Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический диагностический центр" (далее также заказчик, учреждение) сведения об обществе с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Аллюр" (далее также исполнитель, общество, ООО ОП "Аллюр") для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения Главным управлением контрактной системы Омской области (далее также уполномоченный орган) закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (Реестровый номер 21.32.2141)" (извещение N 0152200004721002126) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
исполнителя - "_" (доверенность от 25.01.2022);
заказчика - "_" (доверенность N 06-01-09-5 от 29.01.2020);
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 137 от 03.02.2021)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 639 от 24.01.2022) материалы электронного аукциона и протокол признания участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 21.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0152200004721002126 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2 933 856 руб.
29.12.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано четыре заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протокол проведения электронного аукциона от 10.01.2022 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие три участника закупки. Наименьшее ценовое предложение 1774982,88 руб. сделано участником с идентификационным номером заявки 111209124 (ООО ОП "Аллюр"), при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 39,50%.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.01.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО ОП "Аллюр" с ценой контракта 1774982,88 руб.
Информация о процедуре заключения контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта, свидетельствует о следующем:
Дата и время |
Событие |
24.01.2022 07:50 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 24.01.2022 |
24.01.2022 07:50 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 24.01.2022 |
24.01.2022 10:50 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047210021260001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
17.01.2022 09:02 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 17.01.2022 |
17.01.2022 10:22 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 17.01.2022 |
17.01.2022 10:22 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047210021260001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
17.01.2022 10:22 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 17.01.2022 |
24.01.2022 победитель закупки признан уклонившимся от заключения контракта, заказчиком составлен и в этот же день размещен на электронной площадке и на официальном сайте ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об ООО ОП "Аллюр" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частями 2 и 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу частей 5, 6 и 7 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Частями 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту "а" части 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Пунктом 5.1.1 документации об электронном аукционе предусмотрено: "Размер обеспечения исполнения контракта - 10 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 293 385,6 руб.".
Порядок заключения контракта и требования к предоставлению обеспечения исполнения контракта были предусмотрены в документации об электронном аукционе в соответствии с вышеприведенными требованиями закона.
Материалами дела установлено, что при подписании проекта контракта в регламентированный срок обществом была прикреплена банковская гарантия N 675603 от 06.04.2020 на сумму 147700,80 руб. со сроком действия по 31.01.2021, выданная АКБ "Абсолют банк", а также информация, подтверждающая добросовестность участника закупки в понимании части 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая, что представленная банковская гарантия не соответствовала указанным требованиям и фактически была выдана в рамках осуществления иной закупки, заказчик признал участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.
В протоколе признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 24.01.2022 указано: "Размещенная участником на электронной площадке ООО "РТС-тендер" банковская гарантия не соответствует требованиям к банковской гарантии, установленным разделом 5 документации об электронном аукционе.
По состоянию на 24.01.2022 года победитель не исполнил следующие требования, предусмотренные разделом 5 документации об электронном аукционе:
в сроки, предусмотренные п. 5.1.2 документации об электронном аукционе, победитель не разместил на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
На основании ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и п. 5.5.4 документации об электронном аукционе Общество с ограниченной ответственностью Охранное Предприятие "Аллюр" признается уклонившимся от заключения контракта".
При этом из материалов дела, в том числе пояснений заказчика следует, что учреждением не соблюдены императивные требования части 7 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, а именно общество не было проинформировано в письменной форме или в форме электронного документа об отказе в принятии банковской гарантии с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Заказчиком также не учтено, что обществом своевременно получена надлежащая независимая гарантия N 35212-21КЭБГ/0003 от 11.01.2022, которая была внесена в реестр банковских гарантий, о чем заказчику было известно (заказчиком представлена выписка из реестра независимых гарантий от 24.01.2022)
Более того, заказчик согласовывал данную банковскую гарантию, о чем свидетельствует представленная переписка по электронной почте.
При указанных обстоятельствах Комиссия полагает, что обществом в срок, установленный для заключения контракта, было представлено надлежащее обеспечение исполнение контракта, иной подход представляется излишне формальным.
Техническая ошибка участника закупки при прикреплении документов на электронной площадке не может расцениваться как уклонение от заключения контракта, особенно при условии, когда заказчику известно о получении обществом надлежащей независимой гарантии и ее размещении в реестре независимых гарантий.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения части 7 статьи 45, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о наличии основания для отказа во включении сведений об участнике закупки в Реестр и необходимости выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Аллюр", ОГРН 1055501088983, ИНН 5501089577 ("_");
генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Аллюр" "_", ИНН "_".
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический диагностический центр" нарушение части 7 статьи 45, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический диагностический центр", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 января 2022 г. N РНП-55-24/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022