Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные бюджетным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" (далее - ООО СК "Лидер", победитель, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 23-2020/СМР, заключенного 25.06.2020 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада по ул. Л. Чайкиной в пос. Иртышский Омского муниципального района Омской области" (Реестровый номер "20.33.0628")" (извещение N 0152200004720000664) (далее - электронный аукцион, контракт N 23-2020/СМР от 25.06.2020), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <_> (доверенность N 5 от 13.01.2022), <_> (доверенность N 6 от 13.01.2022), <_>(доверенность N 7 от 13.01.2022);
уполномоченного органа - <_>, начальника управления, <_> (доверенность N 137 от 03.02.2021);
подрядчика - <_>, генерального директора, <_> (доверенность N 3/2022 от 17.01.2022), <_> (доверенность N 3/2022 от 17.01.2022), <_> (доверенность N 3/2022 от 17.01.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 117 от 11.01.2022) материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 29.05.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004720000664 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 111 221 588,10 руб.
05.06.2020 размещались разъяснения положений документации об аукционе.
Протокол проведения электронного аукциона от 08.06.2020 свидетельствует о том, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки. Наименьшая цена контракта составила 108 441 048,35 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 10.06.2020 следует, что заявка одного участника закупки признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, победителем признано ООО СК "Лидер".
25.06.2020 заказчиком заключен контракт N 23-2020/СМР от 25.06.2020 с ООО СК "Лидер", который в этот же день размещен на официальном сайте ЕИС.
19.11.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 23.11.2021 было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (реестровый номер контракта 2550300779520000051, номер дополнительной информации 0352200020521000006).
11.01.2022 контракт расторгнут в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, о чем 14.01.2022 на официальном сайте ЕИС размещена соответствующая информация.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об ООО СК "Лидер" подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Частью 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.8 раздела 13 "Заключительные положения" контракта было предусмотрено: "Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в связи с несоблюдением Подрядчиком обязанности, предусмотренной пунктом 7.4.5 настоящего контракта".
Абзацем вторым пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пунктам 1.1, 1.5 раздела 1 "Предмет контракта" контракта предусмотрено следующее:
"1.1. Предметом настоящего контракта является строительство объекта капитального строительства: "Выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада по ул. Л. Чайкиной в пос. Иртышский Омского муниципального района Омской области" (далее - объект).
1.5. Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - со дня, следующего за днем заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - 21 декабря 2020 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в ре. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ) 09.10.2020 межу заказчиком и ООО СК "Лидер" заключено дополнительное соглашение N 4 к контракту от 25.06.2020 N 23-220/СМР, которым, в частности пункт 1.5 контракта изложен в следующей редакции: "Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - со дня, следующего за днем заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - 25 декабря 2020 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
Кроме того, руководствуясь подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ), 22.11.2021 между заказчиком и ООО СК "Лидер" заключено дополнительное соглашение N 8 к контракту от 25.06.2020 N 23-220/СМР, согласно которому изменена цена контракта до суммы 113 543 923,43 руб.
Согласно пунктам 7.4.1, 7.4.20 Раздела 7 "Права и обязанности Сторон" контракта подрядчик обязан:
"7.4.1. Выполнить работы в соответствии с условиями проектной документации, настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
7.4.20. Сдать результат выполненных работ Заказчику в порядке и срок, установленный настоящим контрактом".
В соответствии с пунктом 1.2 Раздела 1 "Предмет контракта" контракта результатом выполненной работы по настоящему контракту является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном проектной документацией, а также иной технической документацией, предусмотренной настоящим контрактом (пункт 1.3 Раздела 1 "Предмет контракта" контракта).
Настоящий контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту (пункт 13.1 раздела 13 "Заключительные положения" контракта).
В силу пункта 13.13 раздела 13 "Заключительные положения" контракта неотъемлемой частью настоящего контракта являлись:
Приложение N 1 - Смета контракта;
Приложение N 2 - График выполнения строительно-монтажных работ;
Приложение N 3 - График оплаты выполненных работ;
Приложение N 4 - Виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту;
Приложение N 5 - Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ.
Таким образом, в срок по 25.12.2020 включительно подрядчику необходимо было выполнить работы по контракту в объеме, определенном указанными приложениями.
В табличной форме сметы на выполнение работ по строительству и разработке рабочей документации по объекту (Приложение N 1 к контракту) указано количество (объем работ) и цена на единицу измерения по каждому конструктивному решению (элементу) комплексов (видов) работ.
Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту) установлены сроки исполнения по каждому этапу выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ. Всего графиком выполнения работ предусмотрено шесть этапов.
В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 "Контроль Заказчика за выполнением работ" контракта заказчик вправе осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком товаров, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Во исполнение пункта 6.1 раздела 6 "Контроль Заказчика за выполнением работ" контракта между заказчиком и ООО "СтройКонтроль" был заключен контракт N 29-2020/СК от 03.08.2020 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта.
Представленные заказчиком документы свидетельствуют о том, что заказчиком в адрес подрядчика неоднократно направлялись претензии, а именно: исх. N 02-0900 от 26.03.2021, N 02-1186 от 22.04.2021, N 02-1441 от 21.05.2021, N 02-1758 от 30.07.2021, N 02-2023 от 30.07.2021, N 02-2235 от 26.08.2021, N 02-2598 от 05.10.2021, N 02-2913 от 08.11.2021 о несоблюдении сроков выполнения отдельных видов работ, с требованием незамедлительно приступить к выполнению строительных работ, увеличить количество рабочих на объекте; ускорить темпы выполнения работ; обеспечить бесперебойную поставку необходимых строительных материалов и оборудования на объект; усилить контроль за исполнением трудовой дисциплины и соблюдением норм техники безопасности рабочими на объекте и оплатить начисленную неустойку.
Кроме того, ООО СК "Лидер" по результатам проведенного строительного контроля неоднократно предъявлялись предписания об устранении выявленных на объекте нарушений, а также претензии в связи с их несвоевременным выполнением и требованием оплаты штрафа (письма исх. N 02-2363 от 05.10.2020, исх. N 02-2432 от 22.10.2020, исх. N 02-0039 от 13.01.2021, исх. N 02-3142 от 22.12.2020, исх. N 02-2010 от 29.07.2021).
По информации заказчика предписания N 29 от 28.01.2021, N 44 от 02.04.2021, N 51 от 20.04.2021, N 56 от 07.06.2021, N 58 от 23.06.2021, N 59 от 23.06.2021, N 62 от 16.07.2021, N 63 от 20.07.2021, N 64 от 29.07.2021, N 65 от 25.08.2021, N 66 от 25.08.2021 в полном объеме не были исполнены, о чем свидетельствует письмо ООО "СтройКонтроль" от 01.09.2021. При этом штрафные санкции не были оплачены.
Также заказчиком в адрес ООО СК "Лидер" неоднократно направлялись письма (исх. N 02-0147 от 21.01.2021, N 05-0824 от 22.03.2021, N 05-0843 от 23.03.2021, N 05-22-3 от 24.08.2021, N 05-2285 от 31.08.2021, N 02-2351 от 07.09.2021, N 02-2603 от 05.10.2021) о предоставлении заказчику графика производства строительно-монтажных работ на объекте, а также претензии в связи с непредставлением информации в адрес заказчика и требованием оплаты штрафа (претензия исх. N 02-0147 от 21.01.2021, N 02-0409 от 10.02.2021, N 02-1136 от 19.04.2021, N 02-2351 от 07.09.2021, N 02-2575 от 01.10.2021).
Письмом ООО "СтройКонтроль" от 09.09.2021 исх. N 1169/СК по результатам строительного контроля на объекте заказчик был проинформирован о том, что при организации и выполнении работ на объекте возникли существенные изменения обстоятельств исполнения контракта, а именно длящееся отставание от графика производства работ подрядной организацией; строительство ведется настолько медленно, что все предусмотренные сроки уже как более восьми месяцев истекли, а окончание работ в ближайшее время не предвидится.
Кроме того, вышеуказанным письмом ООО "СтройКонтроль" сообщило заказчику, что с 31.08.2021 подрядчиком полностью остановлены строительные работы на объекте.
Специалисты заказчика 08.09.2021 осуществили выезд на объект и подтвердили, что работы на объекте не ведутся, представители Общества отсутствуют, установлены замечания, требующие устранения в срочном порядке, о чем был составлен акт осмотра от 08.09.2021.
В силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
19.11.2021 заказчиком на основании пункта 13.8 раздела 13 "Заключительные положения" контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение), которое 23.11.2021 было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (реестровый номер контракта 2550300779520000051, номер дополнительной информации 0352200020521000006).
19.11.2021 решение направлено подрядчику по адресу электронной почты E-mail: info@stk-ider.com, указанному в контракте.
23.11.2021 решение направлено посредством АО "Почта России" заказным письмом с простым уведомлением по почтовому адресу, указанному в контракте, уведомление о вручении заказчиком не получено.
С учетом положений части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (действующей на момент принятия заказчиком решения) надлежащей датой уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения договора заказчиком признана дата по истечении тридцати дней с даты размещения Решения в ЕИС (23.11.2021), т.е. 23.12.2021.
Данное решение не могло быть отменено заказчиком на основании части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, поскольку ранее заказчиком уже принималось решение от 01.12.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 23-2020/СМР от 25.06.2020 в связи с несоблюдением ООО СК "Лидер" условий исполнения контракта, которое впоследствии было отменено заказчиком (приказ заказчика от 11.01.2021 N 1-т).
На невозможность отмены решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта также указано в решении заказчика от 19.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Соответственно на основании частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым (с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, выходных и праздничных дней) с 11.01.2022, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 14.01.2022.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования частей 12-14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Омским УФАС России 12.01.2022 по адресу электронной почты ООО СК "Лидер", указанному в контракте, а также заказным почтовым отправлением направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 14.01.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 18.01.2022 в 11:20 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ООО СК "Лидер" были представлены письменные пояснения, в которых указаны причины неисполнения условий контракта (вх. N 251э от 14.01.2022).
Подрядчиком указано, что основания для включения сведений о нём в реестр отсутствовали, поскольку он действовал добросовестно и предпринимал все возможные усилия (в т. ч. сверх предусмотренных контрактом), для исполнения контракта в срок, а срок исполнения контракта был нарушен по объективным причинам, не зависящим от Подрядчика.
ООО СК "Лидер" указано также на то, что подрядчик своевременно приступил к исполнению обязательств по контракту, вместе с тем с момента начала работ подрядчиком постоянно выявлялись факты несоответствия проектной документации требованиям действующего законодательства Российской Федерации, несоответствие сметы контракта, проектной и рабочей документации друг другу, наличие неучтённых в проектной документации работ и материалов и иные недостатки.
По мнению Общества, указанные обстоятельства, во многом обусловили или усугубили сложности, существенные просрочки в исполнении контракта, формальное нарушение сроков исполнения контракта было вызвано не недобросовестным поведением подрядчика, а недостатками проектной документации и несвоевременным внесением изменений в проект со стороны заказчика.
Также ООО СК "Лидер" указало, что в период с 23.11.2021 по 10.01.2022 подрядчик продолжал выполнять работы на объекте.
Следует также отметить, что в материалы дела заказчиком представлены Акты внеплановой выездной проверки Госстройнадзора Омской области, датированные 24.12.2021, которой установлены нарушения при выполнении подрядчиком работ по строительству объекта.
Представленными сторонами документами подтверждается и сторонами не отрицается, что работы по строительству объекта капитального строительства - детского сада по ул. Л. Чайкиной в пос. Иртышский Омского муниципального района Омской области ни в установленный контрактом срок (по 25.12.2020 включительно), ни на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (19.11.2021) ООО СК "Лидер" в полном объеме действительно не выполнены.
Фактически срок выполнения работ превысил один год, что свидетельствует о нарушении подрядчиком существенного условия контракта о конечном сроке выполнения работ.
Доказательств наличия у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссия особо отмечает социальную значимость выполняемых Обществом работ - строительства детского сада по ул. Л. Чайкиной в пос. Иртышский Омского муниципального района Омской области.
Действуя в рамках заключенного контракта, Общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Основанием для отказа во включении информации о подрядчике в реестр в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения РНП.
Исходя из вышеуказанного, в данном случае:
а) не были выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта;
в) подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- факт того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По мнению Комиссии, характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта свидетельствует о необходимости применения в отношении ООО СК "Лидер" меры ответственности в виде включения сведений в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения
- об обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер": 644079, г. Омск, ул. Новосибирская, д. 147, ИНН: 5504245954, КПП: 550601001,
- о директоре общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" Овчинникове Константине Викторовиче (ИНН 550614610317)
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.01.2022 |
14.01.2022 |
11.01.2022 |
0 |
11.01.2022 |
18.01.2022 |
18.01.2022 |
0 |
21.01.2022 |
21.01.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_.> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 января 2022 г. N РНП-55-12/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022