Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДИНГОФ" (410004, Саратовская область, город Саратов, Набережная улица, дом 22, офис 505, ОГРН: 1156451008350, ИНН: 6449078571, КПП: 645401001) (далее - ООО "МЕДИНГОФ") от 13.01.2022 N 80 (вх. от 17.01.2022 N 195-э), направленную в Коми УФАС России с использованием Единой информационной системы в сфере закупок, а также в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе ООО "МЕДИНГОФ" от 13.01.2022 N 80 (вх. от 13.01.2022 N 124-э), поступившей в Коми УФАС России посредством электронной почты, на действия аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (167001, Республика Коми, город Сыктывкар, Коммунистическая улица, 41, ОГРН: 1021100519263, ИНН: 1101487047, КПП: 110101001) (далее - ГБУЗ РК "СГП N 3") при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе "Поставка лекарственных препаратов (паклитаксел)", извещение N 0307300001721000346 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии в рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции:
<_>, <_>, представителей ООО "МЕДИНГОФ" по доверенностям от 18.01.2022,
при участии в рассмотрении жалобы:
<_>, представителя ГБУЗ РК "СГП N 3" по доверенности от 20.05.2021 N 9,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми посредством электронной почты поступила жалоба ООО "МЕДИНГОФ" от 13.01.2022 N 80 (вх. от 13.01.2022 N 124-э) на действия аукционной комиссии заказчика ГБУЗ РК "СГП N 3" при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (далее - жалоба).
С 01.01.2022 в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внесены изменения, касающиеся порядка подачи жалобы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе императивно установлено, что при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе информации, предусмотренной в пунктах 1-6 настоящей статьи.
Жалоба ООО "МЕДИНГОФ" направлена в адрес Коми УФАС России 13.01.2022 посредством электронной почты, что противоречит части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Из вышеизложенного следует, что подателем жалобы - ООО "МЕДИНГОФ" нарушено требование части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении требований к порядку и формату подачи жалобы.
На основании пп. а) п. 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с нарушением заявителем требований части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу.
Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с чем, в целях рассмотрения доводов, изложенных ООО "МЕДИНГОФ" в жалобе, в Коми УФАС России принято решение о проведении 20.01.2022 на основании пункта 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, о чем ООО "МЕДИНГОФ", ГБУЗ РК "СГП N 3", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер (далее - ООО "РТС-тендер") надлежащим образом извещены.
В Коми УФАС России ООО "МЕДИНГОФ" с использованием Единой информационной системы в сфере закупок повторно направило жалобу от 13.01.2022 N 80 (вх. от 17.01.2022 N 195-э) на действия аукционной комиссии заказчика ГБУЗ РК "СГП N 3" при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
ООО "МЕДИНГОФ", ГБУЗ РК "СГП N 3", ООО "РТС-тендер" о времени, дате, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
ООО "МЕДИНГОФ" заявлено ходатайство от 18.01.2022 N 89 (вх. от 18.01.2022 N 274-э) о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции.
Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, ходатайство ООО "МЕДИНГОФ" удовлетворено; о формате рассмотрения жалобы ООО "МЕДИНГОФ", ГБУЗ РК "СГП N 3", ООО "РТС-тендер" извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.
ООО "МЕДИНГОФ" обжаловано действие аукционной комиссии ГБУЗ РК "СГП N 3" в части принятия по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе решения о признании поданной заявителем заявки на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
ГБУЗ РК "СГП N 3" в отзыве на жалобу от 18.01.2022 N 46 (вх. от 19.01.2022 N 207) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктами 1, 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "МЕДИНГОФ", ГБУЗ РК "СГП N 3", пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "СГП N 3".
Объектом закупки явилась поставка лекарственных препаратов (паклитаксел).
Начальная (максимальная) цена договора составила 284 334,20 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 16.12.2021.
Приказом главного врача ГБУЗ РК "СГП N 3" от 27.04.2015 N 100-р (в ред приказа от 12.10.2020 N 227/2-р) создана Единая комиссия по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ГБУЗ РК "СГП N 3"(далее - Единая комиссия).
2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, в период размещения на официальном сайте извещения и документации о закупке (далее по тексту приведены положения Закона о контрактной системе в указанной редакции относительно требований к содержанию извещения и документации о закупке, в том числе к описанию объекта закупки, к содержанию заявки на участие в закупке) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
2.1. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с прочей информацией, указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
По пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Объектом закупки является поставка лекарственных препаратов (паклитаксел).
Требования к закупаемому товару установлены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание), которое содержит, наряду с прочим, сведения о закупаемом лекарственном препарате: международное непатентованное наименование - "паклитаксел"; форма выпуска - "концентрат для приготовления раствора для инфузий".
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" (приложение N 1) (далее - Перечень).
Перечень включает в себя, наряду с прочим, лекарственный препарат "паклитаксел" в лекарственной форме "концентрат для приготовления раствора для инфузий".
2.2. По пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона
Согласно частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством РФ принято постановление от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).
Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 29 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
В пункте 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
-содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
-не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
2.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
2.3.1. Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в пункте 27 Информационной карты следующим образом: "В соответствии с требованиями настоящей документации и Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную частью 12.3 подраздела 12 раздела I настоящей документации, а именно:
-согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
-наименование страны происхождения товара;
-конкретные показатели товара (наименование товара (МНН (при наличии) или группировочное наименование (при наличии) или химическое наименование (при наличии), торговое наименование), лекарственная форма, дозировка), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией (в разделе III документации), и указание на товарный знак (при наличии).
В силу требований частей 1, 6 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2021 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 9 заявок, по результатам рассмотрения которых Единая комиссия приняла решение о допуске всех участников закупки к участию в нем и признании этих участников закупки участниками такого аукциона.
2.3.2. Согласно частей 2, 4, 8 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день.
Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 28.12.2021 предложения о цене контракта поступили от девяти участников закупки, допущенных к участию в электронном аукционе.
2.3.3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичное пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе положение указано заказчиком в пункте 6 части 12.5 подраздела 12 раздела I документации об электронном аукционе.
Согласно подпункту 4 пункта 28 Информационной карты: "В соответствии с требованиями настоящей документации и Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 12.5 подраздела 12 раздела I настоящей документации, в том числе: документы или копии документов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, принятым в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе: сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, или заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 N 719".
Согласно частей 1, 2, 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Статья 69 Закона о контрактной системе утратила силу с 01.01.2022 на основании Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, действующей с 01.01.2022, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе случаях:
-предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
-непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
3. По протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2022 заявки на участие в электронном аукционе NN 4, 7, 9 отклонены Единой комиссией на основании пункта 1 постановления N 1289 от 30.11.2015 ввиду предложения к поставке товара, происходящего из иностранного государства; заявки на участие в электронном аукционе NN 2, 3, 5, 8 признаны соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об электронном аукционе; заявки на участие в закупке N 1, N 6 (заявка заявителя) признаны не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе на основании пункта 1 постановления N 1289 от 30.11.2015 с обоснованием принятого решения: "В заявке участника закупки отсутствует сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза (форма СТ-1), заполненный в соответствии с особенностями, предъявляемыми к заполнению указанных сертификатов. Графа N 5 "Для служебных отметок" должна содержать запись "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд".
По результатам исследования материалов жалобы, в том числе анализа заявок участников закупки, представленных в материалы жалобы оператором электронной площадки, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее:
-в заявках NN 2, 3, 5, 8 на участие в электронном аукционе содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Республика Казахстан, Российская Федерация), указанные заявки содержат предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителя (товарищество с ограниченной ответственностью "Келун-Казфарм", АО "Фармасинтез-Норд", ЗАО "БИОКАД", ООО "Фармэра"), страна происхождения товара в каждой заявке подтверждена, в том числе, сертификатом по форме СТ-1;
-в заявках NN 4, 7, 9 на участие в электронном аукционе содержится предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство - Индия, Австрия;
-в заявке N 6 заявителя на участие в закупке и в заявке N 1 на участие в закупке предложен лекарственный препарат производителя - Республиканского унитарного предприятия "Белмедпрепараты", Республика Беларусь, в подтверждение страны происхождения товара приложены, в том числе, сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 от 09.04.2021, от 28.06.2021, выданные Унитарным предприятием по оказанию услуг "Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты.
Согласно доводам жалобы, во второй части заявки на участие в закупке заявителем в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товара, приложены, наряду с прочим, копии документов: "регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-004633 от 15.01.2018, сертификат о происхождении товара форма СТ-1 N BYRU1103304503.
Указанный сертификат о происхождении товара оформлялся непосредственно самим производителем лекарственного препарата "Паклитаксел" РУП "Белмедпрепараты" в Республике Беларусь, удостоверен уполномоченным органом Республики Беларусь - Унитарным предприятием по оказанию услуг "Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты". В приложенном сертификате о происхождении товара форма СТ-1 графа 5 не заполнена, так как при вывозе и ввозе товара отсутствовали отметки государственных контролирующих органов. Таким образом, согласно позиции заявителя, им представлен сертификат о происхождении товара форма СТ-1 N BYRU1103304503, который выдан уполномоченным органом, полностью соответствующий требованиям Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009".
Комиссией Коми УФАС России, по результатам анализа сертификата по форме СТ-1 от 28.06.2021 N BYRU1103304503 установлено, что графа 5 "Для служебных отметок" указанного сертификата не заполнена.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является, в том числе сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилам.
Форма сертификата СТ-1 является приложением N 2 к Правилам определения страны происхождения товаров, принятым Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Заключено в г. Ялте 20.11.2009) (ред. от 31.05.2019) (далее - Правила определения страны происхождения товаров).
Согласно Правилам определения страны происхождения товаров Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (далее - государства - участники Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
В разделе 1 Правил определения страны происхождения товаров указано, что для целей настоящих Правил используются, наряду с прочими, следующие термины и понятия:
-страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами;
-сертификат о происхождении товара - документ, выданный уполномоченным органом и свидетельствующий о стране происхождения товара;
-уполномоченный орган - орган (организация), уполномоченный государством - участником Соглашения выдавать сертификаты о происхождении товара формы СТ-1.
По пункту 2.1 раздела 2 "Критерии определения страны происхождения товаров" Правил определения страны происхождения товаров страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами.
По пунктам 6.1, 6.5 раздела 6 "Подтверждение страны происхождения товаров" Правил определения страны происхождения товаров для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 соответственно, являющихся неотъемлемой частью настоящих Правил) или декларации о происхождении товара.
Государства - участники Соглашения обмениваются образцами бланков сертификатов формы СТ-1, образцами подписей лиц, имеющих право удостоверять сертификаты, оттисками печатей уполномоченных органов, а также информацией о наименованиях и адресах уполномоченных органов. Без предоставления указанных сведений сертификаты не признаются таможенными органами страны ввоза для целей предоставления режима свободной торговли.
В разделе 7 Правил определения страны происхождения товаров регламентированы требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
Согласно пункту 7.4 Правил определения страны происхождения товаров заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать, в том числе требованию: графа 5 - "Для служебных отметок". Впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", а также другие записи, предусмотренные настоящими Правилами. Графы 5 и 11 при отсутствии данных могут оставаться незаполненными
Таким образом, незаполненная графа 5 "Для служебных отметок" представленного заявителем в составе второй части заявки на участие в закупке сертификата СТ-1 от 28.06.2021 N BYRU1103304503 не свидетельствует о несоответствии представленного сертификата Правилам определения страны происхождения товаров, в связи с чем представленный сертификат является документом, подтверждающим страну происхождения товара в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Доводы заказчика, изложенные в отзыве на жалобу от 18.01.2022 N 46 (вх. от 19.01.2022 N 207), озвученные представителем заказчика в ходе заседания по рассмотрению жалобы, относительно того, что по заполнению представленный заявителем в составе второй части заявки на участие в закупке сертификат по форме СТ-1 от 28.06.2021 N BYRU1103304503 не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе, пункту 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 N 206 "О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок", не может быть принят во внимание, поскольку согласно сведений онлайн - справочника "Таможенные документы", сведений национального правового Интернет - портала Республики Беларусь, пункт 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 N 206 исключен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2020 N 620 "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 N 206 и от 15 июня 2019 N 395".
В материалах жалобы отсутствуют, заказчиком не представлены безусловные доказательства того, что представленный заявителем в составе второй части заявки на участие в закупке сертификат по форме СТ-1 от 28.06.2021 N BYRU1103304503 является ненадлежащим, недействительным, содержащим недостоверную информацию.
Действие Единой комиссии в части принятия по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе решения о признании поданной заявителем заявки на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, оформленного в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2022, не соответствует как пункту 3 части 6, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, так и подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки установлено аналогичное нарушение Закона о контрактной системе Единой комиссией при принятии по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе решения о признании заявки N 1 на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, оформленного в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2022.
Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать действие Единой комиссии в части принятия по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе решения о признании поданной заявителем заявки на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, оформленного в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2022, не соответствующим как пункту 3 части 6, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, так и подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки закупки признать действие Единой комиссии в части принятия по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе решения о признании заявки N 1 на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, оформленного в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2022, не соответствующим как пункту 3 части 6, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, так и подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. С учетом характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, стадии закупки, выдать Единой комиссии, заказчику - ГБУЗ РК "СГП N 3" предписание об устранении установленных нарушений посредством отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2022, отмены процедуры заключения договора, осуществлению дальнейших действий по закупке путем проведения электронного аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностных лиц заказчика, допустивших установленные нарушения.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 января 2022 г. N 011/06/69-28/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022