Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 27 января 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" о включении Общества с ограниченной ответственностью "АЛТЫН ГРУПП", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "АЛТЫН ГРУПП", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме N54012-2021-ЭА-3477 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Детский сад в 143 микрорайоне г. Магнитогорска на 230 мест с бассейном" (извещение N 0169300000321003527) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик): Метелевой О.А.,
- представителя ООО "АЛТЫН ГРУПП": Гатауллиной А.Ш., действующей на основании доверенности N 1-22 от 12.01.2021;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "АЛТЫН ГРУПП" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме N54012-2021-ЭА-3477 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Детский сад в 143 микрорайоне г. Магнитогорска на 230 мест с бассейном" (извещение N 0169300000321003527).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 20.12.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 5 200 000,00 рублей.
Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие аукционе от 29.12.2021 N 0169300000321003527 аукцион признан несостоявшимся.
Контракт направлен на подпись единственному участнику - ООО "АЛТЫН ГРУПП" 29.12.2021.
Победитель электронного аукциона 10.01.2022 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта и не представил документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта, в связи с чем протоколом от 11.01.2022 Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 13.01.2022.
Представитель Общества пояснил, что победитель аукциона не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, и нарушение обязанности победителя произошло в связи со следующими обстоятельствами.
Обеспечение исполнения контракта в сумме 1 560 000 рублей перечислено Заказчику платежным поручением N 5 от 10.01.2022, что не оспаривается Заказчиком.
До 1 января 2022 года директором ООО "АЛТЫН ГРУПП" использовался сертификат электронной подписи, выданный удостоверяющим центром ООО "Электронный экспресс".
При попытке совершить действия по подписанию контракта 10.01.2022 информационная система выдала сообщение о том, что электронный ключ является недействительным, в результате чего вход в личный кабинет на электронной площадке оказался заблокированным.
Общество немедленно обратилось в службу техническую поддержку электронной площадки.
По результатам обращения установлено, что с 01.01.2022 вступили в силу новые положения Федерального закона N 63-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об электронной подписи", а именно изменился порядок применения сертификатов квалифицированной электронной подписи, выданных удостоверяющими центрами в 2021 году. В этой связи,
согласно сведениям, размещенным на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ООО "Электронный экспресс" является удостоверяющим центром, аккредитация которого прекращена 01.01.2022 и выданные таким центром ключи не допускается к применению.
Сведения об удостоверяющем центре размещены по ссылке https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/. Аналогичная информация размещена на сайте электронной площадки, графическое изображение которого предоставлено Обществом антимонопольному органу.
Общество 10.01.2022 обратилось с заявлением о выдаче нового сертификата в удостоверяющий центр группы компаний СКБ Контур. Сертификат электронной подписи, соответствующий требованиям Федерального закона N 63-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об электронной подписи", представлен удостоверяющим центром 10.01.2022.
После получения "нового ключа" выяснилось, что для его применения на электронной площадке необходимо зарегистрировать данный сертификат электронной подписи пользователя в ЕИС. Такая регистрация завершена в ЕИС только 10.01.2022 в 00:00.
В этой связи, подписать проект контракта с приложением платежного поручения Общество смогло в 00 ч. 11 мин. 11 января 2022 года.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
Из содержания части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе следует, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 Закона о контрактной системе (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Общество не имело намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие прекращения действия сертификата электронного ключа электронно-цифровой подписи участника, ввиду прекращения аккредитации удостоверяющего центра.
При этом, намерение Общества заключить контракт подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела. Так Обществом перечислено Заказчику обеспечение исполнения контракта в сумме 1 560 000 рублей, а также 10.01.2022 предприняты меры по устранению сложившейся ситуации, заключен договор с новым удостоверяющим центром - группы компаний "СКБ Контур", в результате чего получен новый электронный ключ ЭЦП, контракт подписан участником всего лишь на 11 минут позже регламентированного срока.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО "АЛТЫН ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" о включении Общества с ограниченной ответственностью "АЛТЫН ГРУПП", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме N54012-2021-ЭА-3477 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Детский сад в 143 микрорайоне г. Магнитогорска на 230 мест с бассейном" (извещение N 0169300000321003527), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.В. Кулезнева |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 января 2022 г. N 074/06/104-113/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022