Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):; ИП Новикова Светланы Анатольевны (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 856-ЭП/22 от 14.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку посуды одноразовой (извещение N 0372100048821000972) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100048821000972. Начальная (максимальная) цена контракта - 395 571, 90 рублей.
В жалобе ИП Новикова Светлана Анатольевна указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего проекта контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
20.01.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Законом о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 Закона о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Анализ раздела 6 документации "Проект контракта" показал, что Заказчиком установлены следующие условия в проекте контракта:
"4.3. В день осуществления доставки Товара Поставщик представляет Покупателю посредством единой информационной системы в сфере закупок УПД в электронном виде. Поставщик вправе представить Покупателю УПД на бумажном носителе в том случае, если представление данного документа в электронном виде невозможно по обстоятельствам, независящим от воли Сторон (неработоспособность единой информационной системы или отдельных её подсистем (функций) и т.п.), с соблюдением срока, установленного настоящим пунктом Контракта для предоставления УПД в электронном виде. Одновременно с УПД на бумажном носителе Поставщик представляет Покупателю документы, подтверждающие наличие и действие независящих от Поставщика обстоятельств, препятствующих предоставлению Покупателю данного документа в электронном виде в установленный настоящим пунктом срок.
Предоставление Покупателю УПД на бумажном носителе позднее срока предоставления УПД в электронном виде, или предоставление такого документа без приложения документов, подтверждающих невозможность предоставления УПД в электронном виде, является нарушением условий настоящего Контракта.
5.1. Покупатель приступает к проведению процедуры приёмки Товара при условии передачи Поставщиком Покупателю посредством единой информационной системы в сфере закупок УПД в электронном виде либо на бумажном носителе в случаях, определенных пунктом 4.3 Контракта. Содержание проекта УПД должно достоверно отображать состав передаваемого имущества.
Покупатель не имеет права вскрывать упаковку имущества, которое предъявлено ему в качестве Товара по Контракту, или совершать с таким имуществом любые иные манипуляции в отсутствие документального подтверждения того, что передаваемое имущество является Товаром по Контракту.
Ввоз на территорию Покупателя имущества, в отношении которого отсутствует документальное подтверждения того, что такое имущество является Товаром, не допускается.
Незнание работником или контрагентом Поставщика условий, изложенных в настоящем пункте Контракта, не освобождает Поставщика от ответственности за последствия их нарушения. Приемка-передача Товара осуществляется в присутствии уполномоченного представителя Поставщика.
5.3. Приемка Товара осуществляется Покупателем в течение 2 (двух) рабочих дней с момента доставки Товара и получения от поставщика документов, и в случае отсутствия претензий по качеству, количеству, комплектности, ассортименту Покупатель подписывает в единой информационной системе УПД в электронном виде в течение 1 (одного) рабочего дня с момента окончания приемки Товара. Срок приемки Товара входит в срок поставки Товара. В случае привлечения эксперта, либо экспертной организации срок приемки Товара продлевается на срок проведения экспертизы. Документом о приёмке Товара является УПД, подписанный Сторонами в электронном виде в единой информационной системе в сфере закупок, либо УПД на бумажном носителе, подписанный Сторонами, в случаях, определённых пунктом 4.3 Контракта".
Таким образом, положениями аукционной документации Заказчиком предусмотрено электронное оформление документов о приемке поставленного товара в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Форма документа о приёмке в электронной форме, формируемого и подписываемого в ЕИС в рамках исполнения контракта, разработана по форме универсального передаточного документа (далее - УПД), приведенной в Письме ФНС России от 21.10.2013.
Учитывая вышеизложенное, условия об оформлении факта поставки товара путем подписания сторонами УПД. оформленного в соответствии с требованиями в Письма ФНС России от 21.10.2013, определенные Заказчиком в Проекте контракта, не противоречат требованиям к документам о приемке в электронном виде, подтверждающим факт исполнения контракта, заключенного между заказчиком и поставщиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью осуществления закупочной деятельности с одной стороны, и реализации товаров, работ, услуг, с другой стороны.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика в силу положений пункта 4.1. Руководства пользователя (ЛК Поставщика) (стр. 23), в рамках использования функциональных возможностей ЕИС пользователям (поставщикам/подрядчикам/исполнителям) для формирования /подписания доступны следующие документы:
- документ о приемке - документ с функцией документа о приемке товаров (выполнении работ), результатом которых является изменение финансового состояния передающей и принимающей стороны;
- счет-фактура и документ о приемке - документ с функцией счета-фактуры, используемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и функцией документа о приемке товаров (выполнении работ), результатом которых является изменение финансового состояния передающей и принимающей стороны;
- счет-фактура - документ с функцией счета-фактуры, используемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Порядок формирования документа о приемке в электронном виде в части определения вида формируемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке определен пунктом 4.1.7.1. Руководства пользователя (ЛК Поставщика) (стр. 80), согласно которому для формирования поставщиком документа о приемке с функцией счета-фактуры такому лицу необходимо во вкладке "Общая информация" формируемого структурированного электронного документа установить признак: "Включить формирование счета-фактуры в документе о приемке".
Данный порядок определения вида формируемого документа о приемке полностью согласуется с порядком формирования УПД, предусмотренного Письмом ФНС России от 21.10.2013, согласно которому форма УПД может быть использована только в качестве первичного документа для оформления вышеперечисленных фактов хозяйственной жизни (статус документа - "2") (Приложение N 2 "Перечень операций, для оформления которых может быть использована форма УПД).
Таким образом, функционал личного кабинета в ЕИС позволяет поставщику (подрядчику, исполнителю), в зависимости от применяемой последним системой налогообложения, сформировать как документ о приемке, являющимся первичным документом (статус 2), так и документ, объединяющий в себе первичный документ и счет- фактуру (статус 1).
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя о нарушении Заказчиком прав участника закупки путем определения условий об оформлении факта исполнения контракта, заключенного между заказчиком и поставщиком путем подписания сторонами УПД является необоснованным.
2. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 Закона о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В силу ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч. 2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
Таким образом, контракт по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.
В соответствии с возражениями Заказчика, поскольку реализация товаров, являющихся объектом закупки, не относится к числу операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также учитывая, тот факт, что участником закупки может быть любое лицо вне зависимости от применяемого им налогового режима, во избежание неопределенности в условиях заключаемого контракта в части НДС Заказчик включил в проект контракта следующие условия:
3.1. Цена настоящего Контракта составляет ___________ (________________ рублей ____ копеек), в том числе НДС -_____ % ________ (__________________ рублей ________копеек).
Цена Контракта является твердой и включает в себя стоимость Товара, упаковки, маркировки, доставки, погрузо-разгрузочных работ, налоги, сборы, таможенные пошлины и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в связи с исполнением Контракта.
3.2. Покупатель в любом случае выплачивает Поставщику, надлежащим образом выполнившему свои обязательства по Контракту, всю сумму, составляющую цену Контракта, или сумму, пропорциональную стоимости фактически выполненных обязательств Поставщика по Контракту, вне зависимости от применяемого Поставщиком налогового режима. Цена Контракта включает в себя сумму НДС по действующей ставке. В том случае, если Поставщик применяет режим упрощённой системы налогообложения или иной налоговый режим, не предусматривающий обязанности налогоплательщика по уплате НДС, Поставщик вправе по своему усмотрению действовать при исполнении Контракта любым законным образом, в том числе, в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации перечислить сумму НДС по настоящему Контракту в бюджет самостоятельно, либо вправе предложить Покупателю заключить дополнительное соглашение к Контракту об исключении из цены контракта НДС и уменьшении на соответствующую сумму цены Контракта.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в ответ на поступивший запрос даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, Заказчиком опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 14.01.2022 NРД1 следующего содержания:
"Согласно пункту 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) указание в проекте контракта цены, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ, предусматривающей освобождение лиц, применяющих специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, от уплаты НДС) и Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, поскольку начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована заказчиком без учета налога на добавленную стоимость, при направлении победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения документов (далее - УСН), подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчиком будет исключено указанное условие и внесены изменения в проект контракта в части дополнения условием "НДС не облагается" с указанием основания. Таким образом, контракт будет заключен по цене, предложенной победителем, применяющим УСН".
Указание Заказчиком в проекте контракта цены, включающей НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В силу буквального толкования пункта 5 статьи 173 НК РФ и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.
Обязанность поставщика выставлять счет-фактуру при исполнении контракта положениями проекта контракта не установлена, таким образом поставщик самостоятельно определяет формировать либо не формировать счет-фактуру при оформлении документов о приемке в рамках исполнения контракта.
Таким образом, обжалуемые Заявителем положения документации не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, налогового законодательства и антимонопольного законодательства и не нарушают права Заявителя.
В соответствии с п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
В связи с этим указание предприятием в проекте контракта цены, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ, предусматривающей освобождение лиц, применяющих специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, от уплаты НДС) и Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 8, 34, 59, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Новиковой Светланы Анатольевны необоснованной.
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2022 г. N 44-287/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022