Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского - Михайловский театр" (далее - Заказчик):;
ООО "АСФ Сервис Безопасности" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38912/21 от 10.12.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности: оперативные услуги, связанные с предотвращением, тушением, ликвидацией пожаров в зданиях Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского - Михайловский театр" (извещение N 0372200173421000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200173421000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 172 307, 00 рублей.
В жалобе ООО "АСФ Сервис Безопасности" указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в ненадлежащем установлении требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Пунктом 3.32 Административного регламента предусмотрено, что по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
17.12.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, по окончании которого ее состав не изменился.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 - 9, 11 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 2, 4 - 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 16 Информационной карты конкурса, Заказчиком установлены следующие единые требования к участникам закупки:
"1. Наличие у Исполнителя лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (Требование установлено на основании п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности);
2. Действующего свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ с перечнем работ: поисково-спасательные, аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров. (Требование установлено на основании ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" и Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя")".
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. 1.1.1 Раздела 1 Технического задания Конкурсной документации, предметом закупки является оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности: оперативные услуги, связанные с предотвращением, тушением, ликвидацией пожаров в зданиях Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского - Михайловский театр"
В качестве кода ОКПД2 Заказчиком установлен код 84.25.11.190 "Услуги по тушению и предупреждению пожаров прочие, не включенные в другие группировки".
Требования к характеристикам и объемам оказываемых услуг поименованы в разделе 2 конкурсной документации:
"1.1. Оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности: оперативные услуги, связанные с предотвращением, тушением, ликвидацией пожаров (Приложение N 1 к Техническому заданию), которые включают в себя:
1.1.1. деятельность по обеспечению готовности к привлечению и применению необходимых сил и средств в случае возникновения пожарной чрезвычайной ситуации, возникновения внеплановых пожароопасных работ или угрозы возникновения пожарной чрезвычайной ситуации на объекте;
1.1.2. обеспечение повышенной противопожарной готовности аварийно-спасательного формирования, оснащенного в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию, по заявке Заказчика путем организации временного присутствия части сил и средств формирования на территории Театра;
1.1.3. обеспечение выполнения аварийно-спасательных работ по поиску и спасения людей, материальных и культурных ценностей Заказчика при наступлении чрезвычайных ситуаций, связанных с предотвращением, локализацией и ликвидацией пожаров, в т.ч.:
- с использованием собственных сил и средств;
- с использованием резервов материальных ресурсов Заказчика, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.1.4. в случае возникновения пожарной чрезвычайной ситуации до приезда МЧС осуществление действий, направленных на локализацию и окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения (тушение и ликвидация пожара до приезда МЧС);
1.1.5. осуществление оперативного взаимодействия с профильными службами Заказчика, третьими лицами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт пожарно-технической продукции Заказчика, в том числе установок и первичных средств пожаротушения, с государственными специализированными противопожарными службами и формированиями;
1.1.6. принятие участия в работе по установлению причин и обстоятельств пожаров, а также, в разработке предложений по их предупреждению и снижению потерь от них на Объекте Заказчика".
В соответствии с ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения (с Изменением N 1) дано определение:
Тушение пожара - процесс воздействия сил и средств, а также использование методов и приемов для ликвидации пожара.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров (п. 6 Приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" (далее - Боевой устав)).
В ст. 5. ФЗ N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" перечислены виды аварийно-спасательных работ и даны определения каждому виду.
В абзаце 5 пункта 1 статьи 5 указанного закона дано определение:
Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ.
К аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожара, относятся (п. 121 Боевого устава):
- вскрытие и разборка конструкций;
- подъем (спуск) на высоту;
- организация связи;
- освещение места пожара;
- восстановление работоспособности технических средств;
- выполнение защитных мероприятий.
Из вышеизложенного следует, что боевые действия по тушению пожаров включают в себя в том числе ликвидацию горения посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ, в то время как аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, но не ликвидацию горения (Боевой устав разграничивает деятельность по тушению пожаров и аварийно- спасательные работы, связанные с тушением пожаров).
Деятельность аварийно-спасательных формирований регулируется Федеральным законом от 26.05.2021 N151-ФЗ "ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ" (далее - ФЗ N151).
Согласно ст. 12 ФЗ N151 все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок аттестации установлен Положением о проведении аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что деятельность по тушению пожаров (ликвидация горения) и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара (действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды) это разные мероприятия по составу действий, целям, организации работы, которые регулируются разными нормативно-правовыми актами.
В рассматриваемом случае, предметом спорного конкурса является оказание услуг по предотвращению, тушению, ликвидации пожаров.
Комиссия УФАС констатирует, что конкурсной документацией, в том числе техническим заданием, проектом контракта не предусмотрены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, т.е. действия, для осуществления которых, помимо лицензии на тушение пожаров, необходимо свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Таким образом, Заказчик в Техническом задании перечислил лицензируемый вид услуг, оказываемый (в полном объеме) организациями, имеющими лицензию на тушение пожаров. Установление требования, о наличии у участника закупки свидетельства на аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в рассматриваемом случае, является избыточным и противоречит положениям ч. 6 ст. 31,
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 59, 64, 66, 69, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСФ Сервис Безопасности" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 декабря 2021 г. N 44-6230/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022