Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N572 от 01.02.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Сибирский Центр Новых Технологий" (далее - Общество, ООО "СЦНТ", Поставщик) (ИНН 5402533576; ул. Гипсовая, дом 3, г. Новосибирск, 630001) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 17.08.2021 N Ф.2021.000256 на поставку дезинфицирующих средств (лот 3) (закупка N 0366200035621004191) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии посредством видеоконференцсвязи:
УСТАНОВИЛА:
01.02.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "СЦНТ" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта от 17.08.2021 N Ф.2021.000256, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (лот 3) (далее - Электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.08.2021 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 325 588,73 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в установленный срок поставить Заказчику дезинфицирующие средства (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, и с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту) к поставке необходим товар, обладающий следующими функциональными, техническими и качественными характеристиками:
N п/п |
Наименование товара и его качественные показатели |
Требуемое значение |
1 |
Средство дезинфицирующее |
|
1.1 |
Форма выпуска |
Порошок |
1.2 |
Состав: |
|
1.2.1 |
активатор перекиси |
Наличие |
1.2.2 |
перкарбонат натрия, % |
27 |
1.2.3 |
ПАВ |
Наличие |
1.3 |
Средство активно в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая возбудителей внутрибольничных инфекций, туберкулеза - тестировано на М.terrae DSM 43227), вирусов (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, Корсаки, ЕСНО, полиомиелита, аденовирусов, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS),герпеса и др.), грибов рода Candida, Trichophyton |
Наличие |
1.4 |
Средство предназначено для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий: постельного белья, одеял (байковые), полотенец, подкладных пеленок родильного дома, пеленок новорожденных, нательного белья, белья новорожденных, спецодежды обслуживающего персонала, столового и кухонного белья, текстильных средств уборки, - в том числе МОПов, и других изделий из хлопчатобумажных, льняных, искусственных, синтетических и смешанных волокон, в т.ч. загрязненных кровью, выделениями, другими биологическими субстратами и пищей, ручным способом в концентрации не более 0,5% и в процессе машинной стирки в профессиональных и бытовых стиральных машинах любого типа, в том числе с дозирующими устройствами, в ЛПУ различного профиля, включая службы родовспоможения, в т.ч. неонатальные центры, инфекционные больницы и отделения в дозировке от 50г до 75г на 5 кг белья. |
наличие |
1.5 |
Средство обладает выраженными моющими и отбеливающими свойствами в соответствии с ГОСТ 25644, ГОСТ Р 52488, эффективно удалять пятна крови и других белковых загрязнений, следы от пищи, способствовать восстановлению цвета белья, в том числе белого, не обесцвечивать цветные ткани |
Наличие |
1.6 |
Упаковка |
мешок |
1.7 |
Объем, кг |
10 |
В пункте 3.1 Контракта установлено, что Поставщик гарантирует качество и безопасность товара в соответствии с действующими стандартами, утвержденными на данный вид товара, и наличием сертификатов, обязательных для данного вида товара, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Качество товара, поставляемого Заказчику в соответствии с Техническим заданием, должно соответствовать законодательству Российской Федерации и настоящему Контракту.
В соответствии с разделом 4 "ПОРЯДОК И СРОКИ ПОСТАВКИ" Контракта
срок поставки товара: с момента заключения контракта по 20.12.2021.
Поставка товара осуществляется отдельными партиями, в течение 10 (десяти) дней со дня направления заказчиком заявки в адрес поставщика. По согласованию с поставщиком, в случае возникновения срочной потребности, поставка осуществляется в течение трех дней со дня направления заказчиком соответствующей заявки. По запросу заказчика возможна единовременная поставка товара.
Поставка товара осуществляется с выполнением погрузо-разгрузочных работ. Упаковка товара и грузовая тара должны обеспечивать сохранность товара, исключить его порчу и уничтожение при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и хранении. Поставщик должен уведомить Заказчика о времени и дате поставки товара телефонограммой или по факсимильной связи.
Поставщик осуществляет поставку товара (партии товара) по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова, д. 1д.
Разделом 6 "Обязанности сторон" Контракта установлено следующее:
" 6.1. Поставщик по настоящему Контракту вправе:
6.1.1. Требовать своевременной оплаты принятого заказчиком товара.
6.1.2. Осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. Обязанности поставщика:
6.2.1. Осуществить поставку товара в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
6.2.2. В срок, установленный в письменном запросе заказчика, предоставлять информацию о ходе исполнения принятых на себя обязательств.
6.2.3. В целях организации экспертизы товара и его приемки, уведомить Заказчика о готовности к передаче товара не позднее, чем за 2 (два) календарных дня до момента его доставки к месту поставки.
6.2.4. Предоставить надлежаще оформленные документы, предусмотренные пунктом 5.5. раздела 5 настоящего контракта.
6.2.5. Устранить за свой счет все выявленные недостатки, в том числе скрытые, поставленного товара.
6.2.6. Компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы, в соответствии с пунктом 5.6. раздела 5 настоящего контракта, расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика, в случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества.
6.2.7. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом и действующим законодательством.
6.3. Заказчик по настоящему Контракту вправе:
6.3.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения принятых им обязательств, а также своевременного устранения выявленных недостатков.
6.3.2. Требовать от Поставщика предоставления надлежаще оформленных документов, подтверждающих исполнение принятых им обязательств.
6.3.3. Привлекать экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества и т.п., для участия в приемке товара.
6.3.4. Контролировать ход поставки товара, соблюдение срока поставки, проверять соответствие товара условиям настоящего контракта, Спецификации и Техническому заданию.
6.3.5. При обнаружении недостатков товара, требовать их устранения. Требование подлежит обязательному выполнению поставщиком.
6.3.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
6.3.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта провести экспертизу поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
6.3.8. При неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, осуществить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустоек (штрафов, пеней), которые предусмотрены разделом 8 настоящего контракта.
6.3.9. Осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.4. Заказчик по настоящему Контракту обязан:
6.4.1. При надлежащем извещении поставщиком о факте произведенной поставки товара организовать и произвести его прием.
6.4.2. Произвести оплату в соответствии с пунктом 2.4. раздела 2 настоящего контракта.
6.4.3. Провести экспертизу поставленного товара для проверки его соответствия условиям контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
6.4.4. Перечислить денежные средства, внесенные поставщиком на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с пунктом 7.5 контракта, частью 7.2 и частью 7.3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, при условии надлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту. При этом срок возврата заказчиком поставщику таких денежных средств не должен превышать 15 (пятнадцать) дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
6.4.5. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
6.4.7. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом и действующим законодательством.".
Согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям представителя Заказчика, по состоянию на 20.12.2021 Обществом не поставлен товар, соответствующий условиям Контракта.
Из представленной Учреждением и Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
24.11.2021 Поставщиком по заявке Заказчика была поставлена партия товара по Контракту.
Учреждением была проведена внутренняя документарная экспертиза поставленного Обществом товара в части соответствия такого товара условиям Контракта, по результатам которой 26.11.2021 Заказчиком составлен Мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи партии товара от 24.11.2021 г. N Б/Н (далее также Мотивированный отказ).
Из Мотивированного отказа следует, что поставленный Обществом товар не соответствует условиям Контракта по следующим основаниям:
N п/п |
Наименование товара и его качественные показатели |
Требуемое значение |
Согласно ИНСТРУКЦИЯ N 2/20 взамен инструкции 2/18 по применению средства дезинфицирующего "SanProfiR" |
1. |
Средство дезинфицирующее |
|
|
1.1. |
Форма выпуска |
Порошок |
Порошок |
1.2. |
Состав: |
|
|
1.2.1. |
активатор перекиси |
Наличие |
активатор перекисных соединений |
1.2.2. |
перкарбонат натрия, % |
27 |
перкарбонат натрия (27%) |
1.2.3. |
ПАВ |
Наличие |
ПАВ |
1.3. |
Средство активно в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая возбудителей внутрибольничных инфекций, туберкулеза - тестировано на М.terrae DSM 43227), вирусов (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, Корсаки, ЕСНО, полиомиелита, аденовирусов, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS), герпеса и др.), грибов рода Candida, Trichophyton |
Наличие |
Соответствие |
1.4. |
Средство предназначено для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий: постельного белья, одеял (байковые), полотенец, подкладных пеленок родильного дома, пеленок новорожденных, нательного белья, белья новорожденных, спецодежды обслуживающего персонала, столового и кухонного белья, текстильных средств уборки, - в том числе МОПов, и других изделий из хлопчатобумажных, льняных, искусственных, синтетических и смешанных волокон, в т.ч. загрязненных кровью, выделениями, другими биологическими субстратами и пищей, ручным способом в концентрации не более 0,5% и в процессе машинной стирки в профессиональных и бытовых стиральных машинах любого типа, в том числе с дозирующими устройствами, в ЛПУ различного профиля, включая службы родовспоможения, в т.ч. неонатальные центры, инфекционные больницы и отделения в дозировке от 50г до 75г на 5 кг белья. |
Наличие |
Не соответствие Пункт 3.3.инстукции - Дезинфекцию, стирку и отбеливание текстильных изделий в процессе механизированной стирки проводят в соответствии с режимами, приведенными в табл.З и 4 1) 23 грамма на 1 кг белья потребуется для дезинфекции текстильных изделий, имеющих незначительные органические загрязнения, при бактериальных (включая туберкулез), грибковых (кандидозы) и вирусных инфекциях в процессе механизированной стирки (таблица 3) данной инструкции. Из этого следует, что для дезинфекции 5 кг белья потребуется - 115 грамм. Согласно технического задание конкурсной документации расход средства должен быть 50г -75г на 5 кг белья. Значит, участник предлагает к поставке средство с худшими характеристиками, несоответствующие техническим характеристикам подписанного контракта. 2) 12 гр +23 гр на 1 кг для дезинфекции текстильных изделий, загрязненные кровью или другими органическими загрязнениями, при бактериальных (включая туберкулез), грибковых (кандидозы) и вирусных инфекциях в процессе механизированной стирки (таблица 4) данной инструкции. Из этого следует, что для дезинфекции 5 кг белья потребуется 175 грамм. Согласно технического задание конкурсной документации должно быть 50 - 75 гр на 5 кг белья. Значит, участник предлагает к поставке средство с худшими характеристиками, несоответствующие техническим характеристикам подписанного контракта. |
1.5. |
Средство обладает выраженными моющими и отбеливающими свойствами в соответствии с ГОСТ 25644, ГОСТ Р 52488, эффективно удалять пятна крови и других белковых загрязнений, следы от пищи, способствовать восстановлению цвета белья, в том числе белого, не обесцвечивать цветные ткани |
Наличие |
Соответствие |
1.6. |
Упаковка |
Мешок |
Соответствие |
1.7. |
Объем, кг |
10 |
Соответствие |
Также в Мотивированном отказе Заказчик требует в течение 10 дней с момента получения Поставщиком мотивированного отказа устранить выявленные недостатки товара и поставить товар, соответствующий условиям Контракта. Кроме этого, Учреждение указывает Обществу на то, что в случае не устранения Поставщиком выявленных нарушений товара, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
01.12.2021 Общество направило в адрес Заказчика письмо исх.N 4 и отзыв на Мотивированный отказ, в которых сообщило о неправильном толковании Заказчиком инструкции по применению дезинфицирующего средства "SanProfiR" N 2/20 (далее - Инструкция), поставленного Обществом в рамках исполнения Контракта. В частности, Поставщик указал на фактическое соответствие характеристик дезинфицирующего средства "SanProfiR", содержащихся в инструкции по его применению, положениям спорного подпункта 1.4 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту):
N п/п |
Наименование товара и его качественные показатели |
Требуемое значение |
Согласно ИНСТРУКЦИЯ N 2/20 взамен инструкции 2/18 по применению средства дезинфицирующего "SanProfiR" |
1. |
Средство дезинфицирующее |
|
|
1.4. |
Средство предназначено для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий: постельного белья, одеял (байковые), полотенец, подкладных пеленок родильного дома, пеленок новорожденных, нательного белья, белья новорожденных, спецодежды обслуживающего персонала, столового и кухонного белья, текстильных средств уборки, - в том числе МОПов, и других изделий из хлопчатобумажных, льняных, искусственных, синтетических и смешанных волокон, в т.ч. загрязненных кровью, выделениями, другими биологическими субстратами и пищей.
Ручным способом в концентрации не более 0,5%
и в процессе машинной стирки в профессиональных и бытовых стиральных машинах любого типа, в том числе с дозирующими устройствами, в ЛПУ различного профиля, включая службы родовспоможения, в т.ч. неонатальные центры, инфекционные больницы и отделения
в дозировке от 50г до 75г на 5 кг белья. |
Соответствие |
Средство предназначено для использования в прачечных (больничных, городских, специализированных) для одновременной стирки, обеззараживания и отбеливания текстильных изделий (больничного, постельного и нательного белья, байковых одеял, полотенец, подкладных пеленок ( в т. ч. пеленок новорожденных), спецодежды обслуживающего персонала, столового и кухонного белья, текстильных расходных материалов для уборки - мопов, салфеток из различных тканей, в т.ч. загрязненных кровью, выделениями ( в т.ч. моча, мокрота, фекалии, рвотные массы, околоплодные воды и другими биологическими субстратами, а также пищей.
Ручным способом в концентрациях от жесткости воды 0,46 до 0,65 % (таблица 1)
для дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий из хлопчатобумажных тканей, льняных, искусственных, синтетических и смешанных волокон, допускающих стирку при температуре 40- 60оС и выше способом замачивания с последующей ручной стиркой в том же растворе или в стиральных машинах; механизированным способом в стиральных машинах любого типа, в т.ч. барьерных и туннельных, в медицинских организациях (больниц (в т.ч. инфекционных), фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, родовспомогательных учреждений, отделений новорожденных, неонатальных центров и отделений.
дозирование дезинфицирующего средства "SanProfiR" в зависимости от жесткости воды, для механизированного способа применения (масса средства исходя из жесткости воды на 5 кг сухого белья) от 46 до 65 гр (таблица 2). |
Кроме того, Общество в своем отзыве указывает, что Заказчику поставлен товар в соответствии с техническим заданием Контракта, обладающий улучшенными потребительскими характеристиками; в состав поставленного товара в качестве действующих веществ входит не только активный кислород (перкарбонат натрия), но и надуксусная кислота, которая только повышает качество дезинфекции; описанные в инструкции количественные характеристики товара подтверждают, что расход средства соответствует заявленным параметрам. Общество предлагает Заказчику подробнее изучить Инструкцию по применению поставленного дезинфицирующего средства и факты, изложенные в отзыве, а также просит осуществить подписание акта приемки-передачи.
06.12.2021 Учреждением в адрес Общества направлено письмо (исх.N 0139), в котором Заказчик сообщил о том, что при проведении документарной экспертизы комиссией Заказчика проверялось соответствие характеристик поставленного Обществом товара на предмет соответствия требованиям Контракта, в том числе была изучена Инструкция, представленная Поставщиком.
Как указывает Заказчик, по убеждению комиссии Заказчика, алгоритм применения средства "SanProfiR" для целей совмещенного процесса стирки, отбеливания и дезинфекции белья механизированным способом изложен в разделе 3 Инструкции "Применение средства", о чем имеется четкое указание в Инструкции в виде "Дезинфекцию, стирку и отбеливание (далее дезинфекцию) текстильных изделий в процессе механизированной стирки проводят в соответствии с режимами, приведенными в табл.3 и 4" (пункт 3.3 Инструкции).
Как утверждает Учреждение, согласно пункту 3.2. Инструкции "Дезинфекцию белья, имеющего незначительные загрязнения, проводят способом замачивания в соответствии с концентрациями, указанными в таблице 1", что, с точки зрения Заказчика, свидетельствует в пользу того, что таблица 1 предусматривает режимы только дезинфекции.
Проанализировав положения пункта 3.3. Инструкции, а также наименования таблиц 3 и 4 Инструкции, согласно которым поименованы: "Режимы дезинфекции растворами средства "SanProfiR" текстильных изделий, имеющих незначительные органические загрязнения, при бактериальных (включая туберкулез), грибковых (кандидозы) и вирусных инфекциях в процессе механизированной стирки" и "Режимы дезинфекции растворами средства "SanProfiR" текстильных изделий, загрязненные кровью или другими органическими загрязнениями, при бактериальных (включая туберкулез), грибковых (кандидозы) и вирусных инфекциях в процессе механизированной стирки", комиссия Учреждения по приемке товаров (работ и услуг) пришла, с позиции Заказчика, к правомерному выводу, что исключительно данные режимы рассчитаны на дезинфекцию, стирку и отбеливание загрязненного белья (органические загрязнения, бактериальные, грибковые и вирусные инфекции).
Заказчик также в вышеприведенном письме сообщает, что в Инструкции не содержится указаний, для каких целей применяется дозирование дезинфицирующего средства в пропорциях, указанных в таблице 2 раздела 2 Инструкции "Применение растворов средства". С точки зрения Учреждения, наименование раздела 2 Инструкции "Применение растворов средства" в совокупности с наименованием таблиц 1 и 2 указывает на использование таких режимов исключительно для дезинфекции белья (не имеющего значительных загрязнений), а не для совмещенного процесса дезинфекции, стирки, отбеливания.
В ответ на письмо Заказчика от 06.12.2021 N 0139 Обществом направлены 10.12.2021 дополнительные пояснения о целях использования дезинфицирующего средства "SanProfiR" с приложением методики применения дезинфицирующего средства "SanProfiR" на основании Инструкции.
16.12.2021 Общество направило в адрес Заказчика запрос на предоставление информации (исх.N 6), в котором просило предоставить нормативную документацию, принятую в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, на основании которой Заказчиком были установлены требования, касающиеся технических и функциональных характеристик товара, а именно: "Средство предназначено для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий _ и в процессе машинной стирки в профессиональных и бытовых стиральных машинах любого типа, в том числе с дозирующими устройствами, в ЛПУ различного профиля, включая службы родовспоможения, в т.ч. неонатальные центры, инфекционные больницы и отделения в дозировке от 50г до 75г на 5 кг белья.".
На данный запрос Общества Заказчиком 27.12.2021 был дан ответ, в котором последний сообщил о том, что ООО "СЦНТ" приняло участие в электронном аукционе и стало его победителем и на этапе участия в Закупке у Поставщика отсутствовали вопросы относительно технических и функциональных характеристик товара. В связи с данными обстоятельствами, Заказчик не имеет правовых основания для дачи разъяснений положений документации о Закупке.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2. Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров;
- если Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
В связи с тем, что Общество, по мнению Заказчика, в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту, 20.12.2021 Учреждением принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
ООО "СЦНТ" в материалы дела представлены возражения на обращение Заказчика, в которых Общество, среди прочего указывает на то, что Учреждением не был соблюден порядок расторжения Контракта, а именно - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не было направлено в адрес Общества почтовым отправлением и не было размещено в единой информационной системе в разделе "Реестр контрактов, заключенных заказчиками".
Относительно вышеприведенных возражений Общества, Комиссией установлено следующее.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 22.12.2021 было направлено Заказчиком ООО "СЦНТ" способами, указанными в части 12 статьи 95 Закона, в том числе заказным отправлением с уведомлением о вручении (РПО 30004064017821). (Согласно информации, содержащейся на официальном сайте АО "Почта России", указанное почтовое отправление по состоянию на момент заседания Комиссии Обществом не получено).
Следует отметить, что единая информационная система в сфере закупок включает в себя различные разделы, каждый из которых имеет свое назначение и содержание, свой определенный набор функций пользователя (набор конкретных действий, которые должен осуществлять пользователь в соответствующем разделе сайта), порядок и последовательность размещения соответствующих документов и сведений. При этом функционал единой информационной системы в сфере закупок и правила ее ведения предусматривают необходимость размещения в каждом разделе единой информационной системы в сфере закупок лишь строго определенных документов и сведений для реализации положений Закона.
Раздел "Дополнительная информация о контрактах" единой информационной системы в сфере закупок был реализован в рамках версии 4.2 Официального сайта, введенной в эксплуатацию 07.03.2014.
Во исполнение требований части 12 статьи 95 Закона была реализована техническая возможность размещения решений об одностороннем отказе от исполнения контракта в разделе "Дополнительная информация о контрактах" единой информационной системы в сфере закупок.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 20.12.2021 и с соблюдением требований Закона 22.12.2021 размещено Учреждением в разделе "Дополнительная информация о контрактах" единой информационной системы в сфере закупок.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом Заказчиком решении Учреждением соблюдены.
Из документов, представленных на заседание Комиссии, а также пояснений представителя Учреждения установлено, что Решение, направленное по почте ООО "СЦНТ", последним не получено, в связи с чем Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Общества дату по истечении тридцати дней с даты размещения указанного решения в единой информационной системе.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Также в своих возражениях Поставщик указывает на следующее.
07 сентября 2021 года посредством электронной почты сотрудником Заказчика у Общества была запрошена инструкция на товар, поставляемый в рамках Контракта.
07 сентября 2021 года в ответ на запрос Общество направило в адрес Заказчика по электронной почте Инструкцию N 2/20 взамен инструкции 2/18 по применению средства дезинфицирующего "SanProfiR" от 18.11.2020 и сертификат соответствия на товар.
Ответа от Заказчика на направленную Обществом информацию не последовало.
26 октября 2021 года на электронную почту представителя Заказчика был направлен запрос с целью уточнения информации о направлении заявки на поставку товара в адрес Поставщика.
После чего представитель Заказчика в рамках телефонного разговора сообщил Обществу о том, что товар необходимо поставить в период с 19 ноября по 24 ноября 2021 года.
Во исполнение данных требований 13 ноября 2021 года товар в полном объеме и пакет документов, предусмотренных пунктами 3.3. и 5.5. Контракта, отправлены Заказчику транспортной компанией ПЭК; 18 ноября 2021 года товар и пакет документов были доставлены в г. Тула; 24 ноября 2021 года были приняты Заказчиком.
26 ноября 2021 года Заказчик направил Мотивированный отказ ввиду того, что, по мнению Учреждения, Поставщик предлагает к поставке товар с худшими характеристиками, не советующими техническим характеристикам, предусмотренным Контрактом, и предъявил требование поставить в кратчайшие сроки товар соответствующего качества.
01 декабря 2021 года в адрес Заказчика в ответ на Мотивированный отказ Обществом направленно письмо (исх. N 4) с подробными комментариями к положениям Инструкции, с отсылкой на ее пункты, подтверждающие тот факт, что товар полностью соответствует требованиям технического задания Контракта.
06 декабря 2021 года Заказчик вновь направил письмо (N 0139) о несоответствии поставленного товара положениям Контракта; также Учреждение указанным письмом запросило дополнительные документы, поясняющие цели использования товара.
10 декабря 2021 года Общество направило письмо (N 5) с приложением, методики применения дезинфицирующего средства "SanProfiR" на основании инструкции по применению 2/20 от 18.11.2020, в которой указаны, в частности дозировки расходования дезинфицирующего средства при механизированном способе применения в зависимости от жесткости воды (таблица 2. Инструкции).
Данное письмо Заказчиком было оставлено без ответа, указанные в письме Поставщика пояснения относительно Инструкции Заказчиком во внимание не приняты.
Таким образом, Общество указывает, что оно предприняло все возможные и зависящие от него и меры, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту, в частности поставило товар в нужном количестве, в установленные сроки и соответствующего качества, предусмотренного Контрактом.
Представитель Общества на заседании Комиссии поддержал позицию, изложенную в возражениях, просил информацию об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Из содержания Решения следует, что Общество поставило Заказчику товар, характеристики которого не соответствуют требованиям Технического задания Контракта. В связи с чем, Учреждением в адрес Поставщика был направлен Мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи партии товара от 24.11.2021 г. N Б/Н от 26.11.2021 с требованием поставить товар, соответствующий условиям Контракта. Так как товар, соответствующий условиям Контракта, поставщиком поставлен не был, Учреждением принято Решение.
Как прямо следует из Мотивированного отказа, Заказчик, изучив инструкцию на дезинфицирующее средство "SanProfiR", в частности положения пункта 3.3, пришел к выводу, что дозирование такого средства в процессе механизированной стирки не соответствует условиям Контракта и является ухудшенной характеристикой по сравнению с требуемой.
Вместе с этим, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
На основании поступившего заявления общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Центр Новых Технологий" (вх. N 412 от 25.01.2022) Тульским УФАС России было возбуждено производство по делу N 071/06/99-81/2022.
В ходе рассмотрения заявления Общества, Управлением были установлены следующие обстоятельства.
Учреждением при формировании документации о Закупке (для обоснования начальной (максимальной) цены контракта и подготовки технической части документации) был произведен анализ рынка дезинфицирующих средств.
Для обоснования установленных требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам необходимого к поставке товара при описании объекта закупки Заказчиком использовался следующий товар: средство дезинфицирующее "Дезолвер Клин" производства ООО "Полисепт", средство дезинфицирующее "Миродез клин" производства ООО "Мир Дезинфекции".
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливались Заказчиком в пункте 2 "Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)" технического задания документации о Закупке, исходя из инструкций по применению вышеуказанных дезинфицирующих средств, имеющихся в Учреждении.
В рамках рассмотрения дела N 071/06/99-81/2022 Заказчиком в материалы дела представлены: инструкция по применению средства дезинфицирующего "Дезолвер Клин" и инструкция по применению средства дезинфицирующего "Миродез клин".
Анализ инструкций по применению средств дезинфицирующеих "Дезолвер Клин", "Миродез клин" показал, что на основании пунктов 1.4 вышеприведенных инструкций средства дезинфицирующие "Дезолвер Клин", "Миродез клин" предназначены для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий: постельного белья, одеял (байковые), полотенец, подкладных пеленок родильного дома, пеленок новорожденных, нательного белья, белья новорожденных, спецодежды обслуживающего персонала, столового и кухонного белья, текстильных средств уборки, в том числе МОПов, и других изделий из хлопчатобумажных, льняных, искусственных, синтетических и смешанных волокон, в т.ч. загрязненных кровью и другими биологическими выделениями (мокрота, моча, фекалии, рвотные массы, околоплодные воды и пр.) и пищей, ручным способом и в процессе машинной стирки в профессиональных и бытовых стиральных машинах любого типа, в том числе с дозирующими устройствами, в медицинских организациях (МО) различного профиля, включая службы родовспоможения, в т.ч. неонатальные центры, инфекционные больницы и отделения.
Разделами 2 указанных инструкций по применению дезинфицирующих средств определен следующий порядок приготовления рабочих растворов и дозирование средства:
2.1. При применении средства дезинфицирующего ручным способом рабочий раствор средства готовят в емкостях из любого материала путем добавления соответствующих количеств средства к воде (таблица 1).
Рабочий раствор готов к использованию после полного растворения гранул порошка. Перемешивание ускоряет процесс растворения порошка.Таблица 1
Приготовление рабочего раствора
Концентрация рабочего раствора, (%), по препарату |
Количество средства (г) и воды (мл), необходимые для приготовления: |
|||
1 л раствора |
10 л раствора |
|||
средство |
вода |
средство |
вода |
|
0,5 |
5,0 |
995,0 |
50 |
9950 |
Инструкциями по применению дезинфицирующих средств предусмотрено, в том числе, что дозирование таких средств для применения в стиральных машинах осуществляется в зависимости от жесткости воды (таблица 2) (пункт 2.2 Инструкций).
Таблица 2
Дозирование средства в зависимости от жесткости воды
Жесткость воды |
Масса средства на 5 кг сухого белья, г |
Мягкая вода |
50 |
Вода средней жесткости |
60 |
Жесткая вода |
75 |
При этом в инструкциях по применению дезинфицирующих средств уточняется, что в зависимости от загрязненности белья дозировка порошка может быть увеличена в 1,5 - 2 раза, а также содержится информация о способах применении средства для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания в зависимости от степени и вида загрязнения белья, в том числе от вида соответствующих инфекционных заболеваний.
Анализ положений технического задания документации о Закупке, положений инструкций по применению дезинфицирующих средств, положенных Учреждением в основу требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам требуемого к поставке товара, установленных в описании объекта закупки, позволил Управлению прийти к следующим выводам.
Приведенное Учреждением в подпункте 1.4 пункта 2 "Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)" технического задания документации о Закупке требование к дозированию приобретаемого средства дезинфицирующего - "от 50г до 75г на 5 кг белья" с требуемым значением "Наличие", в совокупности с указанием на назначение закупаемого средства "для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий в процессе машинной стирки", применительно к положениям вышеуказанных инструкций, поставлено Заказчиком в зависимость от жесткости воды.
В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) Обществом предложено к поставке средство дезинфицирующее "SanProfiR". Данное средство было доставлено Обществом Заказчику 24.11.2021.
В материалы дела Обществом представлена Инструкция на поставленный Заказчику товар.
В разделе 1 "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ" Инструкции предусмотрено, что средство "SanProfiR" предназначено для использования в прачечных (больничных, городских, специализированных) для одновременной стирки, обеззараживания и отбеливания текстильных изделий (больничного, постельного и нательного белья, байковых одеял, полотенец, подкладных пеленок ( в т.ч. пеленок новорожденных), спецодежды обслуживающего персонала, столового и кухонного белья, текстильных расходных материалов для уборки - мопов, салфеток из различных тканей, в т.ч. загрязненных кровью, выделениями ( в т.ч. моча, мокрота, фекалии, рвотные массы, околоплодные воды и другими биологическими субстратами, а также пищей) из медицинских организаций (больниц (в т.ч. инфекционных), поликлиник, реабилитационных центров, медицинских многопрофильных центров, медсанчастей и медпунктов, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, родовспомогательных учреждений, отделений новорожденных, неонатальных центров и отделений, детских стационаров, диспансеров, госпиталей, стоматологических клиник и отделений, эндоскопических и колоноскопических отделений, смотровых кабинетов, перевязочных, кабинетов амбулаторного приема, отделений интенсивной терапии и реанимации, ожоговых центров, центров по трансплантации органов, донорских пунктов, станций переливания крови, скорой помощи, медицинских комплексов передвижного типа), предприятий коммунально-бытового обслуживания (гостиницы, общежития, хостелы), организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( в т.ч. школьных и дошкольных, включая лагеря и детские сады), социального обеспечения любого профиля ( включая дома ветеранов, санатории, профилактории, курорты, пансионаты и дома отдыха), пенитенциарных учреждений, организаций общественного питания, организаций обслуживания населения (прачечные, бани, сауны, парикмахерские и т.п.) объектов железнодорожного и водного транспорта, воинских частей, объектов инфраструктуры министерства обороны, чрезвычайных ситуаций и иными ведомствами, оказывающими услуги неограниченному кругу лиц, а также населением в быту.
Разделом 2 "ПРИМЕНЕНИЕ РАСТВОРОВ СРЕДСТВА" Инструкции определен следующий порядок приготовления рабочих растворов и дозирование средства:
2.1. Приготовление рабочих растворов средства для ручной стирки белья проводят следующим образом: в ёмкость из любого типа материала засыпают необходимое количество средства, добавляют воду и размешивают до полного растворения.
Приготовление рабочих растворов средства при механизированной обработке производят путем засыпания необходимых количеств средства в приемные отделения лотков машины перед включением режима стирки.
Приготовление рабочего раствора дезинфицирующего средства "SanProfiR"
Таблица 1
Концентрация рабочего раствора, (%), по |
|
Количество средства в (г) и воды (мл), необходимое для приготовления |
||||||
препарату, |
в |
|
1 литра раствора |
|
5 литров раствора |
|||
зависимости от жесткости воды |
|
средство |
|
вода |
|
средство |
вода |
|
Мягкая вода |
4,6 |
995,4 |
23,0 |
4977,00 |
||||
Вода средней жесткости |
5,6 |
994,4 |
28,0 |
4972,0 |
||||
Жесткая вода |
6,5 |
993,5 |
32,5 |
4967,5 |
Дозирование дезинфицирующего средства "SanProfiR" в зависимости от жесткости воды, для механизированного способа применения.
Таблица 2.
Жесткость воды |
Масса средства, (г) /5 кг сухого белья |
Мягкая вода |
46 |
Вода средней жесткости |
56 |
Жесткая вода |
65 |
Установление необходимого расхода средства производится потребителем самостоятельно в зависимости от степени загрязнения белья, типа стиральной машины и качества воды на конкретном предприятии и может быть увеличен. Максимальное увеличение не должно превышать 2-х кратной дозы.
Разделом 3 "ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВА" Инструкции предусмотрено следующее:
Средство применяют для дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий из хлопчатобумажных тканей, льняных, искусственных, синтетических и смешанных волокон, допускающих стирку при температуре 40-60оС и выше способом замачивания с последующей ручной стиркой в том же растворе или в стиральных машинах; механизированным способом в стиральных машинах любого типа, в т.ч. барьерных и туннельных. Перед началом дезинфекции, стирки и отбеливания тканей необходимо удостовериться в возможности применения заданных температурных режимов на основании сведений, указанных на ярлыках изделий.
_
Дезинфекцию, стирку и отбеливание (далее дезинфекцию) текстильных изделий в процессе механизированной стирки проводят в соответствии с режимами, приведенными в табл.3 и 4.
Режимы дезинфекции растворами средства "SanProfiR" текстильных изделий, имеющих незначительные органические загрязнения, при бактериальных (включая туберкулез), грибковых (кандидозы) и вирусных инфекциях в процессе механизированной стирки.
Таблица 3
Вид инфекции |
Этапы обработки |
Количество средства, г/кг сухого белья, в зависимости от жесткости воды |
Температура стирки, 0С |
Время обеззараживания, мин |
Бактериальные (кроме туберкулеза), вирусные, кандидозы |
Основная стирка |
23,0; 28, 0; 32,0 |
40-60* |
20 |
Туберкулез |
Основная стирка |
23,0; 28,0; 32,0 |
60-90* |
20 |
Режимы дезинфекции растворами средства "SanProfiR" текстильных изделий, загрязненные кровью или другими органическими загрязнениями, при бактериальных (включая туберкулез), грибковых (кандидозы) и вирусных инфекциях в процессе механизированной стирки.
Таблица 4
Вид инфекции |
Этапы обработки |
Количество средства, г/кг сухого белья, в зависимости от жесткости воды |
Температура стирки, оС |
Время обеззараживания, мин |
Бактериальные (кроме туберкулеза), вирусные, кандидозы |
Предварительная стирка |
12,0 |
30* |
30 |
Основная стирка |
23,0; 28,0; 32,0 |
40-60* |
20 |
|
Туберкулез |
Предварительная Стирка |
12,0 |
30* |
30 |
Основная стирка |
23,0; 28,0; 32,0 |
60-90* |
20 |
Таким образом, из прямого прочтения инструкции на дезинфицирующее средство "SanProfiR" становится очевидным, что производитель такого средства разделяет режимы дозирования средства, в том числе дв процессе механизированной стирки, в зависимости от жесткости воды, а также в зависимости от степени загрязнения белья и вида загрязнения, включая различные виды инфекций.
Как было отражено выше, согласованное сторонами Контракта в подпункте 1.4 пункта 2 "Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)" технического задания (Приложение N 2 к Контракту) требование к дозированию приобретаемого средства дезинфицирующего - "от 50г до 75г на 5 кг белья" со значением "Наличие", в совокупности с указанием на назначение закупаемого средства "для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий" в процессе машинной стирки поставлено в зависимость от жесткости воды.
Конкретные показатели дозировки дезинфицирующего средства в зависимости от степени загрязнения белья и вида загрязнения, включая различные виды инфекций, в пункте 2 "Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)" технического задания (Приложение N 2 к Контракту) не указаны.
При этом сведения о дозировании дезинфицирующего средства "SanProfiR" для механизированного способа применения, приведенные в Таблице 2 раздела 2 Инструкции, в полной мере соотносятся с условиями Контракта.
В связи с чем, Комиссия приходит к заключению, что Мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи партии товара от 24.11.2021 г. N Б/Н от 26.11.2021 с выводами, положенными в его основу, является преждевременным, не основанным на фактических обстоятельствах, в связи с чем Комиссия не может прийти к заключению, что у Заказчика имелись достаточные основания для принятия Решения.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара, а так же о соответствии характеристик, качества поставляемого товара требованиям, предъявляемым заказчиком, является существенным для договора поставки.
Однако, в рассматриваемом случае, факт поставки Обществом товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара Комиссией не установлен и опровергается представленными в материалы дела документации и сведениями.
По основаниям, изложенным выше, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях Общества существенного нарушения условий Контракта с учетом положений статьи 523 ГК РФ.
Следовательно, учитывая положения подпункта "б" пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным учреждением здравоохранения Тульской области "Тульский областной перинатальный центр" (вх. N572 от 01.02.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Центр Новых Технологий" (ИНН 5402533576; ул. Гипсовая, дом 3, г. Новосибирск, 630001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 8 февраля 2022 г. N 071/06/104-100/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2022