Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: . - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: . - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, . - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика - БУЗ УР "Городская больница N3 МЗ УР" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП в связи принятием Заказчика решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного Аукциона N зз-41405 - 2021 "Выполнение работ по текущему ремонту инженерного оборудования ЦТП с заменой запорной арматуры по адресу: г. Ижевск, ул. Нагорная д.56, БУЗ УР "ГБ N3 МЗ УР" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121014202, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России в присутствии:
представителя Заказчика - БУЗ УР "Городская больница N3 МЗ УР" (далее - Заказчик): .. (доверенность N18/02-15 от 30.12.2021),
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по видеоконференцсвязи в присутствии:
. по паспорту,
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение): Загуляевой О.В. (доверенность N10-юр от 30.12.2021),
УСТАНОВИЛА:
08.10.2021 Уполномоченное учреждение - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении Аукциона.
Дата проведения Аукциона 19.10.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 563 869,20 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 18.10.2021, электронный аукцион признан несостоявшимся. Заявка . поданная на момент окончания срока подачи заявок, признана соответствующей требованиям документации и извещения о проведении Аукциона.
01.11.2021 между БУЗ УР "Городская больница N3 МЗ УР" и ИП . заключен контракт (далее - Контракт, реестровый номер контракта 2183201991121000198). Цена контракта составила 1 219 106,00 рублей.
16.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в Единой информационной системе.
17.12.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, а также направлено Заказчиком в адрес Подрядчика по средствам почты России с уведомлением о вручении. 20.01.2022 письмо с решением об одностороннем отказе от заключения контракта от 16.12.2021 вернулось в адрес Заказчика в связи с истечением срока хранения письма в почтовом отделении.
31.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Представитель Заказчика представил в материалы дела письменные пояснения, на заседании Комиссии пояснил, что Подрядчик не приступил к выполнению принятых на себя обязательств по контракту, направил письменный отказ от исполнения принятых на себя обязательств, в связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Индивидуальный предприниматель на заседании комиссии пояснил, что 18.10.2021 в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 г. N 2 "О проведении профилактических прививок против СОУШ-19 отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по энидемическим показаниям" им был издан приказ N 10/2021, в соответствии с которым все работники были под подпись уведомлены о необходимости пройти вакцинацию (ревакцинацию) в установленные приказом сроки: в срок до 29 октября 2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 22 ноября 2021 вторым компонентом. Несмотря на издание приказа, шесть из девяти работников не прошли вакцинацию (ревакцинацию), в связи с чем на основании абзаца 8 части первой статьи 76 ТК РФ вынужден был отстранить их от работы. Кроме этого, указом Президента РФ от 20 октября 2021 г. N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." были установлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно, в связи с чем я также вынужден был издать приказ о нерабочих днях своих работников. Таким образом, в период с 30 октября 2021 по 07 ноября 2021 не смог приступить к исполнению обязанностей, поскольку для всех работников дни были нерабочими. После окончания нерабочих дней также не смог приступить к исполнению обязанностей, поскольку большинство работников были отстранены от работы.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Индивидуального предпринимателя выразившееся в следующем.
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по текущему ремонту инженерного оборудования ЦТП с заменой запорной арматуры по адресу: г. Ижевск, ул. Нагорная д.56, БУЗ УР "ГБ N3 МЗ УР" в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в сметной документации (Приложение N 1 к Контракту) в установленный Контрактом срок.
Согласно пункту 1.2 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы, указанные в п. 1.1. Контракта (далее по тексту - работы), результат которых передается Заказчику, а Заказчик обязуется своевременно принять и оплатить эти работы в соответствии с условиями Контракта".
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта "Срок выполнения работ: начало: не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика; срок завершения работ: в течение 21 календарного дня с момента подачи заявки Заказчиком".
Заказчик направил в адрес Подрядчика заявку от 03.11.2021, согласно условиям контракта, Подрядчик должен приступить к работам не позднее 2-х рабочих дней с момента ее получения. Подрядчик к работам не приступил.
По заявке от 03.11.2021 крайний срок начала выполнения работ установлен 15.11.2021. Подрядчик также не приступил к выполнению работ в указанный период.
Вместе с тем, 03.11.2021, то есть через 2 дня после его заключения, Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо N37 с просьбой рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон, в связи с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств по контракту, поскольку большая часть сотрудников Индивидуального предпринимателя отстранена от работы.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Относительно довода предпринимателя о том, что большая часть сотрудников отстранена от работы, в связи с чем Подрядчик просит рассмотреть вопрос о расторжении Контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта "Подрядчик вправе привлекать для выполнения работ по Контракту субподрядчиков. При этом Подрядчик несет всю ответственность перед Заказчиком за надлежащее исполнение работ по Контракту привлеченными субподрядчиками, за координацию их действий", также пунктом 4.2.7 Контракта предусмотрено право Подрядчика о приостановке работ при обнаружении, в том числе не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих сохранности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок. Ни правом привлечь субподрядчиков, ни правом приостановки выполнения работ до решения вопроса с сотрудниками Индивидуальный предприниматель не воспользовался, не предпринял достаточных мер для исполнения условий Контракта, вместе с тем решил отказаться от исполнения принятых на себя обязательств и расторгнуть контракт по соглашению сторон. Кроме того, как следует из пояснений Заказчика выполнение работ по текущему ремонту инженерного оборудования ЦТП с заменой запасной арматуры, проводятся на цокольном этаже здания, который имеет отдельный вход, куда отсутствует свободный доступ пациентов и большинства сотрудников организации. Таким образом, Контакт с людьми сведен до одного сотрудника, организацией соблюдаются все санитарно-эпидемиологические правила для недопущения распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Также, Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрела представленные в материалы дела письма, направленные Подрядчиком в организации (ИП .., ИП .., ООО "Рембытстрой") для привлечения их на субподрядные работы по контракту. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основная деятельность ИП Капустина С.М. (ИНН 183308972600) является деятельность автомобильного грузового транспорта. Основная деятельность ООО "Ремстройбыт" (ИНН 1833053739) - работы каменные и кирпичные. Дополнительная деятельность ИП Карпова В.Ю. (ИНН 183401237486) - производство санитарно-технических работ. Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что лишь ИП . имеет возможность выполнять данные работы на объекте Заказчика. Таким образом, Подрядчик недостаточно хорошо провел анализ рынка услуг выполнения работ по текущему ремонту инженерного оборудования ЦТП с заменой запорной арматуры, либо хотел создать видимость совершения им действий, направленных на исполнение условий контракта, предложив субподрядные работы предприятиям, которые имеют иной вид деятельность и выполнять работы, указанные в контракте, не могут. Также следует учесть, что .. является директором и учредителем ООО "Строительно-промышленный холдинг" (ИНН1835086747), дополнительный вид деятельности Общества - производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования. Однако, .. обратился с предложением о субподрядных работах к организациям, которые не имеют основного вида деятельности на работы по ремонту инженерного оборудования ЦТП с заменой запорной арматуры.
Кроме того, согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе, по результатам электронного аукциона (номер извещения в ЕИС - 0813500000121015954) 17.11.2021 между . Н.Р. и БУЗ УР "Республиканский санаторий для детей "Ласточка" МЗ УР" заключен контракт на выполнение аварийного ремонта канализационной системы (здание санатория, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 15 (реестровый номер контракта - 2183503717921000041) на сумму 197 200,00 руб. 29.11.2021 акт выполненных работ подписан со стороны Подрядчика. Комиссия Удмуртского УФАС делает вывод о том, что у . имелась возможность и персонал для выполнения аналогичных видов работ у другого Заказчика. Также следует отметить, что по итогам проведения аукциона на выполнение работ по ремонту системы отопления здания детского инфекционного отделения и ремонту теплообменных водоподогревателей для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Городская больница N3 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 32110483086) между Заказчиком и ИП Гареевым Н.Р. 23.08.2021 заключен договора, который был расторгнут по соглашению сторон по аналогичным основаниям.
Таким образом, для Индивидуального предпринимателя является нормальной практика, участия в закупках, заключения контрактов, не исполнение принятых на себя обязательств, а в последующем его расторжения без негативных для себя последствий.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту инженерного оборудования ЦТП с заменой запорной арматуры. Не исполнение принятых на себя обязательств по контракту, приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, поскольку объект Заказчика в отопительный сезон не был приведен в рабочее состояние. В связи с чем, Заказчик претерпел неблагоприятные последствия, цель закупки не выполнена. Кроме того, Заказчик вынужден был расторгнуть контракт, в связи с чем на конец года имел не израсходованные лимиты бюджетных обязательств, был вынужден заключать контракты по текущему ремонту по п. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе, чтобы предотвратить отключение тепловой энергии на своем объекте.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП .., так как ИП . не предпринял меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, не обеспечил выполнение работ. 01.11.2021 контракт подписал, а 03.11.2021 предложил Заказчику рассмотреть вопрос о расторжении Контракта по соглашению сторон. ИП . не предпринял достаточных мер для поиска персонала и привлечения субподрядных организаций для выполнения работ. В то время как при должной осмотрительности должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный контрактом. Следует отметить, что Заказчик не предъявлял к объему работ по текущему ремонту ЦТП дополнительных требований, согласно положительному заключению по результатам экспертизы сметной стоимости на соответствие нормативам в области сметного нормирования и ценообразования N01-11/2049-2021 от 07.10.2021, расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренных ведомостью работ. Доказательств обратного не имеется.
Таким образом, обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ИП . при подаче заявки на участие в Аукционе, заключении и исполнении условий контракта, как хозяйствующий субъект должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков из-за неисполнения обязательств по Контракту.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП .. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП . в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного Аукциона N зз-41405 - 2021 "Выполнение работ по текущему ремонту инженерного оборудования ЦТП с заменой запорной арматуры по адресу: г. Ижевск, ул. Нагорная д.56, БУЗ УР "ГБ N3 МЗ УР" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121014202) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП . в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
31.01.22 |
03.02.22 |
31.01.22 |
0 |
31.01.22 |
07.02.22 |
07.02.22 |
0 |
10.02.22 |
10.02.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ .
___________ .
___________ . |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 февраля 2022 г. N 018/06/104-67/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2022