Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 21 января 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
|
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее - Управление, Заказчик) о включении Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", Организация), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и восстановлению работоспособности систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установок пожаротушения автоматических, противопожарных занавесов, а также взаимосвязи с системами противопожарной защиты, инженерными системами на объектах защиты (извещение N 0869200000221004638) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя заказчика: Протасовой М.С., действующей на основании доверенности N 03-01-01-08/4747 от 23.12.2021;
- представителя ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС": исполнительного директора Лепешкина С.В., действующего на основании протокола конференции Организации б/н от 10.04.2018,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и восстановлению работоспособности систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установок пожаротушения автоматических, противопожарных занавесов, а также взаимосвязи с системами противопожарной защиты, инженерными системами на объектах защиты (извещение N 0869200000221004638).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 21.12.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 168 000,00 рублей.
Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 30.12.2021 N 0869200000221004638 победителем признано ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" с предложением о цене контракта 654 160,00 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 30.12.2021.
Победитель аукциона 10.01.2022 в срок, установленный Законом о контрактной системе, подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта, также во исполнение требований части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе Организацией представлена информация о трех контрактах, заключенных победителем аукциона в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке и исполненных им без применения к нему неустойки (штрафов, пеней), сумма которых в совокупности превышает НМЦК по аукциону.
При этом, в отношении контракта (реестровый номер 1744420060719000064), со сроком исполнения - 31.12.2021, информация о которых предоставлена победителем, не исполнены, в ЕИС содержатся сведения о применении к нему неустойки (штрафов, пеней).
В связи с неисполнением победителем требований части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе, а также непредоставлением обеспечения исполнения контракта в регламентированный срок, протоколом от 11.01.2022 Организация признана уклонившейся от заключения контракта. Протокол б/н от 11.01.2022 размещен в единой информационной системе 11.01.2022.
Представитель Организации пояснил, что победитель аукциона не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, полагал, что действует добросовестно, поскольку на дату подписания контракта у Организации отсутствовала информация о применении к исполненному контракту (реестровый номер 1744420060719000064), неустойки (штрафов, пеней), что подтверждается, в том числе, представленным Организацией актом сверки расчетов по указанному контракту, составленному посредством выгрузки сведений из программы бухгалтерского учета Организации.
Из материалов дела следует, что Организация осуществило все необходимые действия по заключению контракта 27.07.2021 - подписало проект контракта и представило информацию, предусмотренную частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе и пунктом 6.1 проекта контракта.
При этом, Организацией дополнительно осуществлены мероприятия по подготовке независимой гарантии N 2102871 от 10.01.2022 для обеспечения исполнения обязательств по контракту, проект которой представлен в материалы дела.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность победителя аукцион - субъекта малого предпринимательства не предоставлять обеспечение исполнения контракта при условии предоставления информации о трех контрактах, исполненных им в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, без применения штрафа, пени, сумма которых в совокупности - не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Организация не имела намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, полагала, что при совершении действий по подписанию контракта действует добросовестно, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие того, что на дату подписания контракта у Организации отсутствовала информация о применении к исполненному контракту (реестровый номер 1744420060719000064), сведения о котором представлены победителем во исполнение части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, неустойки (штрафов, пеней).
Кроме того, доказательством отсутствия умысла уклониться от заключения контракта также является проект независимой гарантии N 2102871 от 10.01.2022, подготовленной к выпуску Гарантом - ПАО "Совкомбанк", для обеспечения исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результатам аукциона.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта и исполнению контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области о включении Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и восстановлению работоспособности систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установок пожаротушения автоматических, противопожарных занавесов, а также взаимосвязи с системами противопожарной защиты, инженерными системами на объектах защиты (извещение N 0869200000221004638), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Н. Сарсенбаева |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 января 2022 г. N 074/06/104-58/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022