Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Печорского филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский противотуберкулезный диспансер" (далее - Печорский филиал ГБУЗ РК "РПТД") от 11.01.2022 N2 (вх. N121 от 14.01.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений о государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Коми "Печорская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ") в связи с уклонением ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" от заключения контракта по итогам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона Оказание услуг по проведению исследований на компьютерном томографе в 2022 году (Печорский филиал), извещение N0307200017521000553 (далее - контракт, обращение),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Печорским филиалом ГБУЗ РК "РПТД" представлено обращение о включении сведений о ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" от заключения контракта по результатам осуществления закупки.
ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", Печорский филиал ГБУЗ РК "РПТД", ГБУЗ РК "РПТД", акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - АО "Сбербанк-АСТ", оператор) о времени и месте рассмотрения обращения надлежащим образом извещены.
ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" в письме от 20.01.2022 Nб/н (вх. от 20.01.2022 N344-э) просило рассмотреть обращение в отсутствие представителя.
Печорский филиал ГБУЗ РК "РПТД" в письме от 19.01.2022 N39 заявил ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", Печорского филиала ГБУЗ РК "РПТД", ГБУЗ РК "РПТД", АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось ГБУЗ "РПТД", получателем услуг - Печорский филиал ГБУЗ РК "РПТД".
Объект закупки - Оказание услуг по проведению исследований на компьютерном томографе в 2022 году (Печорский филиал).
Начальная (максимальная) цена контракта - 142 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 15.12.2021.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.12.2021 N0307200017521000553-1, аукцион был признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка - заявка ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ". Такая заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в ред. действовавшей по 31.12.2021, по результатам проведения аукциона контракт заключается с ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ".
2.2. В соответствии с частями 1-2, 3-8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в ред. действовавшей по 31.12.2021, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
В силу части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в ред. действовавшей по 31.12.2021, контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
2.3. Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.12.2021 N0307200017521000553-1 размещен в ЕИС 24.12.2021.
Согласно сведениям, представленным оператором (вх. от 18.01.2022 N243-э), заказчиком 24.12.2021 направлен ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" проект контракта для подписания.
ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" в силу части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в ред. действовавшей по 31.12.2021, необходимо было в срок до 23 часов 59 минут 29.12.2021 подписать проект контракта и направить подтверждение внесения денежных средств на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.
30.12.2021 процедура заключения контракта была отменена, заказчиком был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, в связи с неподписанием участником проекта контракта.
Протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта размещен заказчиком в ЕИС 30.12.2021.
Комиссией Коми УФАС России по результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях ГБУЗ РК "РПТД", Печорского филиала ГБУЗ РК "РПТД" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом уклонения от заключения контракта (договора), должно быть установлено, что участник закупки уклонился от заключения контракта (договора) немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить процедуру заключения контракта (договора), то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения лицом контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" от 20.01.2022 Nб/н (вх. от 20.01.2022 N344-э) намерение уклониться от заключения контракта у участника отсутствовало, участник был готов заключить контракт и исполнить его в полном объеме.
Неподписание контракта возникло из-за технической неисправности компьютера с установленной ЭЦП и доступу к платежным сервисам.
Данный факт подтверждается представленным ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" актом о неисправности автоматизированного рабочего места от 27.12.2021 г., в котором инженером по технической эксплуатации и ремонту информационно-аналитического отдела ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" указано, что неисправен жесткий диск, ремонту не подлежит, требуется замена жесткого диска.
На момент рассмотрения обращения данные технические неполадки устранены.
В качестве подтверждения своей добросовестности ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" представлены действующие договоры с Печорский филиалом ГБУЗ РК "РПТД" на 2022 г. заключенные на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также указано, что у ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" с Печорский филиалом ГБУЗ РК "РПТД" имеются длительные отношения в рамках Закона о контрактной системе, контракты исполнялись без каких-либо замечаний со стороны заказчика.
Заказчиком в письме от 19.01.2022 N37 (вх. от 20.01.2022 N329-э) указано, что негативных последствий, связанных с уклонением ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" от заключения контракта, не наступило, на включении сведений о ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" не настаивает.
Кроме того, Печорский филиал ГБУЗ РК "РПТД" указало, что ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" является постоянным участником электронных аукционов в сфере медицинских услуг, а также является единственным поставщиком услуг по проведению исследований на компьютерном томографе в г. Печора и Печорском районе Республики Коми.
Печорский филиал ГБУЗ РК "РПТД" сотрудничает с участником на протяжении многих лет, и за все это время не было ни одного случая недобросовестного или непрофессионального поведения участника при заключении/исполнении контрактов.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла у ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", направленного на незаключение контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Отказать ГБУЗ РК "РПТД" (Печорскому филиалу ГБУЗ РК "РПТД") во включении информации о государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Коми "Печорская центральная районная больница" (адрес регистрации): 169607, Республика Коми, г. Печора, Печорский пр-т, 16; ИНН: 1105004460, КПП: 110501001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУЗ РК "РПТД" (Печорского филиала ГБУЗ РК "РПТД") нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 21 января 2022 г. N РНП-11-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022