Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Федорове К.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Салфетки антисептические, спиртовые, 6*10 см) (изв. N 0356200005121000148),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200005121000148 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (Салфетки антисептические, спиртовые, 6*10 см). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 224 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.05.2021 г. между Заказчиком и ИП Федоровым К.В. заключен контракт на поставку изделий медицинского назначения (Салфетки антисептические, спиртовые, 6*10 см) на сумму 589 910,06 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК - 51,8 %.
Однако, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 27.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить Салфетки антисептические, спиртовые, 6х10см (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
Код КТРУ:32.50.50.190-00001057
Код ОКПД:32.50.50.190
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту),иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок поставки товаров: Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства, по заявке Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки в период действия настоящего контракта, с 08-00 до 16-00 часов, за исключением перерыва с 11- 00 до 12-00 часов (время местное). Заявка Заказчика составляется в соответствии со Спецификацией с указанием наименования, формы выпуска и количества Товара. Заявка оформляется в письменной форме и направляется Поставщику посредством электронной или факсимильной связи.
Электронная почта Заказчика для отправки заявок : 3422219404@mail.ru
Поставка товара осуществляется партиями по заявке Заказчика с момента заключения контракта до 01 ноября 2022 г. Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2022 г.
1.4. Место поставки (доставки) товаров: В соответствии с техническим заданием
4.4. Поставщик обязан:
4.4.1. Уведомить Заказчика о планируемой поставке Товара не позднее, чем за 3(три) рабочих дня. .
4.4.2. Поставить Товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
4.4.3. При поставке Товара (партии товар) предоставить Заказчику всех необходимые сопроводительные документы согласно настоящему Контракту;
4.4.4. Поставить товар в таре и упаковке, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
4.4.5. Устранять своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара (партии товара) в течение 5 (пяти) дней с даты получения требования Заказчика;
4.4.6. Предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.7. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
4.4.8. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 3 рабочих дней со дня соответствующего изменения.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
4.1.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, и в течение гарантийного срока (при его установлении);
4.1.3. Проверять ход и качество исполнения Поставщиком условий настоящего Контракта без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика;
4.1.4. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы поставленного товара (партии товара);
4.1.5. Отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта;
4.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара (партии товара) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта осуществляется в соответствии и порядке, установленном ст. 95 Федерального Закона 44-ФЗ.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
27.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.10.2021 г. уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке направлено Поставщику по электронной почте, 28.10.2021 г. направлено заказным письмом, а также размещено в ЕИС.
29.11.2021 г. - дата надлежащего уведомления в связи с тем, что Заказчик не получил подтверждения о вручении уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта Поставщиком.
09.12.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
13.12.2021 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств ИП Федоровым К.В. выразилось в том, что товар по состоянию на 27.10.2021 г. поставлен не был, тем самым нарушен п. 1.1., п. 1.3 и иные условия контракта.
Из анализа представленных документов следует:
13.05.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку салфеток прединъекционная дезинфицирующая с раствором спирта, одноразовая, размер 6*10 см в количестве 40000 шт.
При приемке товара Заказчиком было выявлено несоответствие поставленного товара заявленным в техническом задании характеристикам, а именно: в паспорте на поставляемый товар отсутствует указание на стерильность изделий медицинского назначения; в паспорте на поставляемый товар отсутствует указание о пропитке этиловым спиртом высшей очистки.
Недостатки поставленного товара были отражены в мотивированном отказе исх. N 01-04-758 от 02.07.2021 г.
Заказчик направлял в адрес Поставщика претензии (исх. N 01-04-693 от 15.06.2021 г.; N 01-04-1022 от 30.08.2021 г.) с требованием заменить некачественный товар и оплатить пени.
По состоянию на 27.10.2021 г. Поставщик не предпринял никаких действий для устранения недостатков. В связи с чем, 27.10.2021 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставщик же в своих пояснениях указал, что конкретное наименование товара, его производитель и характеристики согласованы сторонами в спецификации к Контракту. Именно этот товар и был поставлен Заказчику 29.06.2021 г.
Кроме того, согласно спецификации, поставленный Заказчику товар имеет РУ N ФСР 2008/03704 от 05.12.2008 года. Согласно сведениям, опубликованным на сайте Росздравнадзора, данное РУ присвоено медицинскому изделию "Салфетка прединъекционная дезинфицирующая с раствором спирта, одноразовая по ТУ 9393-006-56334457-2008" с кодом 333060. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ N 1183н от 30.10.2020 г. данный код присваивается для "Салфетка для очищения кожи, стерильная".
Таким образом, наличие РУ на поставляемый товар с указанием кода медицинского изделия является подтверждением того, что поставленные салфетки являются стерильными.
В материалы обращения приложено письмо производителя поставленного товара ООО "Лейко", в котором указано, что "салфетка прединъекционная" по функциональному назначению отвечает требованиям, предъявленным к данной группе медицинских изделий. Кроме того, производитель пояснил, что реализация медицинских изделий должна осуществляться под тем наименованием, которое указано в регистрационном удостоверении и с той информацией, которая имеется в регистрационном досье.
Комиссия отмечает, что Заказчик не представил в адрес Комиссии доказательства о несоответствии поставленного товара требованиям, установленным в Контракте.
Также Комиссия отмечает, что ИП Федоров К.В. за 2021 год надлежащим образом исполнил 62 Контракта. Следовательно, ИП Федоров К.В. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Кроме того, в п. 1.3 Контракта установлено, что поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства, по заявке Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки в период действия настоящего контракта. Контракт действует до 31.12.2022 г.
Следовательно, Поставщик по заявке от 13.05.2021 г. фактически товар поставил.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Федорове К.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Федорове Кирилле Викторовиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 января 2022 г. N РНП-59-003
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022