Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
в отсутствии представителя ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее - Заказчик),
УСТАНОВИЛА:
На основании поступившей информации (заявление ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" N 11.10/7-163/22 от 19.01.2022 г.), в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Дагестанского УФАС России N 06 от "19" января 2022 г. Инспекцией проведена внеплановая камеральная проверка в отношении ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее - Заказчик) и Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) на предмет соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0103200008421002854 "Поставка модульного сборно-разборного здания детского сада в комплекте в пос. Шамилькала, Унцукульский район, РД" (далее - Аукцион).
Заседание Инспекции было назначено на 21.01.2022 в 10 часов 30 минут, по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
В своем заявлении Заказчик сообщает, что согласно документации об Аукционе (в первоначальной редакции), срок окончания подачи заявок был установлен до 16.11.2021 г. Срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг до 25 декабря 2021 года. В ходе осуществления закупки центральным аппаратом ФАС России и Дагестанским УФАС России на основании жалоб ООО "АГАЗ", ООО "АРИАЛ", ООО "БРЭЙН ЛЕД", ООО "СТИГМАТРАНС", ООО "ПАРТНЕР ИНВЕСТ", ООО "ИНТЕХ" заключение контракта приостанавливалось на срок рассмотрения жалоб. Кроме того, в связи с неправомерными действиями электронной площадки и комиссии Уполномоченного органа, Дагестанским УФАС России дважды выносились решения и выдавались обязательные для исполнения предписания, на основании которых повторно размещались протокола рассмотрения заявок. В итоге, возможная дата заключения контракта сместилась на 19 января 2022 года, то есть позже даты окончания срока поставки товара.
Исследовав представленные материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), Инспекция установила следующее.
29.10.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 351 000 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене заправо заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
На заседании Инспекции Управления установлено, что в ЕИС от 24.01.2022 Заказчиком размещен доработанный проект контракта и направлен победителю аукциона для подписания.
При этом п. 15.1 проекта контракта содержит указание на то, что "Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до 31 декабря 2021 года, но до полного исполнения Сторонами своих обязательств", что с учетом сроков установленных для подписания ст. 83.2 Закона о контрактной системе не позволяет подписать и исполнить контракт в установленный срок.
В ходе заседания Инспекцией Управления установлено, что размещенной аукционной документацией установлены следующие сроки: п. 10 раздела 1 документации - Приобретение модульного здания детского сада на 300 мест на объекте осуществляется в срок до 25 декабря 2021 г.
Инспекция отмечает, что в следствии рассмотрения жалоб участников на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и проведения Комиссией Управления внеплановой проверки соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сроки подписания государственного контракта изменились.
Согласно сведениям из ЕИС Инспекцией установлено следующее:
12.11.2021 закупка была приостановлена в части заключения контракта по причине подачи жалобы ООО "ПАРТНЕР ИНВЕСТ".
23.11.2021 отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по вышеуказанной жалобе.
16.11.2021 закупка была приостановлена в части заключения контракта по причине подачи жалобы ООО "СТИГМАТРАНС".
24.11.2021 отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по вышеуказанной жалобе.
17.11.2021 закупка была приостановлена в части заключения контракта по причине подачи жалобы ООО "АРИАЛ".
25.11.2021 отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по вышеуказанной жалобе.
15.11.2021 закупка была приостановлена в части заключения контракта по причине подачи жалобы ООО "АГАЗ".
23.11.2021 отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по вышеуказанной жалобе.
17.11.2021 закупка была приостановлена в части заключения контракта по причине подачи жалобы ООО "БРЭЙН ЛЕД".
25.11.2021 отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по вышеуказанной жалобе.
10.12.2021 закупка была приостановлена в части заключения контракта по причине подачи жалобы ООО "АГАЗ".
17.12.2021 отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по вышеуказанной жалобе.
Кроме того, по жалобе ООО "АГАЗ" в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и выдано обязательное для исполнения предписание от 15.12.2021 по делу N 005/06/106-2926/2021 следующего содержания:
1. Уполномоченному органу, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
2. Уполномоченному органу, его аукционной комиссии провести процедуру рассмотрения первых частей заявок повторно и с учетом решения Дагестанского УФАС России N 005/06/106-2926/2021 от 15.12.2021 г.
3. Уполномоченному органу, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки провести дальнейшие процедуры закупки в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Оператору электронной площадки обеспечить Уполномоченному органу, его аукционной комиссии техническую возможность исполнения настоящего предписания.
5. Уполномоченному органу, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего предписания исполнить его и в трехдневный срок со дня его исполнения представить в Дагестанское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по электронной почте to05-magomedovkg@fas.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.12.2021 N 0103200008421002854-4 на участие в электронном аукционе поступили две заявки допущенные к участию в закупке.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 28.12.2021 N0103200008421002854-5 минимальное ценовое предложение было сделано участником закупки с номером заявки 153 и составило 347 490 000 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2021 N0103200008421002854-6 заявка участника закупки с номером заявки 153 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе. ООО "АГАЗ" определено победителем аукциона.
Инспекция Управления отмечает, что глава 6 Закона о контрактной системе устанавливает возможность защиты прав участников закупки в административном порядке путем обжалования в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629).
В связи с этим положения главы 6 Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.
К одному из таких положений относится часть 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, согласно которой контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив Заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. Из содержания приведенной нормы вытекает, что в случае, когда контрольный орган в сфере закупок приостанавливает определение поставщика в части заключения контракта, продлению подлежит срок заключения контракта, а также другие сроки контракта, необходимые для его надлежащего исполнения.
Основываясь на положениях гражданского законодательства, а также учитывая, что в соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе заключение контракта опосредуется взаимными действиями заказчика и победителя закупки (обмен подписанными экземплярами договора), продлению на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе подлежал как срок, установленный аукционной документацией для поставки товаров, являющихся объектом закупки, так и срок действия самого контракта.
Противоположное толкование положений Закона о контрактной системе, не может быть признано правильным, поскольку вместо обеспечения восстановления прав победителя закупки оно создает формальные основания для признания победителя уклонившимся от заключения контракта либо для расторжения контракта по причине ненадлежащего его исполнения со стороны исполнителя, в то время как в действительности имело место не уклонение или неисполнение, а реализация участником закупки своего законного права на защиту в административном порядке.
С учетом оспаривания участниками закупок действий Заказчика и аукционной комиссии Уполномоченного органа и срока, установленного для исполнения выданного в результате рассмотрения указанной жалобы предписания, а также сроков исполнения выданных предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, срок действия контракта, первоначально истекающий 31.12.2021, должен был быть продлен соразмерно с первоначально установленным.
На основании вышеизложенного, Инспекция Управления приходит к выводу, что в данном случае Заказчику надлежало применить положения ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе в отношении победителя процедуры с учетом вышеописанных обстоятельств дела, чего Заказчиком сделано не было.
Таким образом, Инспекция Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции К.А. Бабаев
Члены Инспекции Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Исп.: Магомедов К.Г.
(8722) 67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 января 2022 г. N 01-ВП/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022