Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска (далее - МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска) от 11.01.2022 N 07 (вх. от 19.01.2022 N 217) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СТК-Север" (далее - ООО "СТК-Север") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 03.06.2021 N 0307300041521000106 (реестровый номер контракта 3110601524921000010), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска", извещение N 0307300041521000106 (далее - контракт, электронный аукцион, закупка, обращение),
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении информации об ООО "СТК-Север" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска в заявлении от 24.01.2022 N 15 просило рассмотреть обращение в отсутствие представителей МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска.
Объект закупки: "Выполнение работ по текущему ремонту кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска".
Начальная (максимальная) цена контракта - 505 820,40 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетных учреждений.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 05.05.2021.
По результатам проведения электронного аукциона, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 21.05.2021 N 0307300041521000106-3 победителем признано ООО "СТК-Север".
По результатам осуществления закупки между МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска (заказчик) и ООО "СТК-Север" (подрядчик) 03.06.2021 заключен контракт N 0307300041521000106 на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска.
Пунктами 1.1-1.3 раздела 1 контракта определены предмет контракта, место и объем выполнения работ: "В соответствии с Контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ текущего ремонта кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска, в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Место выполнения работ: Республика Коми, г. Усинск, ул. Молодежная, д.30, здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N24" г. Усинска (далее - Объект).
Работы по Контракту должны выполняться в строгом соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), локально сметным расчетом (Приложение N 2), графиком производства работ (Приложение N 3)".
Согласно абзацу 1 пункта 2.1 раздела 2 контракта: "Цена настоящего Контракта составляет 337 687 (триста тридцать семь тысяч шестьсот восемьдесят семь) рублей 59 копеек. НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации".
Пунктами 5.1-5.4, 5.7 раздела 5 контракта определен порядок выполнения и приемки работ, сроки выполнения работ:
"Сроки выполнения работ: с даты подписания Контракта по 25.08.2021 г., согласно графику производства работ (Приложение N 3).
В день подписания Контракта Заказчик передает Подрядчику сведения о Представителе Заказчика, действующем от имени Заказчика в соответствии со статьей 749 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляющем технический надзор за ходом Работ, приемку Работ и контроль за выполнением всех требований и условий Контракта.
В день подписания Контракта Подрядчик передает Заказчику в письменной форме сведения об ответственном представителе Подрядчика по Контракту (далее - Представитель Подрядчика), осуществляющем технический и производственный контроль выполняемых Работ, учет используемых при выполнении Работ материалов, принятие оперативных мер по вопросам, возникающим в процессе выполнения Работ.
Все виды работ должны соответствовать действующим нормам и правилам, локально сметному расчету, техническому заданию, выполнены без недостатков и дефектов. Материалы, детали и конструкции должны соответствовать ГОСТам, ТУ, СаНПиН и другим нормативным документам по согласованию с заказчиком, иметь паспорта, сертификаты качества и соответствия, и должны быть разрешены к применению в Российской Федерации.
Подрядчик уведомляет Заказчика о готовности к сдаче выполненных Работ и представляет Заказчику акт приемки выполненных Работ по форме N КС-2, справку о стоимости выполненных работ по форме N КС-3, счет (счета-фактуры при необходимости), а также исполнительную документацию (при необходимости)".
Согласно подпунктам 6.1.5, 6.1.7-6.1.8, 6.1.10 пункта 6.1 раздела 6 контракта: "Заказчик имеет право:
- Требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков;
- Запрашивать у подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств;
- Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ;
- Привлекать экспертов, экспертные организации для проверки соответствия качества выполненных работ требованиям, установленным настоящим Контрактом.
Согласно подпунктам 6.2.2, 6.2.6 пункта 6.2 раздела 6 контракта: "Заказчик обязан:
- Осуществлять надзор и контроль в процессе Работ в целях проверки выполнения Работ, их качества и соответствия Техническому заданию Заказчика, требованиям технических регламентов. Производить освидетельствование выполнения отдельных видов Работ, скрываемых (закрываемых) последующими работами и (или) конструкциями, объем, качество и точность которых невозможно определить после выполнения последующих Работ (далее - скрытые работы), а также отдельных узлов и ответственных конструкций;
- Сообщать в письменной форме Подрядчику о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ, в течении 5 (пяти) рабочих дней после обнаружения таких недостатков".
В соответствии с подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 раздела 7 контракта: "Подрядчик имеет право:
Самостоятельно определять способы выполнения работ по настоящему Контракту, соблюдая техническую документацию и сроки выполнения работ".
В соответствии с подпунктом 7.2.1, 7.2.2, 7.2.7 пункта 7.1 раздела 7 контракта: "Подрядчик обязан:
- В трехдневный срок с даты подписания протокола электронного аукциона предоставить на согласование и утверждение Заказчику локальную смету (Приложение N 2) и график производства работ на Объекте (Приложение N 3), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта;
- По настоящему Контракту Подрядчик обязуется организовать, координировать, а также выполнить и сдать работы по текущему ремонту Объекта, в соответствии с условиями настоящего Контракта. Подрядчик обязуется выполнить Работы своими силами и материально-техническими средствами в соответствии с Техническим заданием Заказчика и условиями Контракта. Поставить на Объект необходимые материалы, изделия, конструкции, технику и инструмент, осуществить их приемку, разгрузку, складирование и хранение;
- Обеспечивать полную сохранность существующих на Объекте конструкций, инженерных сетей, материалов и т.п. В случае нанесения им ущерба, Подрядчик обязуется произвести в течение 3 (трех) дней за свой счет восстановительные работы и направить об этом соответствующее уведомление Заказчику".
Согласно пунктам 11.1, 11.2 раздела 11 контракта: "Настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по "30" сентября 2021 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов".
Приложением N 3 к контракту определен график выполнения работ по контракту, предусматривающий завершение всех работ 25.08.2021.
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
2.1. По результатам анализа материалов обращения установлено следующее.
Приказом от 10.06.2021 ответственным ООО "СТК-Север" за выполнение контракта назначен Тюльпанов В.А.
Письмом от 17.06.2021 N 13 ООО "СТК-Север" просило МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска согласовать замену кровельного материала "Унифлекс Экстра" на "Линкром ХКП, ХПП".
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 09.07.2021 N 251 сообщило ООО "СТК-Север" о том, что учреждение не согласовывает замену кровельного материала "Унифлекс Экстра" на "Линкром ХКП, ХПП"; при это указало о допустимости согласовать применение "Унифлекс Экстра ТКП, ТПП" на "Линкром ТКП, ТПП".
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 21.06.2021 N 190 просило ООО "СТК-Север" представить письменно информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по контракту, указав причины, по которым общество не приступает к работам.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 29.06.2021 N 203 просило ООО "СТК-Север" представить письменно информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по контракту, указав причины, по которым общество не приступает к работам (28.06.2021).
Между МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска и ИП Бессонова А.Н. заключен договор от 14.07.2021 N 2ТН/05-21 на осуществление строительного контроля по объекту: "Выполнение работ по текущему ремонту кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска, расположенный по адресу 169712, Республика Коми, г. Усинск, ул. Молодежная, д. 30".
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 29.06.2021 N 204 уведомило ИП Бессонова А.Н. о том, что 28.06.2021 работы ООО "СТК-Север" не производились.
ООО "СТК-Север" письмом от 29.06.2021 N 14 сообщило МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска о том, что в связи с отсутствием разрешения на въезд в г. Усинск грузового автотранспорта для доставки материала на объект, не представляется возможным проведение работ по контракту до разрешения данной ситуации.
ООО "СТК-Север" письмом от 23.07.2021 N 15 уведомило МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска о приостановке работ по контракту в связи с ухудшением погодных условий (дождь) на неопределенный срок с 23.07.2021.
06.08.2021 комиссией МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска составлен акт осмотра холла спортивного зала, планетария, лестницы запасного выхода с целью оценки их состояния (далее - акт от 06.08.2021). Согласно акту от 06.08.2021 потолки и стены вышеуказанных помещений имели следы протекания воды; затопление произошло в процессе ремонта кровли над холлом спортивного зала, лестницы запасного выхода.
ООО "СТК-Север" письмом от 16.08.2021 N 22 уведомило МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска о приостановке работ по контракту в связи с ухудшением погодных условий (дождь) на неопределенный срок с 16.08.2021.
16.08.2021 комиссией МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска составлен акт осмотра холла спортивного зала, планетария, лестницы запасного выхода с целью оценки их состояния (далее - акт от 16.08.2021). Согласно акту от 16.08.2021 потолки и стены вышеуказанных помещений имели следы протекания воды; затопление произошло в процессе ремонта кровли над холлом спортивного зала, лестницы запасного выхода.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 18.08.2021 N 298 в адрес ООО "СТК-Север" направлена претензия, согласно которой выполнение работ на 18.08.2021 не соответствует графику выполнения работ, что спровоцировало повторное затопление помещений заказчика. Приостановка ООО "СТК-Север" работ с 16.08.2021 влечет за собой дальнейшее затопление помещений детского сада и порчу имущества, которые приходят в негодность для дальнейшего использования в работе. На основании чего, МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска просило ООО "СТК-Север" приступить в кратчайшие сроки к исполнению своих обязательств по контракту.
26.08.2021 комиссией МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска, в составе которой ответственный за осуществление строительного контроля - ИП Бессонов А.Н., составлен акт освидетельствования невыхода подрядной организации ООО "СТК-Север" на объект.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 02.09.2021 N 313 в адрес ООО "СТК-Север" направлена претензия, согласно которой выполнение работ на 02.09.2021 не соответствует графику выполнения работ, в связи с чем МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска просило известить заказчика о причинах неисполнения контракта, а также приступить в кратчайшие сроки к исполнению своих обязательств по контракту.
08.11.2021 комиссией МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска составлен акт освидетельствования невыполнения обязательств по контракту подрядной организации ООО "СТК-Север" на объект.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 08.11.2021 N 402 просило ООО "СТК-Север" уведомить о сроках завершения работ на объекте.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 10.11.2021 N 408 в адрес ООО "СТК-Север" направлена претензия о выплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ по контракту.
11.11.2021 комиссией МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска, в составе которой ответственный за осуществление строительного контроля - ИП Бессонов А.Н., составлен акт освидетельствования невыполнения обязательств по контракту подрядной организации ООО "СТК-Север" на объект.
В связи с невыполнением подрядчиком - ООО "СТК-Север" работ по контракту заказчиком - МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска 12.11.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 12.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено 15.11.2021 в адрес ООО "СТК-Север" посредством электронной почты, 16.11.2021 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, 17.11.2021 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, порядок надлежащего уведомления ООО "СТК-Север" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, регламентированный частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска соблюден.
С учетом требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при невозможности получения подтверждения либо информации о вручении исполнителю уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта датой надлежащего уведомления ООО "СТК-Север" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика от 12.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте 17.11.2021; дата надлежащего уведомления ООО "СТК-Север" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе) 18.12.2021.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 29.12.2021.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска в обращении указало дату расторжения контракта - 18.12.2021, в письме от 24.01.2022 N 16 (вх. от 24.01.2022 N 395-э.) - 18.12.2021.
Таким образом, действие заказчика - МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта не соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно отчету об оказанных услугах по строительному контролю по объекту "Выполнение работ по текущему ремонту кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска, расположенный по адресу 169712, Республика Коми, г. Усинск, ул. Молодежная, д. 30" от 10.12.2021, выполненному ИП Бессоновым А.Н., работы по контракту ООО "СТК-Север" выполнены не в полном объеме и с нарушением технологии производства, например:
- По парапету. Установка плит парапета: выполнена не в полном объеме с точки зрения технологии производства - выполнены не все технологические операции (не загерметизированы стыки между парапетными плитами);
- По вентшахтам. Ремонт кирпичной кладки стен отдельными местами (в соответствии с Техническим заданием количество необходимого кирпича - 1254 шт., количество фактически уложенного кирпича, который возможно подтвердить при визуальном осмотре вентшахт, составляет 203 шт.). Улучшенная штукатурка фасадов цементно-известковым раствором по камню выполнена с нарушением требований технологии производства;
- По покрытию. Устройство кровель плоских из наплавляемых материалов: в два слоя. Работы выполнены с нарушением технологии производства.
17.12.2021 комиссией МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска, в составе которой ответственный за осуществление строительного контроля - ИП Бессонов А.Н., составлен акт освидетельствования невыхода подрядной организации ООО "СТК-Север" на объект.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска письмом от 17.12.2021 N 448 в адрес ООО "СТК-Север" направлена претензия о выплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ по контракту.
3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "СТК-Север", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки, более того, при участии в электронном аукционе снизило начальную (максимальную) цену контракта с 505 820,40 рублей до 337 687,59 рублей.
ООО "СТК-Север", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
ООО "СТК-Север" в адрес Коми УФАС России никакой информации не представило; на заседание Комиссии Коми УФАС России явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения обращения факт существенного нарушения ООО "СТК-Север" условий контракта подтвержден; безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в Коми УФАС России отсутствуют, ООО "СТК-Север" не представлено.
На заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "СТК-Север" исполнению условий контракта, в том числе в установленный контрактом срок, а также принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения условий контракта.
МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска в письме от 24.01.2022 N 16 (вх. от 24.01.2022 N 395-э.) сообщило о наличии негативных последствий в результате неисполнения ООО "СТК-Север" обязательств по контракту: в связи с тем, что ООО "СТК-Север" выполняло работы отклоняясь от графика выполнения работ, а также в связи с некачественным исполнением работ, в процессе ремонта кровли над холлом спортивного зала, лестницы запасного выхода произошло затопление. Последствия затопления помещений заказчика ООО "СТК-Север" не устранено.
Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что неверный расчет заказчиком даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта не является основанием для невключения информации об ООО "СТК-Север" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку из материалов обращения не усматривается намерение ООО "СТК-Север" исполнить контракт в срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "СТК-Север" нарушений, непринятием ООО "СТК-Север" всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по контракту, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "СТК-Север" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить представленную МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска информацию в отношении ООО "СТК-Север" (ИНН: 1106034900; адрес юридического лица: 169711, Россия, Республика Коми, г.о. Усинск, г. Усинск, ул. 60 лет октября, д. 2/2, кв. 7/1-8/1; директор: Тюльпанов Олег Александрович, ИНН: 110605530154) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 03.06.2021 N 0307300041521000106 (реестровый номер контракта 3110601524921000010), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 24" г. Усинска", извещение N 0307300041521000106, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "СТК-Север" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МБДОУ "ДСОВ N 24" г. Усинска выявлено нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 января 2022 г. N РНП-11-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022