Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного общеобразовательного учреждения Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н.Толстого" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 54 от 11.01.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Интегратор Цифровых Технологий" (ИНН 7817109223; ул. Павловская, д. 17, лит. А, помещение 6-Н оф. 1 г. Колпино, г. Санкт-Петербург, 196653) (далее - Общество, Поставщик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 04.07.2021 N 03662000356210031390001 на поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (закупка N 0366200035621003139, реестровый номер контракта N 2711801501121000017) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Общества на основании доверенности,
в отсутствие представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
11.01.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Интегратор Цифровых Технологий" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.07.2021 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 8 1 437 733, 29 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта поставщик обязуется осуществить поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
Согласно пунктам 2.1, 2.2. раздела 2 "СРОКИ И МЕСТО ПОСТАВКИ ТОВАРОВ" Контракта срок поставки: в течение 50 (пятидесяти) календарных дней с момента заключения Контракта. Место поставки товаров: Тульская область, Щекинский район, д. Ясная Поляна, ул. Школьная, д.17.
Исходя из содержания Спецификации (приложение N 1 к Контракту) к поставке подлежит следующее оборудование:
N п/п |
Код позиции КТРУ, размещенного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ |
Наименование товара |
Нормативно-техническая документация |
Страна происхождения товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Общее количество товара |
Процентная ставка НДС за единицу товара |
Цена за единицу товара (с НДС) (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
26.20.13.000-00000002 |
Интерактивная панель |
|
Россия |
штука |
7 |
20 |
205390,47 |
1437733,29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии разделом 4 "ПОРЯДОК И СРОКИ ПОСТАВКИ ТОВАРА, ДОКУМЕНТАЦИЯ" Контракта:
"4.1. Поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки, указанное в пункте 2.2 контракта, не позднее 50 (пятидесяти) календарных дней с момента заключения контракта.
Поставщик не менее чем за два рабочих дня до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.
4.2. Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи товара (приложение N 3 к контракту).
4.3. При поставке товара поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на товар, выданного уполномоченным органом;
б) копию декларации о соответствии (при необходимости ее наличия в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии");
в) счет-фактура или письмо об УСН;
г) счёт на оплату;
д) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) товара на русском языке;
е) акт приема-передачи товара (приложение N 3 к контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для заказчика и один экземпляр для поставщика);
ж) товарную накладную, оформленную в установленном порядке;
з) гарантию производителя на товар, срок действия которой составляет не менее 36 месяцев;
к) гарантию поставщика на товар, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на товар, оформленную в виде отдельного документа;
л) инструкцию по эксплуатации на русском языке;
м) технический паспорт на товар;
н) гарантийный талон;
4.4. При поставке товара без надлежащей документации товар принятию и оплате не подлежит."
Разделом 7 Контракта установлен порядок приемки товара: "7.1 Приемка поставленного товара осуществляется в ходе передачи товара заказчику в месте доставки и включает в себя следующее:
а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к контракту);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями контракта;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки товара;
г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на товар: регистрационных удостоверений, документа, подтверждающего соответствие товара, выданного уполномоченными органами (организациями);
д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) товара на русском языке;
е) проверку комплектности и целостности поставленного товара.
Приемка товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
По факту приемки товара поставщик и заказчик подписывают Акт приема-передачи товара (приложение N 3 к контракту).
7.2. Для проверки предоставленных поставщиком результатов поставки, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В случае привлечения экспертов, экспертных организаций результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
7.3. Приемка товара в соответствии с контрактом осуществляется заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 7 (семи) рабочих дней), со дня получения от поставщика документов, предусмотренных пунктом 4.3 контракта.
Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после проведения экспертизы заказчик направляет поставщику подписанный заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный заказчиком) Акт приема-передачи товара (приложение N 3 к контракту), Акты приема-передачи товара или мотивированный отказ от подписания указанного Акта (приложение N 6 к контракту), в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств, оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара осуществляется после предоставления поставщиком такого обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены настоящим контрактом.
7.4. Некачественный и (или) некомплектный товар (факт должен быть подтвержден в установленном порядке) и (или) не соответствующий техническому заданию (приложение N 2 к контракту) должен быть заменен и (или) доукомплектован поставщиком за собственный счет поставщика в течение 10 рабочих дней после получения уведомления о необходимости замены или допоставки товара.
7.5. После устранения недостатков, послуживших основанием для не подписания Акта приема-передачи товара (приложение N 3 к контракту), и Актов приема-передачи товара поставщик и заказчик подписывают указанные акты в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 7.2 и 7.3 контракта.
7.6. Обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным с момента надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно с даты подписания сторонами Акта сдачи-приемки товара (по форме приложения N 3 к контракту) без замечаний.
Со дня подписания Акта приема-передачи товара (приложение N 3 к контракту) заказчиком все риски случайной гибели, утраты или повреждения товара переходят к заказчику".
Согласно представленным в материалы дела пояснениям Заказчика по состоянию на 23.11.2021 Обществом не выполнены обязательства согласно условиям Контракта, товар, отвечающий условиям Контракта, Заказчику не поставлен.
Из представленной Заказчиком и Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
Как следует из пояснений ООО "Интегратор Цифровых Технологий", 05.07.2021 Поставщик заказал к поставке по договору с ООО "ФОРТЕГРУПП" NИТ-716 от 15.06.2021 г. поставку семи интерактивных панелей GoSmart 750, в соответствии с техническим заданием Контракта, в срок до 23.08.2021.
Согласно условиям Договора, Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
В исполнение данного условия контракта от Поставщика Заказчику было направлено письмо от 20.08.2021 г. с указанием срока поставки до 23.09.2021 г.
08.10.2021 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо, в котором Общество указывает, что задержка поставки товара связана с задержкой поставки комплектующих от производителя, Обществом представлено информационное письмо от 24.09.2021 от ООО "ФОРТЕГРУПП", в котором производитель указывает, что 10.07.2021 была произведена закупка партии комплектующих из-за рубежа для осуществления сборки интерактивных панелей, в том числе под проект ООО "Интегратор Цифровых Технологий", на производство по состоянию на 24.09.2021 поступило 30 % комплектующих от всего заказа. ООО "ФОРТЕГРУПП" отмечает, что логистическая компания "Ист Вест Импорт", которая осуществляет доставку товара, проинформировала производителя, что задержка поставки товара вызвана увеличением таможенной "отчистки" в связи с ограничением из-за коронавирусной инфекции (COVID-19). ООО "ФОРТЕГРУПП" гарантирует поставку товара до 25.10.2021.
08.10.2021 Заказчиком в адрес Общества направлено требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги) (требование N496 от 08.10.2021, оплачено Обществом в полном объеме).
05.11.2021 Общество заключило договор с перевозчиком ИП Ермолаевым Е.И. на разовую перевозку груза на автомобильном транспорте (N018 от 05.11.2022) со сроком доставки 08.11.2022.
Комиссия отмечает, что из представленных документов Заказчиком, Обществом не представляется возможным установить точную дату доставки товара Заказчику.
08.11.2021 Заказчиком составлен мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара от 04 июля 2021 года N 03662000356210031390001 (с приложением заключения эксперта), в котором указано, что при проведении внутренней экспертизы поставленного товара Заказчиком установлено, что выявлены несоответствия поставленного товара. Заказчик требует от Поставщика устранить указанные недостатки в течение l0 (десяти) календарных дней с момента получения мотивированного отказа. Акт приемки-передачи товара Заказчиком не предоставлен.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что представленное Заказчиком экспертное заключение N 24/09/21-02 имеет неустранимые противоречия. Согласно данному заключению, дата его составления 26.10.2021, вместе с тем дата проведения экспертизы значится как 26 сентября 2021 года, из чего следует, что внутренняя экспертиза фактически была проведена до осуществленной Обществом поставки товара. Кроме того в экспертном заключении не указано в отношении какого товара проведена экспертиза: не указана модель, марка, серийный номер, позволяющие идентифицировать и сопоставить поставленный Обществом товар с товаром, в отношении которого проведена экспертиза. Кроме того Комиссия отмечает, что представленное Заказчиком экспертное заключение не подписано лицом/лицами, проводившими внутреннюю экспертизу.
10.11.2021 Обществом в адрес Заказчика направлен ответ на мотивированный отказ (исх. N 28), в котором Общество сообщает, что 08.11.2021 был организован выезд технического специалиста для проведения пуско-наладочных работ оборудования и демонстрации возможностей интерактивного комплекса, с приложением комментариев технического специалиста. Общество поясняет, что произвело поставку оборудования, которое является более качественным (улучшенным) по ряду характеристик, предусмотренных Контрактом.
12.11.2022 (исх. N 567) Заказчик направил в адрес Общества мотивированный отказ N 2 от подписания акта приемки-передачи товара от 04 июля 2021 года N 03662000356210031390001, в котором Заказчик указывает, что после разъяснений данных Обществом на первый мотивированный отказ, было выявлено отсутствие датчиков (пункт. 1. 10 технического задания Контракта) в предлагаемых к поставке интерактивных панелях при проведении совместной демонстрации возможностей интерактивного комплекса (в присутствии специалиста Общества).
22.11.2021 Заказчиком в адрес Общества направлено требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги).
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 15.3. Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товаров.
В связи с тем, что Общество, с позиции Заказчика, в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту, 23.11.2021 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от "04" июля 2021 N 03662000356210031390001 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было направлено Заказчиком Обществу способами, указанными в части 12 статьи 95 Закона, в том числе заказным отправлением с уведомлением о вручении 24.11.2021, по электронной почте 23.11.2021, размещено 25.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Из документов, представленных на заседание Комиссии, установлено, что Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленное по почте, ООО "Интегратор Цифровых Технологий" не получено, в связи с чем Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Общества дату по истечении тридцати дней с даты размещения указанного решения в единой информационной системе.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Общество в письменных и устных пояснениях указало, что поставило товар Заказчику надлежащего качества, соответствующий требованиям Заказчика. Представитель Общества просил информацию в отношении ООО "Интегратор Цифровых Технологий" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Из содержания Решения следует, что по состоянию на 23.11.2021 ООО "Интегратор Цифровых Технологий" не выполнило поставку интерактивного оборудования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", соответствующего условиям Контракта.
Между тем, анализ указанных мотивированных отказов показал следующее.
В мотивированном отказе Заказчика от подписания акта приемки-передачи товара от 08.11.2021 (с приложением заключения эксперта) указано, что при проведении внутренней экспертизы поставленного товара Заказчиком установлено, что выявлены несоответствия поставленного товара условиям Контракта. Вместе с тем представленное Заказчиком экспертное заключение N 24/09/21-02, как было отмечено выше, имеет неустранимые противоречия и не может восприниматься Комиссией как доказательство факта поставки Обществом Оборудования несоответствующего условиям Контракта.
Учитывая, что 08.11.2021 был организован выезд технического специалиста Общества для проведения пуско-наладочных работ оборудования и демонстрации возможностей интерактивного комплекса, 12.11.2022 (исх. N 567) Заказчик направил в адрес Общества мотивированный отказ N 2 от подписания акта приемки-передачи товара от 04 июля 2021 года N 03662000356210031390001, в котором Заказчик указывает, что после разъяснений данных Обществом на первый мотивированный отказ, было выявлено отсутствие датчиков (пункт. 1. 10 технического задания Контракта) в предлагаемых к поставке интерактивных панелях при проведении совместной демонстрации возможностей интерактивного комплекса (в присутствии специалиста Общества). Данный мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара содержит только указание на данное несоответствие поставленного товара техническому заданию Контракта. Каких-либо иных экспертных заключений к данному отказу не приложено. Акт приема-передачи оборудования Заказчиком не составлен.
Комиссия приходит к выводу, что надлежащим образом оформленных документов, фиксирующих результаты проведения внутренней экспертизы поставленного 08.11.2021 Обществом товара, либо Акта приемки-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту), в котором проставлена запись о проведении экспертизы сотрудником Учреждения, в материалы дела Заказчиком не представлено.
Равно как Учреждением не представлено каких-либо товаросопроводительных документов, предусмотренных пунктом 4.3 Контракта, позволяющих Комиссии в принципе идентифицировать когда и какой именно товар был поставлен ООО "Интегратор Цифровых Технологий" Заказчику в рамках исполнения Контракта.
Таким образом, Комиссия фактически лишена возможности определить, какой именно товар подвергался приемке со стороны Заказчика, и в отношении каких товаров Учреждение проводило внутреннюю экспертизу.
В связи с чем, Комиссия приходит к заключению, что мотивированные отказы от подписания акта приемки-передачи поставленного товара от 08.11.2021 с выводами, положенными в его основу, является преждевременным, не основанным на фактических обстоятельствах, в связи с чем Комиссия приходит не может прийти к заключению, что у Заказчика имелись достаточные основания для принятия Решения.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано Управлением в настоящем случае.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
При этом необходимо также отметить, что оценка всех фактических обстоятельств дела и поведенческих аспектов сторон в ходе исполнения Контракта отнесена именно к компетенции антимонопольного органа и является его исключительной дискрецией.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклониться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Таким образом, исходя из совокупности документов и сведений, представленных в материалы дела сторонами по Контракту, и, будучи лишенным возможности сделать однозначный вывод о том, что действия ООО "Интегратор Цифровых Технологий" были направлены исключительно на уклонение Общества от выполнения условий заключенного Контракта или на несоблюдение его условий, Комиссия считает, что имеется необходимость истолкования всех неустранимых сомнений в пользу Общества (ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации).
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Поставщика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту.
Необходимо отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
По основаниям, изложенным выше, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и, как следствие, включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того Комиссия отмечает, что Заказчиком не предоставлены доказательства, свидетельствующие о существенном нарушении Поставщиком условий контракта.
Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.
Более того, наличие вышеописанных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении ООО "Интегратор Цифровых Технологий" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным общеобразовательным учреждением Тульской области "Яснополянский образовательный комплекс им. Л.Н.Толстого" (вх. N 54 от 11.01.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Интегратор Цифровых Технологий" (ИНН 7817109223; ул. Павловская, д. 17, лит. А, помещение 6-Н оф. 1 г. Колпино г. Санкт-Петербург, 196653), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 18 января 2022 г. N 071/06/104-42/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022