Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения Республики Коми "Корткеросское лесничество" (далее - ГУ РК "Корткеросское лесничество") от 17.01.2022 N09 (вх. от 19.01.2022 N197) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об индивидуальном предпринимателе Строковой Любови Николаевне (далее - ИП Строкова Л.Н.) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 07.12.2021 N 0307000000521000010 (реестровый номер 2111300008121000011) на выполнение работ по отводу и таксации лесосек в лесном фонде на территории республики Коми, закрепленном за ГУ "Корткеросское лесничество", извещение N0307000000521000010 (далее - договор, закупка, обращение),
при участии:
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. ИП Строкова Л.Н., ГУ РК "Корткеросское лесничество" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения извещены.
ГУ РК "Корткеросское лесничество" в письме от 21.01.2022 N30 (вх. от 24.01.2022) просило рассмотреть обращение в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителя ГУ РК "Корткеросское лесничество" не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в ред., действовавшей до 31.12.2021, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, заслушав индивидуального предпринимателя, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частями 4, 8 статьи 104 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
2.2. На основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.11.2021 N0307000000521000010-1, электронный аукцион был признан несостоявшимся на основании части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, так как на участие в аукционе была подана только одна заявка, такая заявка была признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе и Законом о контрактной системе.
07.12.2021, на основании пункта 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, между заказчиком - ГУ РК "Корткеросское лесничество" и подрядчиком - ИП Строковой Л.Н. был заключен контракт на выполнение работ по отводу и таксации лесосек в лесном фонде на территории Республики Коми, закрепленном за ГУ "Корткеросское лесничество". (далее - контракт).
Согласно пунктам 1.1, 2.1-2.3 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по отводу и таксации лесосек в лесном фонде на территории Республики Коми, закрепленном за ГУ "Корткеросское лесничество" (далее по тексту - работы), в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (Приложение N 1 к Контракту).
Состав и содержание работ по настоящему контракту определен Техническим заданием на выполнение работ (Приложение N 1 к контракту).
Объем выполнения работ: 103,1 га.
Место выполнения работ: лесной фонд на территории Республики Коми, закрепленный за ГУ "Корткеросское лесничество", в соответствие с проектом отвода лесосек.
В силу пункта 2.4 контракта:
"Начало выполнения работ: с даты заключения контракта.
Срок завершения работы: 20 декабря 2021 года".
По пункту 3.1 контракта цена контракта составила 220560 (двести двадцать тысяч пятьсот шестьдесят) руб. 80 копеек.
В разделе 4 контракта определен порядок приемки работ по контракту:
"Заказчик в течение 10 (Десять) рабочих дней со дня получения от Подрядчика извещения о ходе исполнения работ проверяет соответствие объемов и качества выполнения работ условиям настоящего контракта, правильность оформления выходной документации.
Ежемесячно, в течение 10 (Десять) рабочих дней по окончании месяца выполнения работ, Заказчик и Подрядчик на основании представленной выходной документации составляют акт приемки выполненных работ (Приложение N 3 к контракту) и ведомость аттестации(приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ, услуг (Приложение N 4 к контракту), которые является основанием для оплаты принятых работ.
В случае мотивированного отказа от приемки работ, определенных контрактом, Заказчик и Подрядчик составляют двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и исправлений за счет Подрядчика, сроков их выполнения".
В пункте 5.2 контракта определены обязанности подрядчика. Так, подрядчик обязан в том числе:
- Качественно и своевременно выполнить работы по контракту.
- Представлять Заказчику необходимую документацию для оперативного контроля за ходом исполнения контракта.
- По требованию Заказчика за свой счет и в срок, согласованный с Заказчиком, устранить недостатки, допущенные при выполнении работ.
В пункте 5.3 контракта подрядчик несет полную ответственность за объемы, качество и сроки выполнения предусмотренных настоящим контрактом работ.
В пунктах 8.1, 8.2 контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с даты заключения и действует по 20.12.2021 года (включительно), в части оплаты - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Состав и содержание работ регламентированы в приложении N1 к контракту.
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.1. 28.12.2021 ГУ РК "Корткеросское лесничество" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
28.12.2021 указанное решение было размещено в ЕИС, направлено подрядчику по электронной почте, а также отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно информации, представленной заказчиком в письме от 21.01.2022 N29 (вх. от 21.01.2022 N356-э, от 24.01.2022 N317), решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено подрядчиком 10.01.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с сайта Почты России.
10.01.2022 заказчиком на сайте Почты России было установлено, что почтовое отправление вручено подрядчику, то есть в силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, 10.01.2022 - дата надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении.
С учетом положения требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, решение ГУ РК "Корткеросское лесничество" об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым - 21.01.2022.
Однако, заказчиком в обращении, а также в ЕИС, установлено, что дата расторжения контракта и вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 28.12.2021, что противоречит частям 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021.
Таким образом, заказчиком в нарушение частей 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, неверно определена дата надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении, а также сокращен десятидневный срок, предназначенный для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
4. ИП Строковой Л.Н. на заседании Комиссии Коми УФАС России, в письменных пояснениях от 25.01.2022 (вх. от 26.01.2022 N461-э) указано следующее.
07.12.2021 между ИП Строковой Л.Н. и ГУ РК "Корткеросское лесничество" было заключено 2 контракта на выполнении работ по отводу и таксации лесосек:
1) контракт N0307000000521000010;
2) контракт N0307000000521000009.
Сроки исполнения контрактов: до 20.12.2021 г.
Контракт от 07.12.2021 N0307000000521000009 был исполнен ИП Строковой Л.Н. в полном объеме, что подтверждается Актом приемки выполненных работ N1 от 27.12.2021 г.
ИП Строковой Л.Н. 07.12.2021 заключен договор N1 на выполнен работ по отводу и таксации лесосек с гражданином - <_> для выполнения работ по контракту N0307000000521000010 в объеме 103,1 га.
Однако, как указано индивидуальным предпринимателем, по причине болезни единственного сотрудника, привлекаемого к выполнению работ, в сроки удалось завершить только один контракт.
В связи с сжатыми сроками контрактов оперативно найти замену сотруднику индивидуального предпринимателя не удалось, что явилось причиной невыполнения работ по контракту.
Индивидуальным предпринимателем в Коми УФАС России представлен больничный её сотрудника, согласно которому период нетрудоспособности лица: с 23.12.2021 по 27.12.2021, также указано, что лицу можно приступить к работе с 24.01.2022.
На заседании Комиссии Коми УФАС России индивидуальным предпринимателем в качестве подтверждения своей добросовестности указано, что в 2021 году было заключено с ГУ РК "Корткеросское лесничество" и исполнено три контракта на аналогичные виды работ: от 03.03.2021 N0307000000521000001, от 15.07.2021 N0307000000521000006, от 07.12.2021 N0307000000521000009.
В связи с чем, ИП Строкова Л.Н. просила не включать сведения о ней в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
ГУ РК "Корткеросское лесничество" в дополнениях от 21.01.2022 N29 указано, что 22.12.2021 письмом N886 заказчик направлял в адрес подрядчика требование о предоставлении выходной документации в соответствии с Техническим заданием контракта N0307000000521000010.
Также заказчиком указано, что негативных последствий, в том числе ущерба, для ГУ РК "Корткеросское лесничество" в результате неисполнения ИП Строковой Л.Н. контракта, не наступило.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В пункте 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения обращения, проведения проверки установлено, что заказчиком - ГУ РК "Корткеросское лесничество" в нарушение частей 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, неверно посчитана дата надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении, а также сокращен десятидневный срок, предназначенный для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Коми УФАС России индивидуальным предпринимателем было указано, что в связи с тем, что единственный сотрудник ИП Строковой Л.Н. находился на больничном, исполнить контракт в установленные сроки не представилось возможным. При наличии срока для устранения допущенных нарушений ИП Строкова Л.Н. могла бы найти и заключить контракт с другим работником, однако на это потребовалось бы время.
Заказчиком факт существенного нарушения подрядчиком условий контракта подтвержден, индивидуальным предпринимателем не оспаривается.
Однако, подрядчиком в Коми УФАС России представлена информация о невозможности выполнения работ по контакту в связи с болезнью единственного сотрудника, что подтверждается больничным листом нетрудоспособности.
Комиссия Коми УФАС России считает, что в случае верного расчета даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (21.01.2022), у индивидуального предпринимателя имелась бы возможность устранить допущенные нарушения и найти другого сотрудника для выполнения работ по контракту, однако в связи с сокращением заказчиком сроков, установленных частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред. действовавшей до 31.12.2021, у ИП Строковой Л.Н. такая возможность отсутствовала.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя при исполнении контракта признаков умышленного недобросовестного поведения, направленного на неисполнение обязательств по контракту.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пп. "а", "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Отказать ГУ РК "Корткеросское лесничество" во включении информации об индивидуальном предпринимателе Строковой Любови Николаевне (ИНН 110109586720) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГУ РК "Корткеросское лесничество" выявлены нарушения частей 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, в части неверного расчета даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и сокращения десятидневного срока, предназначенного для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_.>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 января 2022 г. N РНП-11-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022