Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Шаровой Марины Игоревны (доверенность N41 от 25.01.2022), надлежащим образом извещенного, и в присутствии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Оздоровительно - образовательный центр "Илона" Шангина Николая Владимировича (приказ N300 от 09.11.2021) и представителя Общества с ограниченной ответственностью "Оздоровительно - образовательный центр "Илона" Гредасова Алексея Васильевича (доверенность Nб/н от 27.01.2022), рассмотрев заявление заказчика - Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3015010945; адрес: 414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, д. 46) о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Оздоровительно - образовательный центр "Илона" (ИНН: 2318044331; адрес: 354207, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Лучезарная, д. 74, каб. 27) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.01.2022 поступило заявление Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Оздоровительно - образовательный центр "Илона" (далее также - ООО "ООЦ "Илона", Победитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по закупке N 0225100000121000364 на оказание услуг по санаторно-курортному лечению льготной категории граждан, в том числе детей-инвалидов с сопровождением, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с заболеваниями нервной системы, системы кровообращения, органов дыхания (ИКЗ 211301501094530150100100590278690323) (номер извещения: 0225100000121000364).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 03.02.2022 года в 09 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа, по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. 505.
Представитель Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Шарова М.И. приняла участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Генеральный директор ООО "ООЦ "Илона" Шангин Н.В. и представитель ООО "ООЦ "Илона" Гредасов А.В. приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
27.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по санаторно-курортному лечению льготной категории граждан, в том числе детей-инвалидов с сопровождением, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с заболеваниями нервной системы, системы кровообращения, органов дыхания (номер извещения: 0225100000121000364) (далее - электронный аукцион) и документация об этом контракте.
По результатам электронного аукциона победителем был признано ООО "ООЦ "Илона" (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.01.2022 N0225100000121000364-1), в связи с чем было принято решение о заключении контракта с Победителем. Данный протокол был размещен на официальном сайте 13.01.2022.
В силу требования части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
18.01.2022 Заказчиком на официальном сайте был размещен проект государственного контракта.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Регламентированный срок подписания контракта победителем - не позднее 24.01.2022.
При этом Победителем (в установленный срок) не был размещен в единой информационной системе подписанный проект контракта и не было предоставлено обеспечение его исполнения.
Руководствуясь частью 13 статьей 83.2 Закона о контрактной системе, 25.01.2022 Заказчик принял решение о признании Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.01.2022 NППУ1). Данный протокол был размещен на официальном сайте 25.01.2022 в 16:02 (МСК+1).
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как следует из письменных пояснений Победителя, 25.01.2022 г. от электронной площадки поступило уведомление о признании ООО "ООЦ "Илона"" уклонившимся от заключения контракта.
Подобная ситуация возникла в практике ООО "ООЦ "Илона"" впервые. В период с 20.01.2022 сотрудник, который является ответственным лицом за участие ООО "ООЦ "Илона"" в торгах, подготовку документов, подписание контрактов на электронных площадках, находится на больничном, что подтверждается соответствующим больничным листом N 910100680519 от 20.01.2021 (находится в материалах дела).
Уведомление от электронной площадки о том, что срок для подписания контракта истекает, попало в папку "Спам" и никем замечено не было.
В подтверждение намерений на заключение контракта и приступить к исполнению контракта 25.01.2021 в 20:36 (время Победителя) Общество направило электронной почтой Заказчику подписанный контракт с приложением в двух экземплярах, с приложением платежного поручения N 26 от 25.01.2022 о внесении обеспечения исполнения контракта в сумме 84 930,30 рублей.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в указанных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П, определения от 07.06.2001 года N 139-О, от 07.02.2002 года N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами N 1078, пункт 13 которых обязывает антимонопольный орган осуществлять проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта.
Как следует из материалов проверки, проект контракта был подписан Победителем и направлен Заказчику, с одновременным внесением обеспечения исполнения контракта, пусть и вне срока, установленного Законом о контрактной системе, однако, это свидетельствует об отсутствии у Победителя намерения уклониться от подписания контракта.
Таким образом, не подписание ООО "ООЦ "Илона"" контракта в установленный срок не явилось реализацией умышленных действий (бездействий) по уклонению от заключения контракта.
В рассматриваемом случае оснований для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ООЦ "Илона" в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Оздоровительно - образовательный центр "Илона" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по санаторно-курортному лечению льготной категории граждан, в том числе детей-инвалидов с сопровождением, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с заболеваниями нервной системы, системы кровообращения, органов дыхания (номер извещения: 0225100000121000364) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Оздоровительно - образовательный центр "Илона" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 февраля 2022 г. N РНП-30-21-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022