014-8 от 15.11.2021 г., грузоотправитель ООО "ПринтМаркет" отправил грузополучателю Обществу с ограниченной ответственностью "Картриджпрофит" груз - картриджи (масса 56 кг), согласно счета-фактуры N 90 от 15.11.2021 г. - отправлены тонер-картриджи - Kyocera модель ТК-3160 в количестве 74 штук - между тем, указанная счет-фактура также не подписана грузополучателем.
Таким образом, указанные Акт возврата товара поставщику и счет-фактура не могут быть приняты Инспекцией, как доказательства по делу, кроме того, не свидетельствуют о принятых Обществом мерах по исполнению обязательств по контракту по поставке товара надлежащего качества Заказчику в рамках государственного заказа.
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 4.2.6 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п. 10.1 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10.2 контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии со ст. 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
29.11.2021 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из содержания решения, в связи с тем, что Поставщиком - ООО "ПринтМаркет" не исполнены обязательства по государственному контракту N 08535000003210067510001 от 27.09.2021 г. на поставку оригинальных тонер-картриджей, Заказчиком - ГКУ "Центр социальной поддержки населения" принято решение:
1) Отказаться в одностороннем порядке от исполнения по государственному контракту N 08535000003210067510001 от 27.09.2021 г.;
2) Направить Поставщику указанное решение не позднее, чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его принятия и разместить в единой информационной системе;
3) Признать датой надлежащего уведомления Поставщика дату получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику указанного уведомления либо дату получения Заказчиком информации об отсутствии Поставщика по его адресу, указанному в контракте.
4) Считать контракт расторгнутым и решение Заказчика вступившим в силу через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. При невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 (тридцати) дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
5) В соответствии с ч. 4 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной систем в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос3ударственных и муниципальных нужд" о контрактной системе направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области обращение о включении информации об ООО "ПринтМаркет" в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через 3 (три) рабочих дня с даты расторжения
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с п. 10.5 контракта, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику. Выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащее уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Поставщика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 (тридцати) дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
30.11.2021 г., в соответствии с п. 10.5 контракта, оригинал решения был направлен Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в контракте, а копия решения направлена по адресам электронной почты, указанным в контракте, также с уведомлением о прочтении и уведомлением о доставке. В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.5 контракта 02.12.2021 г. (на 3-ий рабочий день со дня принятия), решение было размещено Заказчиком в ЕИС.
Уведомление об успешной доставке копии решения, направленного по адресам электронной почты Поставщика, было сразу же получено Заказчиком с почтового сервера - 30.11.2021 г. в 12:52. Оригинал Решения, направленный по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, не получено Поставщиком по настоящее время.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 10.6 контракта, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.11.2021 г. вступило в силу, поскольку Общество указанное решение получило посредством электронной почты (было отправлено Заказчиком на электронные адреса: printmarke56@mail.ru, ilya056@list.ru). Согласно представленной Заказчиком информации с почтовой системы mx2.orb.ru, указанное решение доставлено по указанным адресам электронной почты. Таким образом, положения ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 АПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Решение об одностороннем отказе было заказчиком направлено ООО "ПринтМаркет" по адресу электронной почты printmarket56@mail.ru, ilya056@list.ru.
Для того, чтобы достоверно установить принадлежность адреса электронной почты стороне переписки, достаточно согласовать этот адрес в реквизитах сторон договора или иного соглашения.
В соответствии с разделом 14 контракта, в реквизитах сторон, сторонами согласованы два адреса электронной почты ООО "ПринтМаркт" - printmarket56@mail.ru, HYPERLINK "ilya056@list.ru
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ООО "ПринтМаркет"
Доказательств того, что адреса электронной почты - printmarket56@mail.ru, ilya056@list.ru - заблокированы, и у ООО "ПринтМаркет" существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Адрес электронной почты ilya056@list.ru, указанный в регистрационных данных ООО "ПринтМаркет" единой информационной системы в сфере закупок является достоверным, поскольку при регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и при размещении закупки производится процедура идентификации участника, в том числе посредством ЭЦП.
Следовательно, учитывая, что Заказчиком направлено указанное решение об одностороннем отказе посредством электронной почты, а также посредством почтового отправления, размещено в ЕИС, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает, что Заказчиком были предприняты все возможные меры к уведомлению ООО "ПринтМаркет" расторжении контракта, однако по обстоятельствам, зависящим от него самого, адресат с уведомлением о назначении даты рассмотрения дела не ознакомился. Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, ООО "ПринтМаркет" о расторжении контракта уведомлено. Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России считает соблюденным порядок направления Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 10.7 контракта, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий Контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с п. 8.3 и п. 8.4 контракта Заказчик направил Поставщику требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (исх. N 01-05-3289 от 01.12.2021 г.). и требование об уплате штрафа, в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом (исх. N 01-05-3288 от 01.12.2021 г.). Указанные требования были направлены 06.12.2021 г. по адресам электронной почты, а 07.12.2021 г. - по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление об успешной доставке требований, направленных по электронной почте, было получено с почтового сервера сразу - 06.12.2021 г. в 16:48. Оригиналы требований, направленные по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, не получены Поставщиком по настоящее время. Пени и штраф в установленный в требованиях срок Поставщиком не уплачены.
13.12.2021 г. пеня в размере 1350,00 руб. и штраф, в размере 2843,13 рублей были Обществом оплачены, между тем, этот факт не свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом обязательства по поставке в соответствии с контрактом и не могут быть расценены, как действия, направленные на исполнение поставки товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, Поставщиком было допущено существенное нарушение условий контракта, а именно, товар, соответствующий условиям контракта, не был поставлен Заказчику ни в срок, указанный в п. 5.2 контракта, ни в срок, указанный в претензии Заказчика.
Таким образом, Обществу предоставлялась возможность поставки товара надлежащего качества, в соответствии с условиями контракта, 3 раза: в соответствии с п. 5.2 контракта - в течение 30 (тридцати) рабочих дней, и, впоследствии, согласно письму Заказчика N 01-05-3013 от 10.11.2021 г. - в срок до 24.11.2021 г., а также в соответствии с положениями контракта и Закона о контрактной системе (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе) - в срок до 10.12.2021 г.
Между тем, поставка товара надлежащего качества Обществом так и не была осуществлена.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в Реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки определенные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов. Действительно, с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, Инспекция Оренбургского УФАС России считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает, что вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Инспекция Оренбургского УФАС России не может прийти к выводу о том, что Общество проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения контракта. В рамках данного дела, исходя из представленных доводов и доказательств, Инспекцией Оренбургского УФАС России не установлено добросовестного поведения Общества при исполнении контракта. Исполнение обязательств по другим 8 государственным и муниципальным контрактам не может свидетельствовать о добросовестном исполнении Обществом обязательств по данному контракту, и, указанное исполнение контрактов не может предоставлять возможность неисполнения обязательств по иным контрактам.
При этом включение, в данном случае, Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Каким-либо иным образом, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственной или муниципальной закупки обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок о стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.
Принимая решение об участии в электронном аукционе, участник закупки должен оценивать риск и должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае совершения недобросовестных действий/бездействия в рамках подписания и исполнения контракта.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Следовательно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При этом само по себе окончание срока действия государственного (муниципального) контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Противоположный подход к толкованию положений Закона о контрактной системе, занятый судами, носит формальный характер и противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в будущем, затрудняя формирование должной конкурентной среды.
Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные положения Закона о контрактной системе, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика имелись законные основания для принятия Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.11.2021 г. (номер закупки N 0853500000321006751, государственный контракт N 08535000003210067510001 на поставку оригинальных тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" от 27.09.2021 г.), а сведения, представленные Заказчиком в отношении Общества, подлежащими включению, в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение ГКУ "Центр социальной поддержки населения" (вх N 12532 от 16.12.2021 г.) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "ПринтМаркет" (ИНН: 5612174683, КПП 561201001, ОГРН 1205600003784, юридический адрес: 460024, г. Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Красногорская, д. 95), в связи с односторонним расторжением ГКУ "Центр социальной поддержки населения" контракта на поставку оригинальных тонер-картриджей для нужд ГКУ "Центр социальной поддержки населения" от 27.09.2021 г. (номер извещения N0853500000321006751), удовлетворить.
2. Сведения, представленные ГКУ "Центр социальной поддержки населения" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении:
- ООО "ПринтМаркет" (ИНН: 5612174683, КПП 561201001, ОГРН 1205600003784, юридический адрес: 460024, г. Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Красногорская, д. 95),
- директора Азямова Ильи Андреевича (ИНН 561208093576),
- учредителя Азямова Ильи Андреевича (ИНН 561208093576),
включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО "ПринтМаркет", директора и учредителя ООО "ПринтМаркет" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию в отношении ООО "ПринтМаркет", директора и учредителя ООО "ПринтМаркет" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
1 раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
2 раздел |
3 раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (1+2+3 разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по 2 разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу |
|||
10.12.2021 |
16.12.2021 |
16.12.2021 |
0 |
16.12.2021 |
23.12.2021 |
23.12.2021 |
0 |
28.12.2021 |
28.12.2021 |
0 |
0 |
Руководитель Инспекции
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 23 декабря 2021 г. N РНП-56-08-06-210/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022