Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Центр физической культуры, спорта и здоровья Курортного района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "РМА" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39201-ИП/21 от 14.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению специализированной медицинской помощи с автомобилем специализированной помощи во время проведения спортивных мероприятий в 2022 году (извещение N 0372200286521000056) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, номер извещения 0372200286521000056. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 410 400,00 рублей.
В жалобе ООО "РМА" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неверном установлении единых требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе (ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в разделе 12 "Требования к участникам закупки, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" документации об аукционе.
Данным разделом документации предусмотрено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
"Наличие действующей лицензии или иных документов на право осуществления видов деятельности по объекту закупки - Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с п.46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки установлены Заказчиком в разделе 18 "Требования к содержанию, составу заявки" документации об аукционе, согласно которому:
"Выписка из реестра, либо копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с п.46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".".
По мнению Заявителя, документация об аукционе должна содержать иные требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки является Оказание услуг по предоставлению специализированной медицинской помощи с автомобилем специализированной помощи во время проведения спортивных мероприятий в 2022 году
Приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" утвержден порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 17 Порядка, организаторы мероприятий обеспечивают взаимодействие медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи участникам мероприятий и зрителям.
Согласно п.21 Порядка на предварительном этапе организатором физкультурного мероприятия, спортивного соревнования при необходимости определяется ответственный медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра) или назначается главный врач мероприятия в зависимости от статуса (уровня) мероприятия и в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях.
Ответственный медицинский работник (главный врач) мероприятия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об организации деятельности ответственного медицинского работника (главного врача) мероприятий при проведении физкультурных мероприятий и спортивных соревнований, предусмотренным приложением N 5 к Порядку.
Наличие главного врача соревнований и медицинской бригады по обслуживанию физкультурных мероприятий и спортивных соревнований обеспечивается организаторами соревнований.
Исходя из смысла Приказа Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н понятия "медицинская бригада по обслуживанию физкультурных мероприятий и спортивных соревнований" и "бригада скорой помощи" не являются тождественными, при этом в соответствии с пунктом 4 Приказа Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), может оказываться непосредственно в месте проведения мероприятий (на объекте спорта, на спортивной дистанции, трассе, в месте пребывания спортсменов, на территории, специально подготовленной для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними) медицинскими работниками медицинских организаций.
В Техническом задании определяются требования к врачебным бригадам скорой медицинской помощи для обеспечения дежурств во время проведения спортивных мероприятий.
При этом, для осуществления такой деятельности, требуется наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности на основании п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в перечень работ и услуг которой должно быть включено оказание скорой медицинской помощи согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности.
Приложением N2 Технического задания документации об аукционе установлены требования к услугам:
Услуги по дежурству бригады скорой медицинской помощи с автомобилем скорой помощи, при проведении спортивных мероприятий включают в себя:
нахождение бригады скорой медицинской помощи на месте проведения спортивного мероприятия;
оказание скорой и первичной медико-санитарной помощи участникам соревнований: спортсменам, специалистам, работающим со спортсменами, организаторам соревнований, зрителям, персоналу спортивных сооружений;
в случае если объем оказываемой медицинской помощи является недостаточным, или при отсутствии соответствующего эффекта, пострадавший транспортируется автомобилем скорой помощи в медицинскую организацию для оказания ему медицинской помощи;
определение мест и путей медицинской эвакуации.
Аукционной документацией установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление скорой медицинской помощи, что отражает вид лицензируемой услуги, являющейся предметом контракта, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", что соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РМА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2021 г. N 44-6221/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022