Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.01.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителя Администрации города Усолье-Сибирское (далее - заказчик) - ///,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Аква-Плюс" (далее - ООО "Аква-Плюс", заявитель),
рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе "Разработка проектной документации по объекту "Строительство сетей водоснабжения на территории города Усолье-Сибирское", извещение N 0134300008521000322, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению
закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба ООО "Аква-Плюс" на положения документации о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заказчиком неправомерно установлено требование о разработке раздела по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), поскольку в данном случае требуется разработка проектной документации по линейному объекту "Строительство сетей водоснабжения на территории города Усолье-Сибирское"; проживание и пребывание людей в объекте быть не может.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными, указывая, что документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что заказчиком 20.12.2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300008521000322, а также документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта "Разработка проектной документации по объекту "Строительство сетей водоснабжения на территории города Усолье-Сибирское" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 000 000 рублей 00 копеек.
В соответствие с пунктам 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать следующую наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ определено:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Описание объекта закупки содержится в части III документации об аукционе (далее - Техническое задание) и включает в себя 2 этап проектирования объекта, а именно: "Разработка проектной документации. Разработка сметной документации. Получение положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случае необходимости), государственной экспертизы проектной документации, разработка "ОВОС" результатов инженерных изысканий, а также в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта" (пункт 8 Технического задания).
В пункте 20 Технического задания указано: "Произвести оценку экологического воздействия объекта, разработать раздел "ОВОС" в соответствии с действующими нормативными документами и требованиями; Техническая документация должна: обеспечить соблюдение санитарных правил и нормативов в соответствии с действующими в РФ федеральными законами и отраслевыми нормативными документами".
Согласно пояснениям представителей заказчика Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2020 года N 2819-р, принятым в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 189-рп "О мерах по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье- Сибирское Иркутской области" утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции.
Настоящая закупка проводится в рамках, следующих мероприятия:
- разработка проектной документации по объекту "Водовод в обход промышленной площадки ООО "Усольехимпром" в г. Усолье-Сибирское" (данные сведения содержатся в пункте 43 Технического задания);
- строительство объекта "Водовод в обход промышленной площадки ООО "Усольехимпром" в г. Усолье- Сибирское".
В связи с высокой степенью изношенности водоводов, проходящих вдоль территории ООО "Усольехимпром" (более 90%), изношенностью канализационных очистных сооружений (порядка 75%), проблем водозабора на реке Белая (что уже приводило к введению режима чрезвычайного положения), существует высокий риск аварийных ситуаций на водоводах (левый водовод в районе корпуса КП 15, на протяжении 150 метров идёт по территории ООО "Усольехимпром"), связанных с концентрацией ртути и хлористого водорода в почве на территории предприятия, которая многократно превышает установленные нормативы. В случае аварии и нарушения целостности водовода, произойдёт попадание загрязняющих веществ в водопровод, а также высокий риск возникновения аварийных ситуаций по системам водоснабжения и водоотведения города в целом, с учетом водозабора и очистных сооружений.
Заказчик отмечает, что г. Усолье-Сибирское входит в зону Байкальской природной территории. Согласно п. 7.1 ст. 11 Федерального закона 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения. Данный линейный объект уже располагался на территории промышленного предприятия и был непосредственной частью промышленной площадки, именно исключение данного фактора является основной целью данной работы. Дополнительно необходимо отметить, что не предполагается радикальный перенос объектов источника и потребителя питьевой воды, то есть трубопровод будет, по-прежнему, проходить в непосредственной близости от территории промплощадки. Как следствие необходимо четкое расчётное подтверждение исключения влияния данного мероприятия, для чего и выполняется оценка воздействия на окружающую среду.
Таким образом, учитывая сложную экологической ситуации региона, оценка воздействия на окружающую среду необходима заказчику для оценки уровня затрат на реализацию мер по предотвращению пагубного влияния на экологию Байкальской природной территории.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст.12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Заказчиком в документации об аукционе установлены требования к работам с учетом потребностей города и действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере экологии, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Кроме того, в силу части 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44- заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Доводы заявителя относительно отсутствия в смете N 12-01-01 стоимости оценки воздействия на окружающую среду сводятся к обжалованию формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, в силу статей 99 Федерального закона N 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по контролю за соблюдением требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта. Данными полномочиями наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аква-Плюс" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 января 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022