Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные Департаментом строительства Администрации г. Омска (далее также заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" (далее также ООО СК "Лидер", Общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения закупки в форме электронного аукциона "Строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1" (реестровый номер 33.1765.21) (извещение N 0152300011921001754) (далее - электронный аукцион, контракт), размещенной Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <..> (доверенность от 19.01.2022);
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 5 от 24.09.2021);
подрядчика - <_>, генерального директора, <_> (доверенность N 7/2022 от 20.01.2022), <_> (доверенность N 5/2022 от 18.01.2021), <_> (доверенность N 5/2022 от 18.01.2021)
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально в Омское УФАС России заказчиком были представлены (вх. N 12833 от 30.12.2021) материалы электронного аукциона и информация, свидетельствующие, по мнению заказчика, об уклонении ООО СК "Лидер" от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078), подпунктом "д" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078 (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), заказчику 10.01.2022 направлено уведомление (исх. N 03-24) о несоответствии обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
14.01.2022 в соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были повторно представлены (вх. N 253э от 14.01.2022) материалы электронного аукциона и информация, свидетельствующие, по мнению заказчика, об уклонении ООО СК "Лидер" от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 22.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300011921001754 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 580 894 223,98 руб.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 30.11.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие два участника закупки. Наименьшая цена контракта составила 540 231 628,30 руб.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 03.12.2021 заявка одного участника закупки признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Победителем признано ООО СК "Лидер" с предложенной ценой контракта 543 136 099,42 руб.
Информация о процедуре заключения контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
28.12.2021 19:09 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 28.12.2021 |
28.12.2021 19:09 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 28.12.2021 |
28.12.2021 22:09 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119210017540001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
27.12.2021 17:31 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 27.12.2021 |
22.12.2021 19:20 (МСК+3) |
Размещен документ "Доработанный проект контракта" от 22.12.2021 |
22.12.2021 19:20 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Доработанный проект контракта" от 22.12.2021 |
20.12.2021 14:21 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Протокол разногласий" от 20.12.2021 |
14.12.2021 09:54 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 14.12.2021 |
14.12.2021 09:54 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119210017540001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
14.12.2021 09:54 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 14.12.2021 |
28.12.2021 участник признан уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта, заказчиком составлен и в этот же день размещен на электронной площадке и на официальном сайте ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
В силу части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно части 1 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 2 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу части 3 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
В силу части 6 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Комиссией установлено, что протокол подведения итогов электронного аукциона размещен на официальном сайте ЕИС 03.12.2021.
Проект контракта размещен заказчиком на официальном сайте ЕИС 14.12.2021.
С учетом требований частей 3-6 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе победитель электронной процедуры должен был разместить на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица, в срок по 27.12.2021 включительно (с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, выходных дней).
Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Частями 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, о требованиях к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 5.1.1 пункта 5.1 "Размер обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, информация о банковском сопровождении контракта. Обеспечение гарантийных обязательств" документации об электронном аукционе: "Размер обеспечения исполнения контракта - 17 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 98 752 018,08 руб.".
Комиссией установлено, что в регламентированный срок по 27.12.2021 включительно победителем закупки был подписан проект контракта, однако обеспечение исполнения контракта не предоставлено.
На основании части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе 28.12.2021 ООО СК "Лидер" признано уклонившимся от заключения контракта, в тот же день заказчиком составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и размещен на официальном сайте ЕИС.
3. Частью 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, если участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
По смыслу указанных норм основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта следует, что вместе с пописанным ООО СК "Лидер" проектом контракта, был размещен файл в формате pdf., оформленный на фирменном бланке Акционерного общества Коммерческий банк "Русский Народный Банк" за номером ЭГ-44149/21-Г от 27.12.2021, содержащий текст банковской гарантии, не заверенный подписью и не скрепленный печатью гаранта. При этом данная банковская гарантия не размещена в реестре банковских гарантий, иные документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта, отсутствуют.
Омским УФАС России 17.01.2022 по адресу электронной почты ООО СК "Лидер" направлено письмо (исх. N 03-256) с предложением о представлении в срок не позднее 30.12.2021 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об Обществе в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 21.01.2022 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ООО СК "Лидер" представлены (вх. N 495 от 20.01.2022) письменные пояснения о причинах непредставления обеспечения исполнения контракта в регламентированный срок.
Из пояснений Общества следует, что выбор способа обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии был обусловлен отсутствием у ООО СК "Лидер" свободных денежных средств в размере 98 752 018,08 руб.
В период с 23.11.2021 по 28.12.2021 брокерами, к которым Общество обратилось с целью оказания услуг по выпуску банковских гарантий, были направлены заявки в ряд банков на выпуск банковской гарантии (АКБ "Абсолют Банк" (ПАО), АО "ОПТ БАНК", ПАО АКБ "Металлинвестбанк", АО КБ "РУСНАРБАНК", АО "АБ "РОССИЯ", "КИВИ Банк", АО "Кредит Урал Банк", ПАО "Банк "ФК Открытие", ПАО "РГС Банк", ПАО "Промсвязьбанк", ПАО "АК БАРС", Банк ГПБ (АО), АКБ "Держава" (ПАО), ПАО "Совкомбанк").
Однако вышеуказанные банки либо отказали в выпуске банковской гарантии на обеспечение обязательств по контракту на строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1, либо не рассмотрели заявки ООО СК "Лидер".
В связи с указанными обстоятельствами, Общество подписало проект контракта, приложив к нему проект банковской гарантии Акционерного общества Коммерческий банк "Русский Народный Банк", рассчитывая на то, что данный банк выпустит банковскую гарантию на обеспечение обязательств по контракту.
Вместе с тем 28.12.2021 Акционерное общество Коммерческий банк "Русский Народный Банк" также отказало ООО СК "Лидер" в выпуске банковской гарантии на обеспечение обязательств по контракту на строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1.
ООО СК "Лидер" также указало на то, что до заключения контракта Общество осуществляло действия, направленные на его исполнение, о чем свидетельствуют заключенные им договор субподряда N 187/2021 от 24.12.2021 с ООО "ФОРТУНА", а также договор поставки N 95 от 24.12.2021 с ООО "Сибирский железобетон".
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у ООО СК "Лидер" каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших преставлению обеспечения исполнения контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленные частями 3-6 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе процессуальные сроки победитель закупки проект контракт подписал, однако при этом не предоставил обеспечение исполнения контракта.
По общему правилу, претендуя на заключение контракта путем участия в электронном аукционе, Общество не только имело возможность учитывать специфику заключения контракта в электронной форме, но и обязано было это сделать.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Непредоставление обеспечения исполнения контракта и неподписание проекта контракта в срок (каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для включения в реестр), свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Согласно части 16 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
Комиссией установлено, что о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, победитель электронного аукциона заказчика не уведомлял.
Однако при этом Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) Общества намерения уклониться от заключения контракта, а равно недобросовестного поведения, поскольку материалами дела подтверждено, что ООО СК "Лидер" в регламентированный срок был подписан проект контракт; в части предоставления обеспечения исполнения контракта Общество предпринимало меры по выпуску банковской гарантии; Обществом в целях исполнения контракта заключен договор субподряда N 187/2021 от 24.12.2021 с ООО "ФОРТУНА", а также договор поставки N 95 от 24.12.2021 с ООО "Сибирский железобетон".
При этом ООО СК "Лидер" представлены документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению обеспечения исполнения контракта в указанный срок.
По мнению Комиссии, отказы банков в выпуске банковской гарантии на обеспечение обязательств по контракту на строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1 могли быть обусловлены тем, что 19.11.2021 бюджетным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" с ООО СК "Лидер" в одностороннем порядке были расторгнуты контракты N 23-2020/СМР от 25.06.2020 на выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада по ул. Л. Чайкиной в пос. Иртышский Омского муниципального района Омской области", N 06-2021/СМР от 21.06.2021 на выполнение работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Партизанская, д. 198" в связи с неисполнением ООО СК "Лидер" условий данных контрактов, о чем размещена соответствующая информация в ЕИС.
Комиссия считает, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях Общества, не предоставившего обеспечение исполнения контракта в регламентированный срок, отсутствует реальное намерение подрядчика на уклонение от заключения контракта, следовательно, сведения об ООО СК "Лидер"" не подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
об обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер": 644079, г. Омск, ул. Новосибирская, д. 147, ИНН 5504245954, КПП 550601001;
о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" Овчинникове Константине Викторовиче (ИНН 550614610317).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 января 2022 г. N РНП-55-17/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022