Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя СПБ ГБПОУ "Охтинский колледж" (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей ООО "СтройИнжиниринг" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38801-ЭП/21 от 10.12.2021) на действия СПБ ГБПОУ "Охтинский колледж" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) в учреждениях, подведомственных Комитету по образованию в 2022-2023 годах (извещение N 0372200171121000101) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200171121000101. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 994 755,52 рублей.
В жалобе ООО "СтройИнжиниринг" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки, что по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Заказчиком осуществлялась закупка на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемой.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N1128 (далее - Положение N1128).
Согласно п. 1.1 Технического задания конкурсной документации в рамках оказания услуг исполнитель обязан осуществлять ТО КСОБ.
Также заказчиком определено, что КСОБ - комплексная система обеспечения безопасности, в состав которой входят:
1. Система автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС);
2. Система контроля и управления доступом (далее - СКУД);
3. Система охранной сигнализации (далее - ОС);
4. Система тревожной сигнализации (далее - ТС);
5. Система оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ);
6. Система автоматического пожаротушения (далее - АПТ);
7. Система видеонаблюдения (далее - СВН);
8. Система контроля загазованности (далее - СКЗ);
9. Система дымоудаления (далее - ДЫМ).
Таким образом, в состав работ входит обслуживание системы оповещения (сигнализации) (п. 1, 3, 4, 5), включая диспетчеризацию (п. 2, 7), а также обслуживание системы оповещения и эвакуации (п. 6, 8, 9), включая диспетчеризацию (п. 2, 7).
Согласно п. 3 Положения N1128 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к Положению.
Так, в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являющимся Приложением к Положению N1128, в том числе включены следующие виды работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, все виды работ, предусмотренные Техническим заданием, включены в приложение к Положению N1128 и являются лицензируемыми.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что все системы, входящие в состав КСОБ, объективно связаны друг с другом и должны работать как единое целое. Так, например, при срабатывании пожарной сигнализации (система АПС), должны автоматически открыться двери (система контроля и управления доступом). КСОБ представляет собой единую и централизовано управляемую систему взаимосвязанных элементов, которая может функционировать только как единое целое. В связи с этим, разделение процесса её обслуживания на несколько организаций представляется невозможным для достижения целей функционирования КСОБ.
При этом, на заседании Комиссии УФАС Заявитель участие представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что в объект закупки включены услуги, которые могут осуществляться исключительно при наличии лицензии.
Таким образом, установленное Заказчиком требование к участнику закупки о наличии вышеуказанной лицензии соответствует требованием Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 декабря 2021 г. N 44-6135/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022