Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления образования муниципального района "Печора" (далее - Управление образования МР "Печора") от 14.01.2022 N 1 (вх. от 20.01.2022 N 242) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Лукойл-Интер-Кард" (далее - ООО "Ликард") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ООО "Ликард" от заключения контракта по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Приобретение ГСМ АИ-92 для автомобилей Управления образования МР "Печора"", извещение N 0107300009521000385 (далее - контракт, обращение),
в присутствии:
-<__> - представителя ООО "Ликард" по доверенности N 200302018 от 03.03.2020,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Управлением образования МР "Печора" представлено обращение о включении сведений об ООО "Ликард" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ООО "Ликард" от заключения контракта по результатам осуществления закупки.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Управление образования МР "Печора", ООО "Ликард", акционерное общество "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
Управление образования МР "Печора" письмом от 24.01.2022 N 166 (вх. от 25.01.2022 N 432-э.) просило рассмотреть обращение в отсутствие представителя.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось Управление образования МР "Печора".
Объект закупки - "Приобретение ГСМ АИ-92 для автомобилей Управления образования МР "Печора".
Начальная (максимальная) цена контракта - 243 450,00 руб., источником финансирования закупки явился бюджет муниципального образования муниципального района "Печора", код цели 7305000.21 КБК 975-0709-0451173050-244, учетный номер бюджетного обязательства: 873003642107000368.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 07.12.2021.
2. В соответствии с частями 1-2, 3-8,10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в редакции, действовавшей по 31.12.2021, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в редакции, действовавшей по 31.12.2021, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Извещением о проведении электронного аукциона, в пункте 16 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе определен размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 12 172,50 руб.
3. По протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.12.2021 N 0107300009521000385-1 на приобретение ГСМ АИ-92 для автомобилей Управления образования МР "Печора" контракт заключается с участником под идентификационным номером 1, заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе - обществом с ограниченной ответственностью "Ликард".
Исходя из письменной информации Управления образования МР "Печора", направленной в Коми УФАС России письмом от 24.01.2022 N 166 (вх. от 25.01.2022 N 432-э.) денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта, от ООО "Ликард" поступили 21.12.2021 на расчетный счет Управления образования МР "Печора", что подтверждается платежным поручением от 21.12.2021 N 41 на сумму 12 172,50 руб.
Согласно информации, представленной оператором электронной площадки, направление проекта контракта участнику заказчик осуществил 17.12.2021. Срок направления подписанных сертификатом усиленной электронной подписи проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо формирования протокола разногласий истекает в 23:59 22.12.2021.
ООО "Ликард" в регламентированный срок не направлен подписанный сертификатом электронной подписи проект контракта. На основании части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей по 31.12.2021, участник признается уклонившимся от заключения контракта. Протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта сформирован и размещен в ЕИС 23.12.2021 за N ППУ1.
Исходя из письменной информации ООО "Ликард", направленной в Коми УФАС России письмом от 25.01.2022 N АФ-49 (вх. N 467-э. от 26.01.2022), ответственным лицом за поиск, участие в электронном аукционе и заключение ООО "Ликард" контракта с соблюдением сроков, порядка и процедур, связанных с участием в закупке, является ведущий специалист Управления тендерных продаж ООО "Ликард" Ефремова Е.С. (согласно пунктам 3.3.1, 3.1.5, 3.1.6 Должностной инструкции ведущего специалиста Управления тендерных продаж N 245, утвержденной Заместителем Генерального директора по продажам 18.01.2021).
По пояснениям в ходе заседания представителем ООО "Ликард", Комиссией Коми УФАС России было установлено, что неподписание проекта контракта связано с отсутствием технической возможности на электронной площадке в связи с вирусной атакой на корпоративную сеть Управления тендерных продаж ООО "Ликард", что подтверждается Актом регистрации инцидента информационной безопасности от 23.12.2021, согласно которому дата и время обнаружения временной блокировки работы Управления тендерных продаж - 22.12.2021 19:11. Работоспособность компьютеров Управления тендерных продаж ООО "Ликард" восстановлена 23.12.2021 в 00:02
Кроме того, согласно письменным пояснениям ООО "Ликард" от 25.01.2022 N АФ-49 (вх. от 26.01.2022 N 467-э.) и пояснениям в ходе заседания, Заказчиком проведен электронный аукцион "Приобретение ГСМ АИ-92 для автомобилей Управления образования МР "Печора"", извещение N 0107300009521000394. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.01.2022 N 0107300009521000394-1 Управлением образования МР "Печора" с ООО "Ликард" заключен контракт 24.01.2022 1/А-2022 (реестровый номер 31105004188 22 000004). Данный контракт находится в стадии исполнения.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие умысла ООО "Ликард", направленного на уклонение от подписания контракта.
Исходя из подпункта "б" пункта 14 раздела III Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае ООО "Ликард" предприняло все зависящие от него меры по подписанию контракта, в том числе оплатило обеспечение исполнение контракта в полном объеме.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица.
В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Ликард" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать Управлению образования муниципального района "Печора" во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Лукойл-Интер-Кард" (ИНН: 3444197347; адрес места нахождения: 115035, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 3; генеральный директор: <__>, ИНН: <__>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - Управления образования муниципального района "Печора" нарушений Закона о контрактной системе не обнаружено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
члены комиссии <__>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27 января 2022 г. N РНП-11-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022