Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - ГУ "КРОД") от 07.02.2022 N451 (вх. от 08.02.2022 N603) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Стимул" (далее - ООО "Стимул") в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 26.07.2021 N 0307200030621001227 (реестровый номер контракта 2110148715021000359) на поставку рыбы для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", извещение N0307200030621001227 (далее - договор, закупка, обращение),
при участии посредством веб-видеоконференции:
- <_> - представителя ООО "Стимул" по доверенности от 06.12.2021;
- <_> - представителей ГУ "КРОД" по доверенностям от 10.02.2022, от 15.02.2022 соответственно,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Стимул" в письме от 10.02.2022 N08879 (вх. от 10.02.2022 N824-э) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством веб-видеоконференции.
Коми УФАС России указанное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем, обращение ГУ "КРОД" рассмотрено в формате веб-видеоконференции.
ООО "Стимул", ГУ "КРОД" надлежащим образом о дате, времени и формате рассмотрения обращения извещены.
Обращение ГУ "КРОД" о включении сведений об ООО "Стимул" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.07.2021 N0307200030621001227, рассмотрено с участием представителей сторон в законодательно установленные сроки.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частями 4, 8 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
2.2. 26.07.2021 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.07.2021 N0307200030621001227-3, между заказчиком - ГУ "КРОД" и поставщиком - ООО "Стимул" был заключен договор N 0307200030621001227 на поставку рыбы для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - договор).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора поставщик обязуется передать в собственность рыбу (далее - товар) заказчику в обусловленный настоящим договором срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему договору) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему договору), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Наименование и количество поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему договору). Функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему договору).
В приложении N2 к договору "Техническое задание" определено, что к поставке требуются следующие товары:
N п/п |
Наименование товара/ Код позиции КТРУ, ОКПД2 |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Рыба лососевая мороженая
10.20.13.110-00000009 |
Вид разделки - Потрошеная обезглавленная Сорт рыбы - Первый Вид рыбы - Горбуша Соответствие ГОСТ 32366-2013 |
килограмм |
1000 |
2 |
Рыба лососевая мороженая
10.20.13.110-00000009 |
Вид разделки - Потрошеная обезглавленная Сорт рыбы - Первый Вид рыбы - Форель Масса одной рыбы - не менее 1 кг. Соответствие ГОСТ 32366-2013 |
килограмм |
400 |
3 |
Окунь морской мороженый неглазированный
10.20.13.122 |
Вид разделки - Потрошеный обезглавленный Сорт рыбы - Первый Масса одной рыбы - не менее 0,5 кг. Соответствие ГОСТ 32366-2013 |
килограмм |
900 |
4 |
Рыба трескообразная мороженая
10.20.13.120-00000017 |
Вид разделки - Потрошеная обезглавленная Вид рыбы - Пикша Сорт рыбы, не ниже - Первый Масса одной рыбы - не менее 0,5 кг. Соответствие ГОСТ 32366-2013 |
килограмм |
1 000 |
5 |
Сельдь соленая
10.20.23.122-00000005 |
Вид засола - Малосоленая Вид разделки - Неразделанная Сорт -Первый Фасовка - не более 10 кг Потребительская упаковка - Ведра из полимерных материалов |
килограмм |
400 |
Согласно пункту 2.1 договора, цена договора составляет 1 274 070 (один миллион двести семьдесят четыре тысячи семьдесят) руб. 00 коп. НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
В разделе III договора определены порядок, сроки и условия поставки и приёмки товара.
В силу пунктов 3.1-3.3 договора, товар заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего договора. Количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика на поставку товара. Заказчик направляет заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка товара на основании не подписанной заказчиком заявки не допускается.
Заявка направляется заказчиком не позднее чем за 4 (четыре) календарных дня до предполагаемой поставки товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего договора.
Поставка товара по заявкам осуществляется в течение 5 (пяти) календарных дней с момента подачи заявки заказчиком.
Поставка товара по заявке осуществляется поставщиком по адресу: Государственное учреждение "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу: 167904, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, Нювчимское шоссе, д. 46, тел./факс (8212) 23-62-98 / 23-65-49.
В день доставки товара по адресу поставки товара, указанному в соответствии с условиями настоящего договора, поставщик обязан передать заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме N ТОРГ-12 в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из сторон) и счет.
В день доставки товара заказчик осуществляет приемку товара по количеству упаковок товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству товара.
Для проверки поставленного товара в части соответствия товара условиям настоящего договора заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного товара может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
По результатам проведенной экспертизы товара, в том числе выборочной проверки качества и безопасности товара, заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий настоящего договора, а также об отсутствии или наличии нарушений в части качества и безопасности товара.
Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного товара в случае выявления несоответствия этого товара условиям настоящего договора, за исключением условий, касающихся качества и безопасности товара, если выявленное несоответствие не препятствует приемке товара и устранено поставщиком.
При отсутствии претензий относительно количества товара, комплектности, упаковки товара, комплекта, качества и безопасности товара, в том числе на основании заключения по результатам экспертизы, проведенной путем выборочной проверки качества и безопасности Товара, Заказчик подписывает товарную накладную по форме N ТОРГ-12 в течение 1 (одного) календарного дня с момента доставки товара.
В пунктах 3.5, 3.6 договора установлено, что поставщик обязан одновременно с передачей товара передать заказчику относящиеся к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производителем товара и настоящим договором.
Сдача и приемка товара осуществляются уполномоченными представителями сторон с предоставлением соответствующих документов, подтверждающих их полномочия.
В силу пункта 11.1 договора, настоящий договор вступает в силу с даты его заключения обеими сторонами и действует по "31" января 2022 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения сторонами. Окончание срока действия настоящего договора не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по настоящему Договору.
Согласно пп. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.6 пункта 4.1 договора, поставщик обязан:
- поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Договором;
- Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Договором;
- поставщик обязан оформлять товарные накладные по форме N ТОРГ-12 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 11.2 договора установлено, что расторжение настоящего договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего договора не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
3. Заказчиком - ГУ "КРОД" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 18.01.2022, то есть после вступления в силу изменений Закона о контрактной системе.
Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в период с 01.01.2022 до 01.07.2022 регулируется Федеральным законом от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N360-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 6 Закона N360-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу положений частей 13, 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.1. 18.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
18.01.2022 указанное решение размещено в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ (далее - ЕИС).
18.01.2022 заказчиком по почтовому и юридическому адресам ООО "Стимул" посредством общества с ограниченной ответственностью "Экспресс" (далее - ООО "Экспресс") (курьерская служба доставки отправлений) было направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно уведомлению ООО "Экспресс" (вх. в ГУ "КРОД" 25.01.2022 N186, N187), 20.01.2022 была совершена попытка доставки, но по указанным адресам получатель отсутствовал, отправления не доставлены.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления поставщика о принятом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта считается, в то числе, дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте.
Письмо ООО "Экспресс" об отсутствии поставщика по адресам, указанным в контракте, поступило в адрес ГУ "КРОД" - 25.01.2022, следовательно, 25.01.2022 - дата надлежащего уведомления поставщика о принятом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 07.02.2022 (с учетом выходных дней).
Таким образом, ГУ "КРОД" порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, Законом N360-ФЗ соблюден.
4. В решении от 18.01.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком указано следующее.
Пунктом 3.1 договора товар заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего договора. Заказчик направляет заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 4 (четыре) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Договора.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 5 (пяти) календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком.
В адрес поставщика заказчиком были направлены в декабре 2021 года следующие заявки:
- заявка от 08.12.2021 на 20.12.2021;
- заявка от 16.12.2021 на 20.12.2021;
- заявка от 20.12.2021 на 23.12.2021.
Первый две заявки не исполнены ООО "Стимул", заявка от 20.12.2021 не исполнена в части поставки форели.
ГУ "КРОД" по почтовому адресу поставщика была направлена претензия от 23.12.2021 N5137, в которой заказчик требовал осуществить поставку товара в соответствии с заявками, однако ответа от поставщика и исправления ситуации с поставками товара по заявкам от 08.12.2021 и от 16.02.2021 не последовало.
В связи с неоднократным нарушением ООО "Стимул" сроков поставки товара, заказчиком 18.01.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "Стимул" в Коми УФАС России представлены письменные возражения (вх. от 14.02.2022 N869-э) относительно принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во-первых, поставщиком указано, что ООО "Стимул" с 26.07.2021 исполнило контракт по заявкам заказчика на общую сумму 996 518,85 руб., однако, заказчиком товар оплачен не полностью, что является существенным условием договора.
Комиссия Коми УФАС России по указанному доводу сообщает, что в ходе рассмотрения обращения данный факт не подтвердился. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, заказчиком в полном объеме оплачены поставленные поставщиком товары на сумму 996 518,85 руб.
Также ООО "Стимул" указало, что в качестве основания расторжения контракта заказчиком указано неисполнение заявок по поставке товаров на 20.12.2021 и 23.12.2021, при этом поставку на 20.12.2021 заказчик указывает как двойное неисполнение, что, по мнению поставщика, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
По мнению ООО "Стимул", заявки от 08.12.2021 и от 16.12.2021 по поставке товара на 20.12.2021 являются одинаковыми, так как предусматривают поставку на одну дату и в одинаковом объеме (150 кг. форели, 150 кг. окуня).
На заседании Комиссии Коми УФАС России представителями ГУ "КРОД" указано, что заказчиком 08.12.2021 и 16.12.2021 были направлены две разные заявки. Поставка товара на одну дату и в одинаковом объеме обусловлена наступлением новогодних праздников, в связи с чем, необходимо было закупить большой объем товара, чтобы пациенты больницы на праздниках не остались без продуктов питания.
Кроме того, в письменных возражениях ООО "Стимул" указало, что довод заказчика о том, что товар по заявкам не был доставлен, не соответствует действительности. Поставки, назначенные на 20.12.2021 и 23.12.2021, были произведены в адрес заказчика, однако, заказчик отказался принять товар, не давая никакого мотивированного ответа.
Данный довод, по мнению поставщика, подтверждается путевыми листами перевозчика и сведениями, полученными от водителя, осуществлявшего перевозку.
В качестве подтверждения своей позиции ООО "Стимул" в Коми УФАС России представлен договор от 01.06.2021 об организации и обеспечении транспортного обслуживания, заключенный между ООО "Стимул" и индивидуальным предпринимателем Медведевой Александрой Анатольевной (далее - перевозчик), а также путевые листы от 20.12.2021 N1318 и от 23.12.2021 N1324.
В ходе анализа данных путевых листов, Комиссией Коми УФАС России установлено, что в них содержатся сведения о поставке товаров на 5 объектов, в том числе в ГУ "КРОД", однако отметки ГУ "КРОД" (печати) на данных путевых листах отсутствуют.
Представителями заказчика на заседании Коми УФАС России было указано, что рыба поставщиком по указанным путевым листа заказчику не поставлялась, данные путевые листы заказчику не предъявлялись.
На заседании Комиссией Коми УФАС России было предложено ООО "Стимул" представить доказательства поставки рыбы (форели) в адрес заказчика по заявкам от 08.12.2021, от 16.12.2021, от 20.01.2021.
ООО "Стимул" представлены письменные объяснения от водителя (вх. от 15.02.2022 N917-э), оказывающего услуги перевозчику по гражданско-правовому договору, в которых указано, что 20.12.2021 по прибытию к заказчику - ГУ "КРОД" товар по другому контракту (говядина) был принят, от приемки рыбы кладовщик заказчика отказалась, в путевом листе поставить штамп отказалась.
Однако, Комиссия Коми УФАС России указывает, что данные письменные объяснения не могут быть приняты в качестве доказательства поставки в адрес заказчика рыбы (форели), так как установить факт того, что указанный водитель действительно является работником перевозчика не представляется возможным.
Кроме того, согласно пункту 3.3 договора, вместе с товаром Поставщик обязан передать Заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме N ТОРГ-12 в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон) и счет. Указанные документы, содержащие сведения о наименовании и количестве товара, требуемого к поставке по заявкам от 08.12.2021 и от 16.12.2021, в Коми УФАС России не представлены.
Иные документы в силу положений контракта не могут рассматриваться в качестве доказательств поставки товара в адрес заказчика.
Также ООО "Стимул" представлена товарная накладная от 17.12.2021 NУТ-184 (вх. от 15.02.2022 N917-э) на покупку окуня и форели у общества с ограниченной ответственностью "РефПрод". Однако данный документ также не подтверждает факт поставки товара в адрес заказчика в установленные заявкой сроки.
В материалы обращения также представлена товарная накладная от 24.12.2021 NУТ-7085, из которой следует, что часть товара из заявки от 20.12.2021 в адрес заказчика была поставлена (в части поставки окуня, сведения о поставки форели отсутствуют) 27.12.2021, то есть с нарушением срока, установленного в заявке.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, а также представленному акту сверки взаиморасчетов между ООО "Стимул" и ГУ "КРОД", обязательства по контракту исполнены ООО "Стимул" на сумму 996 518, 85 руб. (исполнено около 78% контракта).
Также ООО "Стимул" в Коми УФАС России в качестве подтверждения своей добросовестности представлены реестровые номера исполненных контрактов с 2019 по 2022 год.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Документация об электронном аукционе в полном объеме, в том числе, Техническое задание были размещены в ЕИС 30.06.2021. До подачи заявки на участие в электронном аукционе подрядчик имел возможность ознакомиться со всеми документами и оценить свои возможности по исполнению договора.
ООО "Стимул" приняло на себя обязательства поставить товар в указанные в договоре сроки с соблюдением всех требований к качеству и количеству поставляемого товара, тем самым участник принял на себя меры и сопутствующие риски, связанные с поставкой товара в том объеме и на тех условиях, которые были установлены. От заключения контракта поставщик не отказывался, что свидетельствует о действительной его воле на заключение контракта на предложенных заказчиком условиях.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения, ООО "Стимул" не исполнены в полном объеме заявки заказчика на поставку товара от 08.12.2021, от 16.12.2021, а также по заявке от 23.12.2021 окунь поставлен с нарушением сроков, предусмотренных заявкой, форель не поставлена в полном объеме.
На дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщиком нарушения условий контракта не устранены, товар не был поставлен.
В пункте 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рассматриваемом случае основания для отказа во включении сведений об ООО "Стимул" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
В ходе внеплановой проверки в действиях заказчика - ГУ "КРОД" в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неоднократное нарушение ООО "Стимул" условий контракта, в части нарушения сроков поставки товара по заявкам заказчика, определенных в пункте 3.1 договора, что подтверждается материалами дела; доказательства, свидетельствующие об обратном, в Коми УФАС России отсутствуют.
В материалах отсутствуют, ООО "Стимул" не представлено надлежащих и достаточных доказательств того, что товар по заявкам от 08.12.2021, от 16.12.2021, а также по заявке от 20.12.2021 (в части поставки форели) направлялся в адрес заказчика (по адресу места доставки), принятия каких-либо мер по устранению допущенных нарушений, подтверждения намерения исполнить контракт в полном объеме, или наличия обстоятельств, препятствующих исполнению контракта (в части поставки форели).
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "Стимул" нарушений, непринятием мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по контракту в установленные сроки, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "Стимул" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГУ "КРОД" (адрес: 167904, Республика Коми, г. Сыктывкар, Нювчимское шоссе, 46; ИНН 1101487150, КПП: 110101001) информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стимул" (юридический адрес: 610050, г. Киров, ул. Кольцова, д. 8, корп. 1, кв. 12; почтовый адрес: <_>; ИНН: 4345489213, КПП: 434501001; <_>
) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.07.2021 N0307200030621001227 (реестровый номер контракта 2110148715021000359) на поставку рыбы для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", сроком на два года.
2. Датой включения информации об участнике закупки - ООО "Стимул" в реестр считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
3. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГУ "КРОД" в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 февраля 2022 г. N РНП-11-29
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022