Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Измайлова О.В. - заместитель руководителя Тульского УФАС России, |
Заместитель председателя Комиссии:
Член Комиссии: |
Курская М.В. - начальник отдела Тульского УФАС России, Щетинский А.А. - главный специалист-эксперт Тульского УФАС России, |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Тулы" (далее - Заказчик, Учреждение, МУ "УКС г. Тулы") от 04.02.2022 исх. N ЮР-235 (вх. N 709 от 07.02.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ИнтекоСтройСервис" (далее - Общество, ООО "ИнтекоСтройСервис", Подрядчик) (ИНН 7116508614; 301651, Тульская область, г. Новомосковск, ул. 1-я Транспортная, д. 13) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 14.08.2020 N ЭА-13/2020 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Вечерняя сменная общеобразовательная школа" (закупка N 0366200035620003957, реестровый номер контракта 3710600335720000040), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- Илюшкина А.С. - представителя Заказчика по доверенности;
- Гущина В.А., Закуреновой А.В. - представителей Общества по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "ИнтекоСтройСервис" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Учреждения от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Вечерняя сменная общеобразовательная школа" (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об Электронном аукционе размещены 15.07.2020 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 53 423 746,11 рублей.
14.08.2020 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и Подрядчиком заключен Контракт на сумму 44 608 827, 69 рублей.
Дополнительным соглашением N 4 к Контракту от 16.04.2021, цена Контракта согласована сторонами в сумме 33 672 271,91 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Вечерняя сменная общеобразовательная школа" (далее по тексту - работы), расположенного по адресу: г. Тула, ул. Р. Зорге, д. 29, в соответствии с проектной документацией, техническим заданием (Приложение N 6 к Контракту), в сроки, установленные настоящим Контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок выполнения работ на объекте, установленные Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к контракту), а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы и осуществить капитальный ремонт объекта в сроки, установленные Контрактом, Графиком выполнения работ (приложение N 3 к Контракту).
Дата начала работ - с момента заключения Контракта;
Дата окончания работ - не позднее 15.11.2020.
Сроки отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложение N3 к Контракту).
На основании пункта 5.1 раздела 5 "Права и обязанности сторона" Контракта Заказчик обязан, в том числе:
- Осуществлять приемку и оплату выполненных подрядчиком работ в порядке, установленном контрактом (подпункт 5.1.1).
- Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с условиями контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил (подпункт 5.1.2).
- Передать подрядчику в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта на период выполнения работ:
- проектную документацию в объеме, необходимом для начала производства работ на Объекте, и по мере необходимости для выполнения этапов работ, указанных в Графике выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту) (подпункт 5.1.4).
- Оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии заказчика (подпункт 5.1.6).
- Провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (подпункт 5.1.7).
Пунктом 5.2 раздела 5 "Права и обязанности сторона" Контракта к правам Заказчика, среди прочего отнесены:
- При выявлении в период выполнения работ нарушений положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил выдавать подрядчику письменное распоряжение на устранение нарушений, требовать принятия незамедлительных мер по устранению нарушений. В случае игнорирования распоряжения, грубого нарушения положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил представитель заказчика имеет право приостановить производство работ (с фиксацией в общем журнале работ) до устранения выявленных замечаний (подпункт 5.2.1).
- До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (подпункт 5.2.3).
В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 "Права и обязанности сторона" Контракта Подрядчик обязан, в том числе:
- Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом (подпункт 5.2.6.).
- Выполнить работы и сдать объект в сроки, предусмотренные в Графике выполнения работ (Приложение N 3 к контракту) (подпункт 5.2.7.).
- Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе производства работ;
- иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок (подпункт 5.2.2.).
- Обеспечить:
производство работ в полном соответствии с проектной и рабочей документацией, рабочими чертежами и строительными нормами, и правилами;
качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией, выданными техническими условиями, требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил;
соблюдение технологии производства ремонтных работ;
осуществление входного контроля качества материалов, конструкций и изделий с занесением результатов контроля в журнал входного контроля качества;
своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;
бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока;
временные подключения ко всем инженерным сетям, необходимым для производства работ за счет собственных средств (подпункт 5.2.3).
На основании пункта 5.4 раздела 5 "Права и обязанности сторона" Контракта Подрядчик вправе:
- Требовать от Заказчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (подпункт 5.4.1.).
- Обращаться к Заказчику с запросами в целях надлежащего исполнения обязательств по Контракту (подпункт 5.4.2.).
Положениями раздела 6 Контракта определен порядок приемки работ.
Виды и объемы подлежащих выполнению в рамках Контракта работ определены, в том числе в Техническом задании (Приложение N 6 к Контракту).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Подрядчик допустил ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту.
Указанное Заказчик обосновывает следующим.
22 октября 2021 МУ "УКС г. Тулы" получены Технические заключения от ООО "Тульская проектно-строительная компания "СТРОЙЭКСПЕРТИЗА" N 54-21-1 от 22.10.2021, N 54-21-2 от 22.10.2021, Техническое заключение от 22.10.2021 по результатам обследования выполненных работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Вечерняя сменная общеобразовательная школа", которыми качество работ признано неудовлетворительным, несоответствующим условиям Контракта, строительным нормам и правилам.
Технические заключения ООО "Тульская проектно-строительная компания "СТРОЙЭКСПЕРТИЗА" с требованием (претензией) об устранении выявленных нарушений 29.10.2021 направлены в адрес ООО "ИнтекоСтройСервис" заказным письмом с уведомлением, по адресам электронной почты Подрядчика, указанным в Контракте. Срок для устранения недостатков - сорок пять календарных дней.
Актом N 1 КО/ЭА-13 от 23.12.2021 обследования объекта "Капитальный ремонт здания МБОУ "Вечерняя сменная общеобразовательная школа", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Р. Зорге, д. 29, составленного комиссией Заказчика, установлено, что недостатки работ, выполненных ООО "ИнтекоСтройСервис" по Контракту, отраженные в Технических заключениях ООО "Тульская проектно-строительная компания "СТРОЙЭКСПЕРТИЗА", Обществом не устранены.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематического нарушения Подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение Подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 дней;
- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
Учитывая, что по состоянию на 30.12.2021 работы по Контракту Обществом надлежащим образом не выполнены, результаты работ Заказчику не переданы, Учреждением принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ЭА-13/2020 от 14.08.2020 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Капитальный ремонт здания МБОУ "Вечерняя сменная общеобразовательная школа", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Р. Зорге, д. 29 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 10.01.2022 было направлено в адрес Общества по почте заказным письмом с уведомлением о вручении; 11.01.2022 размещено в единой информационной системе.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений представителя Заказчика следует, что информация о получении Обществом Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленного посредством почтового отправления, получена Заказчиком 24.01.2022.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
Вместе с тем, исходя из материалов дела, Комиссией установлено следующее.
После заключения Контракта (14.08.2020) Подрядчик 04.09.2020, 11.09.2020, 16.09.2020 сообщал Заказчику о необходимости согласования использования при проведении работ иных материалов, отличных от заложенных в ПСД (проектно-сметной документации), в том числе по причине их несоответствия нормам и требованиям для учебных заведений; требовал у Заказчика передать недостающие разделы ПСД, в связи с чем также требовал продлить сроки выполнения работ на срок выполнения работ, предусмотренный Контрактом, с даты получения ПСД в полном объеме; сообщал о несоответствии фактических объемов (в том числе предусмотренных действующими нормами и правилами) объемам, заложенным в ПСД, а также об отсутствии в ПСД некоторых видов работ, что препятствует качественному выполнению комплекса предусмотренных Контрактом работ.
При этом, фактически не ответив на ряд поставленных вопросов, 21.09.2020 Заказчик требует у Подрядчика ускорить выполнение работ.
Далее, в письмах от 22.09.2020, 23.09.2020, 02.10.2020. 08.10.2020, 29.01.2021, Подрядчик также сообщает Заказчику о недостатках в ПСД, в связи с чем просит предоставить соответствующие технические решения, а также увеличить сроки выполнения работ; с целью недопущения просрочки исполнения обязательств по Контракту Подрядчик просит Заказчика согласовать (предоставить возможность использовать) другие материалы.
Письмом исх. N ОСК-N 363 от 08.02.2021 Заказчик сообщил Подрядчику о согласовании дополнительных работ по системе отопления и канализации согласно откорректированной ПСД.
Вместе с тем, 08.02.2021, 17.05.2021, 16.09.2021 Подрядчик также указывал, что Заказчиком не была передана ПСД в полном объеме, необходимая для выполнения работ, являющихся предметом Контракта.
Материалами дела установлено, что с момента заключения Контракта работы на объекте велись Подрядчиком, часть из них были приняты Заказчиком без замечаний и оплачены.
При этом, Подрядчик в своих письмах указывал, что Обществом выполнен тот объем работ, который имелась возможность выполнить исходя из объема предоставленной Заказчиком ПСД, а также требовал от Учреждения оплатить за все им выполненные работы.
Заказчик, в свою очередь, 25.09.2020, 07.10.2020, 17.05.2021, 24.05.2021, 27.05.2021, 29.06.2021, 15.07.2021, 30.07.2021, 02.08.2021, 06.08.2021, 09.08.2021, 10.08.2021, 12.08.2021 предъявлял Подрядчику претензии по качеству и объему выполненных работ, в связи с чем просил внести корректировки в предоставленные Подрядчиком акты выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, а также устранить выявленные недостатки и произвести невыполненный объем работ; также Учреждение указывало на просрочку исполнения Обществом своих обязательств по Контракту.
10.08.2021 Заказчик сообщает Подрядчику (письмо исх. N ОТН-2333), что согласно пункту 5.1.7 Контракта заключил контракт N 54-21-1 от 05.08.2021 с ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" с целью проведения экспертизы выполненных работ по ремонту кровли для проверки их соответствия условиям Контракта в рамках Закона.
При этом, в указанном письме Заказчика в качестве приложения значится Техническое заключение в формате PDF.
Однако, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о получении Подрядчиком таких документов.
Подрядчик также не подтвердил получение такого технического заключения.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в материалы дела представлено техническое заключение ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" по результатам обследования строительных конструкций крыши здания от 22.10.2021 N 54-21-1.
То есть указанное экспертное заключение изготовлено и утверждено более чем на два месяца позже заключения, указанного в письме от 10.08.2021.
Более того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 41 Закона к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Вместе с тем, в материалы настоящего дела не представлены доказательства о направлении экспертной организацией ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" уведомлений в письменной форме, направленных Заказчику и Подрядчику, об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы, что является обязательным условием для допуска экспертной организации к проведению экспертизы в рамках Закона.
При этом, Заказчик и Подрядчик представили в материалы дела пояснения, в которых указали, что подобных уведомлений от ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" не получали.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 103 Закона в реестр контрактов включаются, в том числе следующие документы и информация:
заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Однако, при проведении анализа информации, размещенной в единой информационной системе, установлено, что в реестре контрактов представленного в материалы дела технического заключения ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" не содержится.
При этом, ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" в ходе проведения обследования строительных конструкций крыши здания была выявлена необходимость внесения изменений в технические решения, вследствие чего, по инициативе Заказчика, дополнительно разработана ПСД на данный вид работ. Указанная ПСД была для ознакомления направлена Подрядчику письмами исх. N ОТН-2992 от 02.09.2021, исх. N ОТН-3019 от 06.09.2021.
12.10.2021 Подрядчик письмом исх. N 350-2021 сообщает Заказчику, что, по состоянию на текущий момент, Учреждением не передана сметная документация на исключаемые и добавляемые дополнительным соглашением N 4 от 16.04.2021.
04.10.2021 Заказчик направляет Подрядчику претензию (письмо исх. N ЮР-3324), в которой требует от Общества оплатить соответствующую сумму неустоек в виде штрафов и пени за просрочку исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанная в претензии сумма неустоек не оплачена Подрядчиком.
12.10.2021 Заказчик направляет Подрядчику уведомление (письмо исх. N ЮР-3407) о проведении 20.10.2021 экспертизы выполненных работ привлеченной экспертной организацией ООО "ТПСК "Стройэкспертиза".
29.10.2021 Заказчик направляет Подрядчику претензию по качеству выполненных по Контракту работ (письмо исх. N 3653), к которой прикладывает три заключения экспертной организации ООО "ТПСК "Стройэкспертиза":
1) техническое заключение N 54-21-1 от 22.10.2021 по результатам обследования строительных конструкций крыши здания на 53 листах;
2) техническое заключение N 54-21-2 от 22.10.2021 по результатам обследования строительных конструкций фасадов здания на 29 листах;
3) техническое заключение б/н от 22.10.2021 по результатам обследования выполненных работ по капитальному ремонту здания на 204 листах.
В указанной претензии Заказчик устанавливает срок на исправление недостатков, выявленных в ходе экспертизы: в течение 45 календарных дней с момента получения настоящей претензии.
При проведении анализа информации, размещенной в единой информационной системе, также установлено, что в реестре контрактов вышеуказанные технические заключения ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" отсутствуют.
Согласно информации об отслеживании отправления с номером РПО ED202226872RU, содержащего претензию с приложением согласно описи вложений технических заключений на 29 листах (фасады здания) и 204 листах (капитальный ремонт здания), доставлено 01.11.2021.
29.11.2021 Заказчик направляет Подрядчику письмо исх. N ЮР-4044 с напоминанием необходимости устранения недостатков до 17.12.2021.
23.12.2021 Заказчиком составлен Акт N 1 КО/ЭА-13 обследования объекта, в котором Учреждение зафиксировало, что недостатки, выявленные в результате экспертизы, проведенной ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" не были устранены Подрядчиком.
Как было указано выше, 30.12.2021 Заказчик принял Решение об одностороннем расторжении Контракта, основанием которого явились недостатки, выявленные в ходе проведения ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" экспертизы выполненных работ и зафиксированные в технических заключениях N 54-21-1 от 22.10.2021, N 54-21-2 от 22.10.2021, б/н от 22.10.2021.
Однако, согласно документам, представленным в материалы дела, Заказчиком согласно описи почтового отправления Подрядчику направлены только два технических заключения, техническое заключение N 54-21-1 от 22.10.2021 по результатам обследования строительных конструкций крыши здания направлено не было.
Таким образом, у Подрядчика фактически отсутствовала возможность исправить недостатки работ по ремонту крыши здания, выявленные ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" в ходе проведения экспертизы.
Более того, как было установлено выше, ООО "ТПСК "Стройэкспертиза" не заявило о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона), не отправив соответствующие письменные уведомления Заказчику и Подрядчику.
В соответствии с частью 5 статьи 94 Закона в случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Технические заключения N 54-21-1 от 22.10.2021, N 54-21-2 от 22.10.2021, б/н от 22.10.2021 содержат перечень выявленных недостатков, а также способы (решения, рекомендации) их устранения.
Вместе с тем Заказчиком в материалы дела не представлены достаточные доказательства того, что имеющиеся недостатки выполненных работ являются существенными и неустранимыми.
На заседании Комиссии представитель Общества ходатайствовал о не включении сведений об ООО "ИнтекоСтройСервис" в реестр недобросовестных поставщиков, а также пояснил следующее.
Согласно пункту 3.2 Контракта срок выполнения работ установлен с 14.08.2020 по 15.11.2020.
Согласно пункту 5.1.4 Контракта Заказчик обязан передать Подрядчику в течении 5 календарных дней с момента заключения Контракта на период выполнения работ проектную документацию в объеме, необходимом для начала производства работ на Объекте, и по мере необходимости для выполнения этапов работ.
Однако, данную документацию ООО "ИнтекоСтройСервис" получило лишь 29.09.2020. Получив проектно-сметную документацию, Подрядчик столкнулся с ее несоответствием фактически выполняемым работам, о чем неоднократно письменно и устно уведомлял Заказчика. Ответов от Учреждения по указанному поводу получено не было.
Так, были выявлены следующие несоответствия:
1. Кровельные работы были переголосованы с Заказчиком на основании дефектной ведомости, была заменена крыша с ЛСТК (легкие стальные тонкостенные конструкции) на замену профлиста на металосайдинг, без замены стропильной системы, а также без замены контробрешетки. Подрядчик выполнил все работы на основании согласованной дефектной ведомости;
2. Фасадные работы, также были переголосованы Заказчиком и выполнялись на основании измененной дефектной ведомости. Были исключены работы по оштукатуриванию стен с рустцами на штукатурку стен.
3. Работы по ремонту 1 этажа здание были выполнены, но в связи с тем, что фактическое расположение кабинетов не соответствует проектному, сотрудниками Ростехнадзора, Пожарной организации были даны ряд замечаний, в соответствии с которыми должны были быть внесены изменения в проект на основании СП для образовательных учреждений.
Однако до момента рассмотрения настоящего дела в ПСД соответствующие изменения внесены не были.
Согласно пункту 5.1.6 Контракта Заказчик обязан оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика. В нарушение указанного пункта, Заказчик не оказывал содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, всячески оттягивал сроки выполнения контрактных обязательств.
На дату 15.11.2020 откорректированная проектно-сметная документация Подрядчику не передавалась.
Все работы, которые можно выполнить без участия в принятии решений Заказчиком, были выполнены.
Изначальное задание на замену крыши вместе со стропильной системой было изменено Заказчиком исключительно на замену кровли.
Дополнительным соглашением N 4 к Контракту стороны изменили сумму Контракта и объем выполняемых работ. По состоянию на дату 12.10.2021 Подрядчик так и не получил сметную документацию.
Между Заказчиком и Подрядчиком 15.11.2021 был составлен акт проверки выполненных работ, фиксирующий полное выполнение работ.
Также Подрядчик утверждает, что на объекте находился журнал производства работ, в котором какие-либо замечания отсутствуют.
По мнению Общества, Подрядчик исполнил условия контракта, выполнив работы на сумму 3 590 891,27 рублей, что подтверждается актами приемки выполненных работ (форма КС-2): N 2 от 28.05.2021 года на сумму 2363977,92 руб., N1 от 25.05.2021 года на сумму 85016,59 руб., N 1 от 28.05.2021 года на сумму 163118,28 руб., N 3 от 30.05.2021 года на сумму 978778,48 руб., которые Заказчиком не подписаны.
По бухгалтерским данным Подрядчика, долг Заказчика перед ООО "ИнтекоСтройСервис" по Контракту составляет 3 590 891,27 рублей. Заказчику направлена досудебная претензия.
Однако денежные средства в полном объеме так и не были выплачены Учреждением Подрядчику.
Рассматривая вышеуказанную переписку и позицию сторон, необходимо отметить, что Комиссия, не обладая специальными познаниями в сфере строительства, не может дать правовую оценку полноте и качеству выполненного Подрядчиком объема работ, в том числе ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Таким образом, в силу статьи 99 Закона рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов выполненных работ условиям контракта, не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "ИнтекоСтройСервис".
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Вместе с тем, присутствие разногласий в процессе производства работ, а также при их приемке и оплате свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
С целью разрешения разногласий сторон, а также признания незаконным Решения об одностороннем расторжении Контракта и его дальнейшей отмены Подрядчик обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "ИнтекоСтройСервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную муниципальным учреждением "Управление капитального строительства города Тулы" в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИнтекоСтройСервис" (ИНН 7116508614; 301651, Тульская область, г. Новомосковск, ул. 1-я Транспортная, д. 13), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
О.В. Измайлова |
Заместитель председателя Комиссии: |
М.В. Курская |
Член Комиссии: |
А.А. Щетинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11 февраля 2022 г. N 071/06/104-123/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022