Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 5" министерства здравоохранения Хабаровского края Безина Антона Владимировича по доверенности от 19.01.2022 N 16, Баранова Дмитрия Игоревича по доверенности от 19.01.2022 N 15;
- от общества с ограниченной ответственностью "ЧОО "Бизон-Безопасность" Бочкарева Андрея Валерьевича по доверенности от 17.01.2022 N 01,
рассмотрев материалы дела N 7-3/11 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 5" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Городская поликлиника N 5", заказчик) о включении сведений об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью "ЧОО "Бизон-Безопасность" (ИНН 2724149048) (далее - ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность", Общество), учредителе Общества Евдокимове Владимире Валентиновиче (ИНН 272106138027), директоре Общества Кестлере Денисе Викторовиче (ИНН 272198232651) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 5" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность" (ИНН 2724149048), учредителе Общества Евдокимове Владимире Валентиновиче (ИНН 272106138027), директоре Общества Кестлере Денисе Викторовиче (ИНН 272198232651) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам закупки на оказание услуг по охране объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации (Извещение от 10.12.2021 N 0322300012821000094).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ в редакции, действовавшей на дату проведения закупки), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - КГБУЗ "Городская поликлиника N 5" проведен электронный аукцион на оказание услуг по охране объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации.
Извещение N 0322300012821000094 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) 10.12.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 62 358,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 20.12.2021 10:00 (МСК+7).
Дата проведения аукциона: 22.12.2021.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе номер N 0322300012821000094 от 20.12.2021 на участие в закупке подано две заявки (идентификационные номера 111140441, 111181051). Заявки допущены аукционной комиссией к участию в электронной процедуре.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона номер N 0322300012821000094 от 22.12.2021, в связи с тем, что в электронной процедуре приняла участие только одна заявка (идентификационный номер 111140441) и аукционной комиссией принято решение о соответствии второй части указанной заявки требованиям аукционной документации, на основании ч. 13 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, электронный аукцион признан несостоявшимся.
В силу ч. 3.1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 13 ст. 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном ст. 83.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона номер N 0322300012821000094 от 22.12.2021, на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается с ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность".
Согласно протоколу о признании победителя электронного аукциона на "Оказание услуг по охране объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации" уклонившимся от заключения контракта от 10.01.2022 ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность" признано уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ (не предоставление заказчику подписанного проекта контракта, необходимых документов об обеспечении исполнения контракта, протокола разногласий в установленный срок).
В ходе проведения проверки ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность" представлены в антимонопольный орган письменные пояснения с обоснованием причины уклонения от заключения контракта по результатам закупки на оказание услуг по охране объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации (Извещение от 10.12.2021 N 0322300012821000094).
Изучив материалы дела N 7-3/11, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
27.12.2021 заказчиком размещен в ЕИС проект контракта. Регламентированная дата подписания проекта контракта (5 дней) - 10.01.2022).
27.12.2021, руководствуясь ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, Обществом направлен протокол разногласий.
Доработанный проект контракта размещен заказчиком в ЕИС 27.12.2021.
В силу ч. 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ регламентированная дата подписания проекта контракта - 30.12.2021.
В связи с тем, что в установленный срок ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность" проект контракт не подписан, Общество в соответствии с протоколом о признании победителя электронного аукциона на "Оказание услуг по охране объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации" уклонившимся от заключения контракта от 10.01.2022 признано уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Как следует из пояснений представителя ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность" проект контракта не представлялось возможным подписать в регламентированный Законом N 44-ФЗ срок, а именно: 30.12.2021 в связи с поломкой компьютера, на котором установлена ЭЦП, что подтверждено актом приема ремонтной организации (ИП Верещагин А.Н.) от 30.12.2021 N А701-3682, а также гарантийным талоном по заказу от 30.12.2021 N А701-3682 на сумму 3 000 рублей. При этом, как только неисправность была устранена, а именно: 03.01.2022, Обществом проект контракта был подписан, однако регламентированный Законом N 44-ФЗ срок был уже пропущен.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность" до признания его в соответствии с Законом N 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, Постановление N1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Городская поликлиника N 5" об участнике закупки - ООО "ЧОО "Бизон-Безопасность" (ИНН 2724149048), учредителе Общества Евдокимове Владимире Валентиновиче (ИНН 272106138027), директоре Общества Кестлере Денисе Викторовиче (ИНН 272198232651) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам закупки на оказание услуг по охране объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации (Извещение от 10.12.2021 N 0322300012821000094) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 января 2022 г. N РНП-28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022