Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: . - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: . - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, . - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика - МБУ ДО Детская школа искусств N3 "Глазовчанка" о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Экизпро" (ИНН 9729300224) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона Nзз-28730 - 2021 "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Карла Маркса, д.17 (номер извещения в ЕИС - 0813500000121009614, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по видеоконференцсвязи в присутствии:
представители Заказчика - МБУ ДО Детская школа искусств N3 "Глазовчанка" (далее - Заказчик): .. (доверенность N05-02/01-12 от 04.02.2022), . (доверенность N05-02/01-12 от 04.02.2022),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение): . (доверенность N10-юр от 30.12.2021),
в отсутствие:
представителя ООО "Экизпро" (далее - Общество), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
21.07.2021 Уполномоченное учреждение - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении Аукциона.
Дата проведения Аукциона 30.07.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 500 000,00 рублей.
Согласно протокола рассмотрения заявок участников закупки от 29.07.2021 на участие в Аукционе подали 5 заявок, все заявки участники допущены до участия в Аукционе.
Согласно протокола подведения итогов от 30.07.2021 5 участников приняли участие в Аукционе, их заявки признаны соответствующими требованиям документации и извещения, победителем определён ООО "Экизпро".
10.08.2021 между Заказчиком и Обществом заключен контракт (далее - Контракт, реестровый номер контракта - 3182900975121000001).
Цена контракта составила 992 500,00 рублей.
29.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Общество не выполнило работы, предусмотренные п. 1.1 Контракта, а также нарушило установленные Контрактом сроки выполнения работ, предусмотренные п.п. 3.1. Контракта.
30.12.2021 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе.
29.12.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, а также направлено Заказчиком в адрес Подрядчика по средствам почты России с уведомление о вручении.
16.01.2022 Решение получено Обществом, согласно отчету об отслеживании отправлений (почтовый идентификатор 42762865001344).
27.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Представитель Заказчика представил в материалы дела письменные пояснения, на заседании Комиссии пояснил, что Подрядчик не приступил к выполнению принятых на себя обязательств по контракту, в связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Общество направили в дело письменные пояснения в которых указало, что просрочка исполнения обязательств по контракту допущена в связи с тем, что инженер, осуществляющий указанные функции в период исполнения контракта, был госпитализирован и длительное время находился в стационаре. После выздоровления принято решение об освобождении его от занимаемой должности. Поскольку Подрядчик находится в Москве, исполнения обязательств по Контракту не представляется возможным, поскольку Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N12-УМ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности, а сложившая ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества выразившееся в следующем.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта "Подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Карла Маркса, д.17 (далее - Объект), в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в Задании на проектирование (Приложение N 1 к Контракту), в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работы. Место выполнения работ: по месту нахождения Подрядчика. Место нахождения Объекта: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Карла Маркса, д.17".
Согласно пункту 1.3 Контракта "Результатом выполненной работы по Контракту является разработанная Подрядчиком в соответствии с действующим законодательством, согласованная с соответствующими службами, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, и принятая Заказчиком проектная документация (эскизный проект интерьерных решений, фасадов, благоустройства; проектная документация, рабочая документация, сметная документация, включая сводные сметные расчеты) и документы, содержащие результаты инженерных изысканий (отчет по результатам технического обследования здания и инженерных коммуникаций, отчёт об инженерно-геодезических изысканиях) (далее по тексту Контракта, кроме раздела 8 Контракта - техническая документация)".
Согласно пункту 3.1 Контракта "Общая продолжительность работ по Контракту: начало: со дня заключения Контракта; окончание: 30.11.2021 г. (включительно).
Согласно пункту 3.2 Контракта Сроки выполнения этапов работ по Контракту определяются в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 5.1.1 Контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные Контрактом осуществить подготовку проектной документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Карла Маркса, д.17 (далее - объект).
Согласно пункту 5.1.3 Контракта Подрядчик обязуется представить Заказчику готовую техническую документацию в сроки, предусмотренные Контрактом.
Согласно пункту 5.1.3 Контракта Подрядчик обязуется передать от имени Заказчика по Доверенности техническую документацию, в электронном виде в организацию по проведению государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства. Произвести оплату государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства.
Согласно графика выполнения работ 30.11.2021 дата окончания этапа работ.
1. 30.08.2021 Подрядчик направил в адрес Заказчика на соглаование график выполнения работ. Согласно которого установил сроки выполнения отдельных этапов, а именно:
2. 10.08.2021-18.08.2021- Получение исходно-разрешительной документации от Заказчика.
3. 19.08.2021-15.09.2021- Инженерно-геодезические изыскания.
4 15.09.2021-30.09.2021 - Инженерно-техническое обследование объекта и инженерных коммуникаций. Обмеры объекта капитального строительства.
5 10.09.2021-31.10.2021 - Эскизный проект интерьерных решение, фасадов, благоустройства. Разработка проектной документации стадии "П" и "Р".
6. 01.11.3011- Загрузка ПСД в государственной экспертизе и получение положительного заключения.
В нарушение графика специалист Общества для проведения работ по первому этапу графика был направлен на объект Заказчика 09.09.2021 (копии из журнала регистрации посещений представлены в материалы дела). Кроме того, по второму этапу также нарушен срок, фактически данные работы были проведены после 27.09.2021. По этапу "Инженерно-техническое обследование объекта и инженерных коммуникаций. Обмеры объекта капитального строительства" также нарушен срок, письмом от 20.10.2021 N 533/ЭК данные по этапу были направлены на согласование Заказчику, тогда как согласно графику, данные работы должны были быть завершены 30.09.2021.
Многочисленная переписка, представленная в материалы дела, подтверждает факт того, что Заказчик неоднократно обращался в адрес Общества с просьбой ускорить выполнение работ.
Однако, в нарушение принятых на себя обязательств по Контракту на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. К. Маркса, Д.17. Подрядчик работы на Объекте не завершил, результат выполненных работ Заказчику не передал.
Письмом N18-11/01-12 от 30.11.2021, срок предоставления документации продлен до 07.12.2021. Письмом N08-12/01-12 от 08.12.2021 срок предоставления документации продлен до 25.12.2021.
В связи с неисполнением принятых на себя обязательств, Заказчиком была отправлена претензия (письмо N33-12/01-12 от 29.12.2021) Подрядчику об оплате неустойки за невыполнение условий контракта согласно п.9.5.-9.12. Контракта. Ответа на претензию не последовало.
Заказчиком было отправлено Требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии от "30" декабря 2021 г. N в Публичное акционерное общество "Совкомбанк" (ПАО "Совкомбанк"), которое, является гарантом перед Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования детей Детская школа искусств N3 "Глазовчанка", согласно банковской гарантии от "05" августа 2021 г. N9 1993998. Требованием Заказчик известил о неисполнении Обществом своих обязательств перед Заказчиком по контракту. 14.01.2022 на счет Заказчика поступила сумма в размере 7526,46 (Семь тысяч пятьсот двадцать шесть руб. 46 коп.) от ПАО "Совкомбанк". Гарант признал неисполнение контракта Подрядчиком.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Довод Общества относительно того, что Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N12-УМ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности, Комиссия Удмуртского УФАС России рассматривает критически, поскольку Указ о введении режима повышенной готовности издан в 2020 году, рассматриваемая закупка размещена в июле 2021, то есть, на момент подачи заявки и участия в Аукционе Общество понимало, что на территории г. Москвы уже введен и действует более года режим повышенной готовности. Учитывая, что несмотря на сложившиеся обстоятельства, Общество приняло решение об участие в Аукционе, значит Общество предполагало выполнение проектно-изыскательских работ удаленно. Кроме того, в связи с тем, что выезд сотрудника Общества на объект Заказчика состоялся, предварительный замеры были проведены и согласованы с Заказчиком, ничто не препятствовало Обществу проводить дальнейшие работы дистанционно.
Относительно письма N552/ЭК от 26.10.2021 и письма N412/ЭК от 16.10.2021, согласно которым Общество информировало Заказчика о выполненных работах, следует отметить, что работы, выполненные Обществом (п.п. 1-3 Графика работ) не являются результатом выполненной работы по Контракту. В соответствии с п. 1.3 Контракта результатом работ является разработанная Подрядчиком в соответствии с действующим законодательством, согласованная с соответствующими службами, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, и принятая Заказчиком проектная документация (эскизный проект интерьерных решений, фасадов, благоустройства; проектная документация, рабочая документация, сметная документация, включая сводные сметные расчеты) и документы, содержащие результаты инженерных изысканий (отчет по результатам технического обследования здания и инженерных коммуникаций, отчёт об инженерно-геодезических изысканиях).
Довод Общества о том, что Заказчиком допущено длительное нарушение обратной связи в части своевременного согласования ранее отправленных объемно-планировочных решений, Комиссия не признает их также обоснованными, поскольку, письмом N26-10/01-12 от 29.10.2021 Заказчик уведомил Общество о том, что разделы необходимо выполнять и согласовывать в соответствии с "Заданием на проектирование" в совокупности.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Карла Маркса, д.17 на социально значимом объекте. В связи с неисполнение принятых на себя обязательств по контракту, Заказчик претерпел неблагоприятные последствия, цель закупки не выполнена. Кроме того, Заказчик вынужден был расторгнуть контракт, в связи с чем на конец года имел не израсходованные лимиты бюджетных обязательств, вынужден проводить закупку повторно.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Экизпро", так как Общество не предприняло меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, не обеспечило выполнение работ в полном объеме. В то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный контрактом. Доказательств обратного не имеется. Кроме того, Комиссией Удмуртского УФФАС России установлено, что ООО "Экзипро" в период с 07.10.2021 по 21.01.2022 включено в реестр недобросовестных поставщиков, о чем в реестре имеет 11 записей.
Таким образом, обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО "Экизпро" при подаче заявки на участие в Аукционе, заключении и исполнении условий контракта, как хозяйствующий субъект должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков из-за неисполнения обязательств по Контракту.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Экизпро" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Экизпро" 119634, г. Москва, ул. Лукинская, д.8, кв. 113, ИНН: 9729300224, сведения о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица: . включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Экизпро" (ИНН 9729300224) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
27.01.22 |
01.02.22 |
01.02.22 |
0 |
01.02.22 |
07.02.22 |
07.02.22 |
0 |
10.02.22 |
10.02.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии |
___________ .
.
. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 февраля 2022 г. N 018/06/104-74/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2022