На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом
ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение Абашева Е. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик),ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку насосных агрегатов на объект: "Реконструкция Комсомольской оросительной системы, Марксовский район, Саратовская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0360100011821000014) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком в государственном контракте от 24.05.2021
N 0360100011821000014-0165859-01 (далее - Контракт) не включены сведения обо всех реестровых записях об отдельных видах промышленных товаров в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617);
2. Заказчиком неправомерно не применялись при заключении Контракта с победителем закупки положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н) о снижении цены Контракта на 15 процентов от цены, указанной победителем, предложившим к поставке товар иностранного происхождения;
3. Заказчиком неправомерно изменены существенные условия Контракта в части замены поставляемого в рамках государственного контракта товара посредством заключения дополнительного соглашения от 05.08.2021 N 1, а также не включены сведения о реестровых записях об отдельных видах промышленных товаров на замененный товар;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом в один лот объединена поставка агрегатных насосов с различными техническими характеристиками.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -07.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 198 734 000,22 рублей;
4) источник финансирования - бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.04.2021;
6) на участие в Аукционе поданы 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 27.04.2021;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявки 3 участников закупки допущены до участия в Аукционе;
9) дата проведения Аукциона - 28.04.2021;
10) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
11) победителем Конкурса признано ООО "Новые Гидросистемы" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 159 980 870,22 рублей;
12) Заказчиком с Победителем заключен Контракт (реестровая запись в ЕИС - 1770807545421000145).
1. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком в Контракт не включены сведения обо всех реестровых записях об отдельных видах промышленных товаров в соответствии с положениями Постановления N 617.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе,в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 1 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений) (далее - Перечень).
Пунктом 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации Постановления N 617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) (далее - Сертификат).
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Пунктом 13 документации об Аукционе установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением
N 617.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки участника закупки с идентификационным номером заявки "1574830" представлены выписки из реестра российской промышленной продукции по позициям закупаемых товаров 4-8, 10-13. При этом по позициям 1-3, 9 подтверждающие документы не представлены.
Также Комиссией установлено, что в составе заявки участника закупки с идентификационным номером заявки "1575526" документы, подтверждающие страну происхождения отдельных видов промышленных товаров, отсутствуют.
На основании вышеизложенного, все заявки приравнены к заявкам,в которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Таким образом, в связи с невозможностью соблюдения ограничений, предусмотренных Постановлением N 617, информация о реестровых записях не включена в Контракт.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель в своем обращении не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком неправомерно не применялись при заключении Контракта с победителем закупки положения Приказа N 126н о снижении цены Контракта на 15 процентов от цены, указанной победителем, предложившим к поставке товар иностранного происхождения.
Пунктом 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае,если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением N 617, все заявки на участие в рассматриваемой закупке были приравнены к заявкам, в которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
На заседании Комиссии установлено, что заявка Победителя содержит сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара - Российская Федерация.
Кроме того, заявка второго участника закупки с идентификационным номером заявки "1575526" также содержит сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара - Российская Федерация.
Таким образом, учитывая, что Приказом N 126н не установлены иные требования, кроме декларирования страны происхождения для подтверждения страны происхождения товара, Заказчиком к Победителю правомерно не применены положения подпункта "а" пункта 1.3 Приказа N 126н.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком неправомерно изменены существенные условия Контракта в части замены поставляемого в рамках государственного контракта товара посредством заключения дополнительного соглашения от 05.08.2021 N 1, а также не включены сведения о реестровых записях об отдельных видах промышленных товаров на замененный товар.
Частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Согласно сведениям ЕИС при заключении дополнительного соглашения улучшенной характеристикой является показатель "Обороты двигателя гидравлических насосов".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что улучшение вышеуказанного показателя сокращает потребление электроэнергии в процессе эксплуатации насосов. При этом исполнителем к поставке предложен товар, страной происхождения которого также является Российская Федерация.
При этом на заседании Комиссии установлено, что поданные заявки на участие в Аукционе приравнены к заявкам, в которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в связи с невозможностью соблюдения ограничений, предусмотренных Постановлением N 617, информация о реестровых записях не включена в дополнительное соглашение от 05.08.2021 N 1.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом в один лот объединена поставка агрегатных насосов с различными техническими характеристиками.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено,что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Пунктом 5 Постановления N 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень,и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Согласно пункту 2 документации об Аукционе объектом закупки является поставка насосных агрегатов на объект: "Реконструкция Комсомольской оросительной системы, Марксовский район, Саратовская область", включающая в себя поставку агрегатных насосов 13 типов.
Вместе с тем согласно приложению N 1 к документации об Аукционе
позиция 10 "агрегат насосный (ПНС 10)" включает в себя показатель "ячейки коммутации высоковольтного типа КСО 8 шт.", при этом агрегатные насосы под позициями 1-9, 11-13 данный показатель не содержат, в связи с чем,по мнению Заявителя, не подлежат объединению в один лот при осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что закупаемые агрегатные насосы по позициям 1-13 относятся к одному коду ОКПД2 - 28.13.14.110 "Насосы центробежные подачи жидкостей прочие".
Вместе с тем в своем обращении Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки агрегатные насосы с отличающимися характеристиками, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы обращения Абашева Е. не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2021 г. N П-246/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2022