Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N92, в составе: <_.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по обращению общества с ограниченной ответственностью "4ГМП-ФАРМА" (далее - ООО "4ГМП-ФАРМА") от 12.01.2022 (вх. от 12.01.2022 N92-э) на действия аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинский межтерриториальный родильный дом" (далее - ГБУЗ РК "УМРД") при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе "Поставка лекарственного препарата (Антибиотики)", извещение N0307200015721000159 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. 12.01.2022 в адрес Коми УФАС России по электронной почте поступила жалоба ООО "4ГМП-ФАРМА", был присвоен входящий номер 92-э.
С 01.01.2022 в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внесены изменения, касающиеся в том числе порядка подачи жалобы.
В части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе императивно установлено, что при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе информации, предусмотренной в пунктах 1-6 настоящей статьи.
Жалоба ООО "4ГМП-ФАРМА" была направлена в адрес Коми УФАС России 12.01.2021 посредством электронной почты, что противоречит части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Из вышеизложенного следует, что подателем жалобы - ООО "4ГМП-ФАРМА" нарушены требования части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении требований к порядку и формату подачи жалобы.
Согласно пп. а) пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в соответствии с частью 5 настоящей статьи информации, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи) в таком реестре информацию об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случае, если жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи.
На основании пп. а) п. 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, Коми УФАС России было принято решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу и проведении внеплановой проверки на основании пункта 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. ООО "4ГМП-ФАРМА", ГБУЗ РК "УМРД", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор) надлежащим образом о времени и месте проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N1576 (далее - Правила) внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
ООО "4ГМП-ФАРМА" в своей жалобе указывает, что аукционной комиссией заказчика при рассмотрении заявок, поданных на участие в электронном аукционе, было допущено нарушение в части неприменения положения пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1289).
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2021 N0307200015721000159-3, аукционной комиссией победителем была признана заявка общество с ограниченной ответственностью "Драгсервис" (далее - ООО "Драгсервис"), заявке заявителя был присвоен второй номер.
ООО "4ГМП-ФАРМА" с указанным решением не согласно, так как, согласно информации, полученной заявителем из открытых источников (в т.ч. сети "Интернет"), участник, признанный победителем аукциона, не имеет возможности поставлять лекарственные препараты для медицинского применения производства Российской Федерации, в связи с чем, аукционная комиссия заказчика должна была отклонить заявку ООО "Драгсервис" на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ N 1289.
В связи с чем, заявитель просит признать жалобу обоснованной и отменить результаты протокола подведения итогов электронного аукциона N0307200015721000159 от 30.12.2021 г.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, изучив материалы обращения, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "УМРД".
Объект закупки - Поставка лекарственного препарата (Антибиотики).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 124 818,75 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 13.12.2021.
3.2. Протокол подведения электронного аукциона сформирован аукционной комиссией 30.12.2021, в связи с чем, в данном случае применяются положения Закона о контрактной системе, действовавшие на момент принятия аукционной комиссией решения.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в ред. действовавшей до 31.12.2021) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в ред. действовавшей до 31.12.2021) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в ред. действовавшей до 31.12.2021) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в ред. действовавшей до 31.12.2021) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В пункте 29 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара (наименование товара (МНН (при наличии) или группировочное наименование (при наличии) или химическое наименование (при наличии), торговое наименование), лекарственная форма, дозировка, количество, упаковка), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией (в разделе III документации), и указание на товарный знак (при наличии).
В пункте 30 Информационной карты установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 12.5 подраздела 12 раздела I настоящей документации, в том числе:
1. копию действующего регистрационного удостоверения лекарственного препарата либо информацию о реквизитах такого регистрационного удостоверения.
2. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н установлено требование об указании (декларировании) участником аукциона в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара: - документы или копии документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого товара в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: декларация страны происхождения поставляемого товара.
3. документы или копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемых товаров ограничениям и условиям допуска, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, и предоставляемые в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N 1289:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами
или
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719;
- документы или копии документов, подтверждающих наименование производителя товара;
- декларация участника закупки сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союз", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ N1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В пункте 2 Постановления Правительства РФ N1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
4. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2021 N0307200015721000159-3, участие в аукционе приняли три участника, все участники были признаны соответствующими требования документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе, победителем была признана заявка ООО "Драгсервис".
Заявителем в своей жалобе оспаривается факт признания ООО "Драгсервис" победителем аукциона.
В целях проведения внеплановой проверки Коми УФАС России были запрошены у оператора копии всех заявок на участие в аукционе с копиями всех документов в их составе.
В ходе анализа заявок, представленных оператором в письме от 14.01.2022 (вх. от 14.01.2022 N188-э), Комиссией Коми УФАС России было установлено следующее.
1) Первая часть заявки ООО "Драгсервис" N3 содержала предложение о поставке товара производителя/страны происхождения: Джодас Экспоим Пвт. Лтд/Индия.
Также в составе второй части заявки было задекларировано, что представленный лекарственный препарат производится в Индии, представлено регистрационное удостоверение NЛП-003997, следовательно, участником N3 к поставке предложен лекарственный препарат иностранного происхождения (Индия).
2) В первых частях заявок N2 (ООО "4ГМП-ФАРМА") и N1 (ООО "Альфамедсервис") указано наименование страны происхождения товара: Российская Федерация.
Для подтверждения страны происхождения товара участникам в силу пункта 2 Постановления Правительства РФ N1289 необходимо было представить один из следующих документов:
- сертификат о происхождении товара (СТ-1);
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Участником N2 (ООО "4ГМП-ФАРМА") в качестве подтверждения производства товара в Российской Федерации представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N1187000038, подтверждающий, что лекарственный препарат МНН: Ампициллин+Сульбактам (РУ N Р N003619/01 от 25.05.2009 г.) производится публичным акционерным обществом "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" (далее - ПАО "Синтез") на территории Российской Федерации.
Участником N1 (ООО "Альфамедсервис") в качестве подтверждения производства товара в Российской Федерации представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N1015001326, подтверждающий, что лекарственный препарат МНН: Ампициллин+Сульбактам (РУ N Р N003730/01 от 14.08.2009 г.) производится публичным акционерным обществом "Красфарма" (далее - ПАО "Красфарма") на территории Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ N1289 установлено, что заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Комиссией Коми УФАС России установлено, что на аукцион подано две заявки, содержащие предложения о поставке товара, произведенного на территории Российской Федерации, а также предлагают товары разных производителей (заявка N2 - ПАО "Синтез", заявка N1 - ПАО "Красфарма").
Таким образом, условия, предусмотренные пунктом 1 Постановления Правительства РФ N1289, соблюдены, следовательно, аукционная комиссия заказчика была обязана отклонить предложение ООО "Драгсервис" о поставке товара иностранного происхождения (Индия).
Таким образом, действие аукционной комиссии ГБУЗ РК "УМРД" в виде принятия решения, оформленного в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2021 N0307200015721000159-3, в части признания победителем электронного аукциона участника N3, предложившего к поставке товар иностранного происхождения, противоречит пункту 1 Постановления Правительства РФ N1289, а также пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (в ред. действовавшей до 31.12.2021).
С учетом стадии закупки (согласно сведениям, размещенным в ЕИС, по состоянию на 19.01.2022 контракт не заключен), существенности допущенного аукционной комиссией нарушения, Комиссией Коми УФАС России принято решение о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки закупки признать действие аукционной комиссии ГБУЗ РК "УМРД" в виде принятия решения, оформленного в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2021 N0307200015721000159-3, в части признания победителем электронного аукциона участника N3, предложившего к поставке товар иностранного происхождения, противоречащим пункту 1 Постановления Правительства РФ N1289, а также пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (в ред. действовавшей до 31.12.2021).
2. С учетом стадии закупки, существенности допущенного нарушения, выдать аукционной комиссии заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2021 N0307200015721000159-3 и осуществлению дальнейших действий по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении членов комиссии заказчика, допустивших установленные нарушения Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 января 2022 г. N 011/06/99-13/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022