Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - и.о. начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "МГОБ N 62 ДЗМ": Вагнер Т.В. (по дов. N 25/2022 от 12.01.2022),
ООО "ТД АгатМед": до объявления перерыва: Шалимовой А.Б. (по дов. N 24/22 от 10.01.2022), после объявления перерыва: Разумовской Н.А. (по дов. N 23/22 от 10.01.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ТД АгатМед" (далее - Заявитель) на действия
ГБУЗ "МГОБ N 62 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплектов белья для хирургических процедур для нужд ГБУЗ "МГОБ N 62 ДЗМ" (Закупка
N 0373200006521000660) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/80846/21 от 30.12.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В жалобе Заявитель указывает, что установленные Заказчиком требования к товарам не позволяют должным образом определить потребность Заказчика, ввиду недостаточной детализации таких требований. Таким образом, по мнению Заявителя, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе.
На основании пп. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Приложением N1 к техническому заданию "Перечень объектов закупки" предъявлены требования к необходимым товарам, например по п.1 "Универсальный комплект, стерильный": "Длина ленты клеющей: >= 50 см. Длина простыни: >= 240 см. Длина простыни на операционный стол с липким краем, тип 1: >= 175 см. Длина простыни на операционный стол с липким краем, тип 2: >= 190 см. Длина простыни на операционный стол с липким краем, тип 3: >= 80 см. Длина салфетки: >= 30 см. Длина чехла на инструментальный стол: >= 140 см. Количество ленты клеющей в составе комплекта: 1 шт. Количество простыней в составе комплекта: <= 2 шт. Количество простыней на операционный стол с липким краем, тип 1 в составе комплекта: 1 шт. Количество простыней на операционный стол с липким краем, тип 2 в составе комплекта: 1 шт. Количество простыней на операционный стол с липким краем, тип 3 в составе комплекта: 1 шт. Количество салфеток в составе комплекта: >= 4 шт. Количество чехлов на инструментальный стол в составе комплекта: 1 шт. Плотность простыни на операционный стол с липким краем, тип 1, г/м2: >= 61 <= 70. Плотность простыни на операционный стол с липким краем, тип 2, г/м2: >= 61 <= 70. Плотность простыни на операционный стол с липким краем, тип 3, г/м2: >= 61 <= 70. Плотность простыни, г/м2: >= 61 <= 70. Плотность салфетки, г/м2: >= 40 <= 50. Плотность чехла на инструментальный стол, г/м2: >= 61 <= 70. Состав комплекта: Простыня; салфетка; лента клеющая; чехол на инструментальный стол; простыня на операционный стол с липким краем, тип 1; простыня на операционный стол с липким краем, тип 2; простыня на операционный стол с липким краем, тип 3. Ширина ленты клеющей: >= 5 см. Ширина простыни: >= 140 см. Ширина простыни на операционный стол с липким краем, тип 1: >= 150 см. Ширина простыни на операционный стол с липким краем, тип 2: >= 130 см. Ширина простыни на операционный стол с липким краем, тип 3: >= 60 см. Ширина салфетки: >= 20 см. Ширина чехла на инструментальный стол: >= 80 см".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком недостаточно детализированы требования к поставляемым товарам, что может повлечь за собой поставку некачественной продукции, не соответствующей потребности Заказчика, а также не позволяет участникам закупки однозначным образом определить потребность Заказчика.
Так, по мнению Заявителя, существенными и значимыми параметрами являются:
- технические характеристики используемых нетканых материалов (гигроскопичность, микробная проницаемость, ворсотделение, воздухопроницаемость, прочность, мягкость, пористость и т.п.),
- специальная система складывания,
- упаковка, которая должна вскрываться без помощи ножниц и прочих вспомогательных инструментов, для сохранения стерильности содержимого,
- наличие на упаковке индикаторов для контроля стерильности, которые, в свою очередь, не установлены в технической части аукционной документации.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявитель также указывает на то, что для товара п.2 "Комплект для ангиографии, одноразового использования, стерильный" предусмотрено наличие влагонепроницаемого слоя, однако на какие именно составляющие комплекта распространяется данное требование Заказчиком не конкретизировано.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки сформировано автоматически при выборе соответствующего СПГЗ, таким образом, к предложению к поставке возможны товары, соответствующие установленным максимальным и минимальным значениям показателей, значениям показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем, не представлено документов свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие в аукционе и об ограничении количества участников закупки, при формировании технической части оспариваемым образом.
Таким образом, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что для товара п.2 "Комплект для ангиографии, одноразового использования, стерильный" предусмотрено наличие влагонепроницаемого слоя, ввиду чего, данное требование распространяется на все товары входящие в данный комплект, поскольку иное из положений закупочной документации не следует.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает на то, что установленная в Приложении N1 "Перечень объектов закупки" к технической части аукционной документации колонка "Срок" вводит участников закупки в заблуждение.
По мнению Заявителя столбец "Срок" может иметь двойное трактование, а именно: срок поставки товаров или остаточный срок годности товаров, что однозначно препятствует корректному формированию заявок на участие.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что форма технического задания является типовой и Заказчик не имеет возможности вносить какие-либо изменения, при этом из данного столбца однозначно следует, что требования установлены к сроку поставки: "c 1-го по 300-й календарный день c даты заключения контракта", поскольку очевидно, что требования, сформированные подобным образом, не могут относиться к остаточному сроку годности товара.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что в технической части аукционной документации Заказчиком при описании требований к товарам используются символы ">=", "<=", вместе с тем в составе аукционной документации отсутствует инструкция по чтению вышеуказанных символов, что также вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию заявки.
Комиссия Управления отмечает, что объектом закупки является поставка комплектов белья для хирургических процедур.
Кроме того, в силу п.18.1 информационной карты первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: "2. Наименование страны происхождения товара 3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в отсутствие инструкции по чтению символов ">=", "<=" участникам закупки представлялось возможным определить потребность Заказчика, поскольку вышеуказанные символы (больше или равно, меньше или равно) не имеют двойного толкования и читаются в строгом соответствии с правилами математики.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
4. Помимо этого в своей жалобе Заявитель указывает на то, что п.6.1, п.6.2 технического задания являются неправомерными и ограничивают круг участников аукциона.
Комиссией Управления установлено, что маркировка товара должна содержать информацию с учетом следующих нормативных актов:
"6.1 "Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза";
6.2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них"".
По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования в соответствии с данными нормативными актами, поскольку согласно Единому реестру медицинских изделий, зарегистрированных в рамках ЕАЭС, на территории Российской Федерации предполагаемых Заказчиком к закупке медицинских изделий не зарегистрировано.
При этом Комиссия Управления отмечает, что Заказчик при формировании документации установил требования в соответствии с действующими нормативными актами, при этом то, что в настоящий момент по мнению Заявителя вышеуказанные соглашения не реализованы в полной мере, а, следовательно, товары не зарегистрированы на территории Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении со стороны Заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
5. Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
П.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
С учетом изложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
Однако, в составе аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки регистрационного удостоверения на поставляемые медицинские изделия.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе регистрационного удостоверения на требуемые к поставке медицинские изделия, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА
1. Признать жалобу ООО "ТД АгатМед" на действия ГБУЗ "МГОБ N 62 ДЗМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии В.А. Матвеев
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 января 2022 г. N 077/06/106-23678/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022