Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района (далее - Заказчик) (вх. N101 от 17.01.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Спирит-71" (далее - Общество, ООО "Спирит-71", Подрядчик) (ИНН 7106087910; ул. Пушкина, д.26А, помещ.14А, п. Косая Гора, г. Тула, Тульская обл., 300903) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 11.11.2021 N 7 на выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района (закупка N 0166300021421000060) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
17.01.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Спирит-71" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района (закупка N 0166300021421000060) (далее - Закупка, электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района (закупка N 0166300021421000060) размещены в единой информационной системе в сфере закупок 19.10.2021 (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 840 741,39 рублей.
11.11.2021 по итогам Закупки между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 2 840 741,39 рублей.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района (далее - работы).
Выполнение работ осуществляется в соответствии с Перечнем объектов (Приложение N 1), графиком выполнения работ (Приложение N 2), Техническим заданием (Приложение N 3), сметной документацией (Приложение N 4) и схемами (Приложение N 5), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 5 Техническим заданием (Приложение N 3) "Общие требования к выполнению работы, ее качеству, в том числе к технологии производства работы, методам производства работы, организационно - технологической схеме производства работы, безопасности выполняемой работы:
При выполнении работ подрядчик должен соблюдать требования СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги", ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог", ВСН 8-89 "Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", СП 82. 13330.2016 "Благоустройство территорий" Актуализированная редакция СНиП III-10-75.
Подрядчик обязан:
- выполнять работы на объектах в соответствии с согласованной схемой производства работ;
- производить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации Объектов;
- обеспечить содержание и сохранность ремонтируемых Объектов с момента начала ремонта до подписания Акта приемки законченных работ по ремонту объекта".
В пункте 6 "Требования к безопасности выполнения работ" Технического задания (Приложение N 3) указано, что при выполнении работ подрядчик должен соблюдать требования постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001", постановления Госстроя РФ от 17.09.2002 N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ".
В соответствии с пунктами 4.1, 4.3 раздела 4 "Сроки выполнения работ" Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения работ (Приложение N 2):
с момента заключения муниципального контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней.
Этапы выполнения работ предусмотрены графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
График на выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района (Приложение N 2 к Контракту) не согласован сторонами Контракта.
Место выполнения работ: с. Новое Село, ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69), Киреевского района, Тульской области.
В пункте 12.1 Контракта указано, что срок действия контракта: с момента заключения по 24 декабря 2021 года (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
Разделом 3. "Качество работ" Контракта установлено:
"3.1. Выполнение работ должно производиться Подрядчиком в соответствии с техническим заданием и сметной документацией, с соблюдением строительных норм и правил, правил по ОТ, ППБ, СНиП и охраной окружающей среды.
3.2. Качество выполняемых работ должно соответствовать строительным нормам и правилам и другим нормативным документам.
_".
Пунктом 6.1.18 раздела 6 "Права и обязанности сторон" Контракта предусмотрено, помимо прочего, что Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения работы;
- иных обстоятельств, влияющих на результаты выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший Заказчика о возникших обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе ссылаться на указанные обстоятельства.
Согласно представленным в материалы дела документам, Обществом (по состоянию на 03.12.2021) не исполнены обязательства по Контракту.
Из представленной Заказчиком в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
Заказчиком 30.11.2021 составлен акт обследования автомобильной дороги по
ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района, в котором отражено, что в результате обследования было установлено, что работы на объекте не проводились.
01.12.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо от 29.11.2021, в котором сообщил о том, что на основании условий Контракта ООО "Спирит-71", учитывая СП 78.13330.2021 "СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги", выполнение в настоящее время работ по контакту N 7 от 11.11.2021 года на выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района, не представляется возможным в связи с наступлениям неблагоприятных погодных условий (с момента заключения Контракта по настоящее время: сильное промокание слоев грунта из-за продолжительных осадков, устойчивое понижение температуры воздуха менее +5). Данный факт влияет на качество и результаты выполнения работ по Контракту, что влечет сокращение гарантийного срока службы объекта, а также, неблагоприятные для Заказчика последствия выполнения работ.
В связи с чем, Общество уведомляет о приостановлении работ по объекту: "Выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N44 до дома N69) в с. Новое Село Киреевского района" до наступления благоприятных погодных условий, необходимых для проведения данного вида работ.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержка Подрядчиком начала этапа производства работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематические нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущие к снижению качества работ в соответствии с пунктом 6.1.14 настоящего Контракта;
- применение к Подрядчику актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ;
- неоднократное (два и более раз) невыполнение этапов работ, предусмотренных графиком выполнения работ по объекту (Приложение N2 к Контракту);
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 15 дней;
- отступления Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушения Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 15 дней;
- иные случаи, предусмотренные настоящим Контрактом и действующим законодательством.
В связи с тем, что ООО "Спирит-71" не приступило к исполнению своих обязательств по Контракту, 03.12.2021 Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.11.2021 N 7 на выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 03.12.2021 размещено в единой информационной системе, 03.12.2021 направлено Заказчиком Обществу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по адресу электронной почты, указанному в Контракте.
Из документов, представленных на заседание Комиссии, установлено, что информация о получении Обществом Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленного заказным письмом по почте ООО "Спирит 71", отсутствует, в связи с чем Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Общества дату по истечении тридцати дней с даты размещения указанного решения в единой информационной системе.
Посчитав, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Исполнителем устранено не было, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
Кроме того, из материалов настоящего дела установлено следующее.
Обществом 10.01.2022 направлены в адрес Заказчика возражения относительно принятого Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в которых Подрядчик указал, что за два дня до принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Обществом было направлено Заказчику уведомление о приостановке выполнения работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N44 до дома N69) в с. Новое Село Киреевского района по причине неблагоприятных погодных условий, согласно требованиям контракта N7 от 11.11.2021 на выполнения работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N44 до дома N69) в с. Новое Село Киреевского района. Общество также указало, что до настоящего времени от Заказчика не поступил ответ о получении и рассмотрении вышеуказанного уведомления о приостановке работ на объекте, что противоречит Федеральному закону N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Также Обществом приложено к возражениям гарантийное письмо, которым ООО "Спирит-71" гарантирует окончание работ по Контракту при наступлении благоприятных погодных условий не позднее 31.05.2022.
В ответ на возражения Общества Заказчиком 11.01.2022 дан ответ, в котором последний указал на то, что в результате обследования объекта составлен акт о том, что в период благополучных погодных условий, не препятствующих производству работ на данном объекте (с 11.11.2021 по 30.11.2021), такие работы не производились, что является существенным нарушением условий Контракта со стороны Подрядчика. 01.12.2021 посредством отправки по электронной почте возражений, Подрядчик, ссылаясь на раздел 10 Контракта, направил в адрес Заказчика уведомление о приостановлении работ, не содержащее ни одного документа, выданного соответствующим компетентным органом, который являлся бы достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия непреодолимой силы (пункт 10.4 Контракта).
Также Заказчик указал, что в 04.01.2022 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и в отношении ООО "Спирит-71" ведется работа по включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из устных и письменных пояснений представителя ООО "Спирит-71" Общество не нарушало обязательств по Контракту, тем более не допускало существенных нарушений условий Контракта. 13 ноября 2021 г. представителями ООО "СПИРИТ-71" был совершен выезд на объект; в результате произведенного осмотра объекта принято решение произвести геодезическую сьемку для определения границ участка автодороги, а также получения высотных отметок. 14-15 ноября 2021 г. были проведены геодезические работы согласно решению представителей ООО "СПИРИТ-71". 16-20 ноября 2021 г. велись переговоры относительно поставки материалов на объект. Работы на объекте Обществом не производились, поскольку проведение работ при неблагоприятных погодных условиях могло бы привести к ухудшению основания, которое на 70% состоит из грунта с примесью глины. При этом Общество отмечает, что сметой не предусмотрена достаточная выемка для грунта для обеспечения твердого основания в случае проливных дождей.
Так же Общество указывает, что 24 ноября 2021 г. им был закуплен у ООО "С.С.М." щебень известковый для выполнения работ по Контракту. В подтверждение данного факта ООО "Спирит 71" прикладывает платежное поручение N 22 от 24.11.2021.
ООО "Спирит 71" сообщает, что 29 ноября 2021 г. Подрядчиком принято решение о приостановке работ, так как в ноябре 2021 г. наблюдалось ухудшение погодных условий с постоянным понижением температуры воздуха менее 0 градусов. В подтверждение наличия неблагоприятных погодных условий (за период с 13 ноября по 2 декабря 2021 года) Обществом представлены распечатки с сайта Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Кроме того, Общество обращает внимание на то, что Заказчиком был составлен акт обследования объекта без уведомления Подрядчика о дате и времени прибытия его на объект, что нарушает пункт 6.3.3 Контракта, в котором указано, что "Заказчик в любое время осуществлять контроль за соблюдением Подрядчиком условий настоящего контракта. При обнаружении в ходе проверки каких-либо нарушений оформляется акт о выявленных нарушениях, который подписывается сторонами. В случае отказа Подрядчика от подписания такого акта, акт оформляется Заказчиком в одностороннем порядке".
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Вместе с тем, в силу статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Как было указано выше и следует из материалов дела, в срок, необходимый для исполнения обязательств по Контракту, Подрядчиком было направлено Заказчику письмо от 29.11.2021, в котором сообщил о том, что на основании условий Контракта ООО "Спирит-71", учитывая СП 78.13330.2021 "СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги", выполнение в настоящее время работ по контакту N 7 от 11.11.2021 года на выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N 44 до дома N 69) в с. Новое Село Киреевского района, не представляется возможным в связи с наступлениям неблагоприятных погодных условий (с момента заключения Контракта по настоящее время: сильное промокание слоев грунта из-за продолжительных осадков, устойчивое понижение температуры воздуха менее +5). Данный факт влияет на качество и результаты выполнения работ по Контракту, что влечет сокращение гарантийного срока службы объекта, а также, неблагоприятные для Заказчика последствия выполнения работ.
В связи с чем, Общество уведомляет о приостановлении работ по объекту: "Выполнение работ по ремонту участка автодороги по ул. Центральная (от дома N44 до дома N69) в с. Новое Село Киреевского района" до наступления благоприятных погодных условий, необходимых для проведения данного вида работ.
Вместе с тем, Заказчиком было проигнорировано уведомление Общества о приостановлении работ по Контракту.
При таких обстоятельствах, следует признать, что Подрядчик в полной мере исполнил свою обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 716 ГК РФ, немедленно известив Заказчика о возникших у него трудностях при исполнении Контракта (наступление неблагоприятных погодных условий, то есть не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок).
Согласно положениям статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.
В контексте части 2 статьи 104 Закона включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация, в том числе о лицах, с которыми государственные контракты расторгнуты вследствие их недобросовестного поведения в ходе их исполнения.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано Управлением в настоящем случае.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Спирит-71" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины Общества, выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.
При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "Спирит-71" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией муниципального образования Шварцевское Киреевского района (вх. N 101 от 17.01.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спирит-71" (ИНН 7106087910; ул. Пушкина, д.26А, помещ.14А, п. Косая Гора, г. Тула, Тульская обл., 300903), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 января 2022 г. N 071/06/104-50/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022