Резолютивная часть решения оглашена 20.01.2022
В полном объеме решение изготовлено 25.01.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Администрации Еткульского муниципального района (далее - Заказчик, Покупатель) о включении сведений о Трифоновой Татьяне Павловне (далее - Трифонова Т.П., Продавец) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта (договора купли-продажи) N 73-2021 на приобретение жилого помещения (с. Еткуль) от 08.11.2021 года, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на приобретение жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей с. Еткуль (извещение N 0169300011921000231) (далее - аукцион),
- при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителей Администрации Еткульского муниципального района (далее - Администрация, Заказчик): Пищулиной И.В., действующей на основании доверенности N 160 от 18.01.2022;
- в отсутствие Трифоновой Т.П., уведомленной о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, в том числе, посредством направления телеграммы, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции, действующей до 01.01.2022 (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 11.01.2022 поступило обращение Администрации Еткульского муниципального района о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о Трифоновой Т.П.
Согласно представленным документам, 08.11.2021 заказчик и Трифонова Т.П. заключили гражданско-правовой договор (договор купли-продажи) N 73-2021 на приобретение жилого помещения (с. Еткуль) (далее - контракт) по цене 1 006 010,00 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по поставке Трифоновой Т.П. не исполнено, в связи с чем, 10.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении Трифоновой Т.П. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 11.01.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 31 контракта N 73-2021 предусмотрена право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения условий Контракта Поставщиком.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 10.12.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 13.12.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 15.12.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Трифоновой Т.П. посредством АО "Почта России" и посредством электронной почты.
Из пояснений Заказчика и содержания уведомления о вручении отправления с почтовым идентификатором 80084367099262 следует, что решение об одностороннем тказе от исполнения контракта Заказчика вручено Трифоновой Т.П. 20.12.2021.
В этой связи датой надлежащего уведомления Трифоновой Т.П. о принятом Заказчиком решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в следует считать 20.12.2021, а контракт расторгнутым - 10.01.2022, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС - 10.01.2022 в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и Трифоновой Т.П. 08.11.2021 посредством электронного документооборота заключен гражданско-правовой договор (договор купли-продажи) N 73-2021 на приобретение жилого помещения (с. Еткуль) (реестровый номер в ЕИС N 3743000048521000096).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта Продавец продал и передал, а покупатель купил в муниципальную собственность Еткульского муниципального района жилое помещение, расположенное по адресу: Челябинская область, Еткульский район, с. Еткуль ул. Новая, дом 14, кв. 12, общей площадью 31 кв.м., этаж 01, инвентарный номер: 01263 (именуемое далее - жилое помещение).
Согласно пункту 4 контракта Жилое помещение принадлежит Продавцу на праве собственности.
Пунктом 14 контракта предусмотрено, что Продавец в соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантирует, что жилое помещение соответствует требованиям, предъявленным к жилым помещениям, пригодным для проживания и эксплуатации.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Согласно пункту 16 контракта передача Продавцом отчуждаемого жилого помещения Покупателю осуществляется по акту приема - передачи жилого помещения не позднее 20 рабочих дней с момента подписания муниципального контракта.
Вместе с актом приема - передачи Продавец передает Покупателю комплект ключей от жилого помещения, а также следующие документы:
- копию документа, содержащего сведения об отсутствии зарегистрированных в жилом помещении граждан, заверенную должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства (все ранее зарегистрированные в квартире лица должны быть сняты с регистрационного учета);
- документы (копии документов), подтверждающие отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг;
- документы (копии документов), подтверждающие отсутствие задолженности по обязательным взносам, если данные взносы обязательны в соответствии с действующим законодательством
- иные документы, которые в установленных законодательством Российской Федерации случаях необходимо представлять на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в том числе, нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки; согласие органа опеки и попечительства при необходимости), а также техническая документация на жилое помещение.
Пунктом 16 контракта также предусмотрено, что Покупатель вправе отказаться от подписания акта приема-передачи жилого помещения в случае, несоответствия жилого помещения характеристикам, указанным в Техническом задании к документации, а также в случае непредставления комплекта ключей и документов, прилагаемых к акту приема-передачи, указанных в настоящем пункте. В таком случае Продавец по требованию Покупателя производит работы по исправлению замечаний в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения со стороны Покупателя письменного требования.
Если Продавец не осуществит необходимые изменения с целью приведения жилого помещения в соответствие с условиями муниципального контракта и Технического задания в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения со стороны Покупателя письменного требования, это будет являться существенным нарушением муниципального контракта, при возникновении которого Покупатель принимает Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в соответствии с действующим законодательством.
Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.12.2021 следует, что при осмотре передаваемого по контракту жилого помещения Заказчиком выявлены следующие недостатки:
- несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе, входящие в состав имущества собственников помещений в многоквартирном доме, имеют сквозные трещины;
- основание и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав имущества собственников помещений в многоквартирном доме, имеют разрушения и повреждения, которые привели к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом;
- жилое помещение непригодно для проживания граждан, требуется ремонт несущих конструкций и усиление фундамента жилого дома;
- полы жилого помещения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют неровности, вмятины, деформации и износ деревянного основания, на кухне частично отсутствует плинтус.
Наличие указанных недостатков подтверждается отчетом от 11.11.2021 "о техническом состоянии строительных конструкций квартиры, расположенной по адресу: Челябинская область, Еткульский район, с. Еткуль ул. Новая, дом 14, кв. 12, общей площадью 31 кв.м., на соответствие строительным и санитарным нормам, правилам, ГОСТам, пригодность для проживания аукционной документации", составленным ООО "Центром строительных конструкций" (далее - Отчет).
В соответствии с указанным Отчетом выводы и рекомендации по устранению дефектов следующие:
1) Строительные конструкции квартиры находятся в ограниченном работоспособном состоянии;
2) Жилое помещение не пригодно для проживания;
3) Жилое помещение не отвечает требованиям, установленным "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47.
4) Жилое помещение отвечает требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N64.
5) Требуется разработать проектно-сметную документацию (ПСД) на усиление строительных конструкций здания жилого дома. Работы по подготовке вести силами специализированной организации имеющих допуски на выполнение данного вида проектных работ.
6) Не соответствует требованиям аукционной документации.
В этой связи, Заказчиком Трифоновой Т.П. направлена претензия (исх. N 5109 от 18.11.2021) с требованием устранить указанные нарушения, в соответствии с пунктом 16 контракта, в течение пяти рабочих дней с даты получения претензии.
Из уведомления о вручении отправления с почтовым идентификатором 80080765098135 следует, что претензия получена Трифоновой Т.П. 29.11.2021.
В ответ на данную претензию от Трифоновой Т.П. Заказчиком получены возражения (вх. N 3550 от 03.12.2021), в которых указано следующее:
- по условиям заключенного контракта Поставщик поставляет Заказчику жилое помещение (квартиру), а не здание. Поставляемое жилое помещение (квартира) не имеет сквозных трещин и не находится в ограниченном работоспособном состоянии;
- объектом закупки является приобретение жилого помещения (квартира), которое должно быть пригодно для проживания граждан и находится в многоквартирном доме не признанным ветхо-аварийным и подлежащем сносу или реконструкции; непсоредственно в квартире отсутствуют разрушения и повреждения, трещины;
- по мнению Продавца, основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не имеют отношения к закупаемому жилому помещению, жилое помещение соответствует требованиям муниципального контракта, а именно требованиям к приобретаемому имуществу;
- предложенный Продавцом вариант напольного покрытия соответствует техническому заданию Заказчика; в месте отсутствия плинтуса произвести его монтаж не представляется возможным в виду технических характеристик инженерной системы отопления дома. Под кухней жилого помещения отсутствует подвал и обратный трубопровод системы отопления проходит по полу квартиры.
Комиссия отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Законом о контрактной системе, Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе после заключения контракта, в том числе на стадии исполнения контракта.
Из представленных доказательств и пояснений Заказчика следует, что между Продавцом и Заказчиком имеет место гражданско-правовой спор, который может быть разрешен в судебном порядке по иску стороны, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении контракта.
При этом, Комиссия антимонопольного органа не обладает специальными познаниями, позволяющими оценить технологические и функциональные характеристики жилого помещения, оснований и несущих конструкций, входящих в состав имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из пояснений Заказчика следует, что выявленные нарушения носили устранимый характер.
Трифоновой Т.П. доказательств обратного, также, как и пояснений обстоятельств дела, Комиссии антимонопольного органа не представлено.
В нарушение условий контракта, обязательства по нему Трифоновой Т.П. не выполнены.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 475, части 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавцом осуществлена продажа товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранены в приемлемый для покупателя срок, и в полном объеме не исполнены обязательства по контракту. Указанные обстоятельства являются, в том числе в силу положений пункта 16 контракта, согласованного сторонами, основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Вместе с тем, принимая во внимания представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Продавец Трифонова Т.П. не предприняла действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Из документов, представленных в материалы дела, не следует доказательств осуществления поставки товара заказчику, в соответствии с условиями контракта и аукционной документации, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли продавца в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению муниципального контракта.
Комиссия отмечает, что в связи с неисполнением обязательств по контракту Трифоновой Т.П. потребность Заказчика не может быть реализована, следовательно, не могут быть реализована социально-значимая цель данной закупки - приобретение жилья детям - сиротам, и детям оставшимся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений Трифоновой Т.П. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Администрации Еткульского муниципального района, о Трифоновой Татьяне Павловне (ИНН 743001222983), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 января 2022 г. N 074/06/104-70/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022