Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Пожарно-спасательный колледж "Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей" (далее - Заказчик); ООО "РУ ДИСПЛЕЙС" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 1595-ЭП/22 от 20.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку интерактивных панелей (извещение N 0372200198321000065) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200198321000065. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 274 530,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документация о закупке в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Согласно размещенным в единой информационной системе сведениям (извещение о проведении электронного аукциона N 0372200198321000065) объектом закупки является "Поставка интерактивных панелей".
Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 с указанием вида продукции, соответствующий объекту закупки:
26.20.13.000 - Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных.
Позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
26.20.13.000-00000002 - Интерактивная панель
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона N 44-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 26.20.13 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных".
Согласно пункту 6 Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).
В связи с отсутствием сведений о товаре "Интерактивная панель" в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и в целях реализации требований, предусмотренных пунктом 3 Постановления N 616 Заказчиком в декабре 2021 года сформирована заявка в Минпромторг России на получение разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности, на основании которой Заказчику выдано разрешение Минпромторга России N 667/11 на закупку происходящего из иностранного государства товара (далее - разрешение Минпромторга России N 667/11)
В тоже время Заказчиком на официальном сайте Минпромторга России с использованием государственной информационной системы промышленности 16.12.2021 направлена заявка N 616А/18967/2021 с приложением помимо характеристик предполагаемого к закупке товара, происходящего из иностранного государства, характеристик, предусмотренных Каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) с указанием интервальных значений по предлагаемому к закупке товару (письмо подписанное ЭЦП прилагается).
В соответствии с Порядком выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, утвержденного Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 (далее - Порядок), Заявитель, с целью получения разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, подает в Минпромторг России соответствующую заявку через государственную информационную систему промышленности.
Согласно пункта 5 Порядка, в заявке указывается:
а) информация о заявителе (адрес заявителя, являющегося юридическим лицом, либо адрес регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, контактная информация для связи (телефон, электронная почта);
б) информация о планируемом к закупке происходящем из иностранного государства промышленном товаре, в отношении которого запрашивается разрешение (наименование, коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2) и Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - товар);
в) сведения о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики), а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара;
г) наименование национального и федерального проектов (программ), в рамках которых закупается товар (при наличии);
д) информация об источниках финансирования закупки товара;
е) наименование инвестиционного проекта, в рамках которого закупается товар (при наличии);
ж) наименование национального и федерального проектов (программ), в рамках которых закупается товар (при наличии);
з) планируемый срок проведения закупки товара.
В соответствии с пунктом 9 Порядка, ответственный департамент Минпромторга России в течение 7 рабочих дней со дня присвоения заявке регистрационного номера в соответствии с пунктом 8 Порядка, осуществляет его проверку на соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка.
В случае, если выявлено, что заявка представлена с нарушением требований пункта 5 Порядка, ответственный департамент отклоняет и возвращает заявку на доработку с указанием причины возврата.
Комиссия УФАС обращает внимание, что Заявка, поданная Заказчиком, в связи с соответствием ее требованиям, установленных Порядком, не была отклонена и рассмотрена Минпромторгом России, в результате чего Заказчиком получено соответствующее разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.
Вместе с тем в извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации об электронном аукционе, в связи с наличием разрешения Минпромторга России N 667/11 запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, согласно пункту 3 Постановления N 616 не установлен. Однако, пунктом 11 Постановления N 616, абзацем 4 разрешения Минпромторга России N 667/11 установлено что "при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного пп. "а" п. З Постановления N 616".
В полученном разрешении Минпромторга России N 667/11 указаны точные характеристики предполагаемого к закупке товара, которые отражены в техническом задании документации об электронном аукционе.
Соответственно, при наличии разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара N 667/11, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с использованием государственной информационной системы промышленности, Заказчик не имеет права указывать в составе документации характеристики товара, отличные от характеристик, указанных в полученном разрешении. Аналогичный вывод следует из решения ФАС России от 25.11.2021 по делу N П-207/21.
В противном случае, при указании характеристик с минимальным и максимальным значением показателей, как этого требует Заявитель, Заказчику необходимо будет установить запрет, предусмотренный пунктом 1 Постановления N 616, так как такие действия Заказчика (неустановление запрета) приводят к нарушению пункта 11 Постановления N 616, нарушают часть 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, и в конечном итоге исключает возможность всех участников принять участие в электронном аукционе, в связи с отсутствием возможности каждого из участника представить в составе заявки, как это требует Постановление N 616, "в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22-27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)_"
Согласно положениям аукционной документации и разрешения Минпромторга России N 667/11 Заказчиком указаны следующие конкретные значения показателей товара:
N п/п |
Показатель (характеристика) товара |
Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться |
Основание применения точных значений характеристики |
1 |
Размер диагонали (дюйм) |
86 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
2 |
Объем накопителя встроенного вычислительного блока (Гбайт) |
32 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
3 |
Объем оперативной памяти встроенного вычислительного блока (Гбайт) |
4 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
4 |
Суммарная мощность встроенной акустической системы , Вт |
24 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
5 |
Высота срабатывания сенсора от поверхности экрана (мм) |
1,5 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
6 |
Разрешение сенсора касания (мм) |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
7 |
Количество поддерживаемых стилусов одновременно (шт) |
2 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
8 |
Количество стилусов в комплекте поставки (шт) |
2 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
9 |
Количество точек касания (шт) |
20 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
10 |
Минимальная толщина распознаваемого объекта касания сенсора экрана, мм |
1,5 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
11 |
Толщина защитного стекла экрана панели, мм. |
4 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
12 |
Тактовая частота процессора встроенного вычислительного модуля интерактивной панели, ГГц |
1,5 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
13 |
Количество ядер процессора встроенного вычислительного модуля интерактивной панели, шт. |
4 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
14 |
Ширина интерактивной панели, мм |
1957 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
15 |
Высота интерактивной панели, мм |
1160 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
16 |
Толщина интерактивной панели, мм |
86 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
17 |
Вес интерактивной панели, кг |
64,7 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
18 |
Номинальная потребляемая мощность интерактивной панели, Вт |
550 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
19 |
Выход HDMI на задней стороне панели (с поддержкой разрешения 4K при частоте 60 Гц), шт |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
20 |
Вход HDMI на задней стороне панели (с поддержкой разрешения 4K при частоте 60 Гц), шт |
3 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
21 |
Вход VGA на задней стороне панели, шт |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
22 |
Интерфейс на задней стороне панели для передачи цифрового звукового сигнала с разъёмом подключения JIS F05, шт |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
23 |
Линейный аудиовыход на задней стороне панели с разъемом подключения TRS 3,5 мм, шт |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
24 |
Аудиовход с разъемом подключения TRS 3,5 мм на задней стороне интерактивной панели, шт |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
25 |
Порт USB версия 2.0 тип-А на задней стороне интерактивной панели, шт |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
26 |
Порт USB версия 3.0 тип-А на задней стороне интерактивной панели (с возможностью автоматического перенаправления на источники сигнала, выводимые на экран), шт |
3 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
27 |
Порт USB версия 2.0 тип-B на задней стороне панели (позволяющие управлять курсором и жестами на подключенном внешнем компьютере), шт |
2 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
28 |
Порт RS-232 на задней стороне панели, шт. |
1 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
29 |
Время начала вывода данных после подключения датчиков к интегрированному модулю для визуализации данных цифровых, сек |
3 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
30 |
Количество свободных портов USB Type A на лицевой панели (шт) |
2 |
Разрешение Минпромторга России N 667/11 |
Таким образом, значения таких показателей как "Ширина интерактивной панели, мм", "Высота интерактивной панели, мм", "Толщина интерактивной панели, мм" не могут быть указаны Заказчиком в "минимальных и максимальных диапазонах", как этого требует Заявитель, равно как и другие значения показателей, применяемые Заказчиком при описании объекта закупки.
Проанализировав содержание документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что её содержание и требования, удовлетворяет целям, заложенным Законом о контрактной системе.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что описание указанных товарных позиций противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что требование установленные Заказчиком в документации об аукционе и иные положения документации ограничивают круг участников.
Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения и признаются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РУ ДИСПЛЕЙС" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 января 2022 г. N 44-359/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022