Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.02.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием Индивидуального предпринимателя Усова Алексея Ивановича (далее - ИП Усов А.И., заявитель), представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский городской перинатальный центр" (далее - заказчик) - ///,
рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по ремонту медицинского оборудования стерилизатора Sterrad NX", реестровый номер 1034200004922000002, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению
закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба ИП Усова А.И. на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что установление требование о наличии у участника закупки доверенности изготовителя ASP на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники на территории РФ является нарушением Федерального закона N 44-ФЗ и ограничивает круг участников закупки.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что заказчиком 27.01.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 1034200004922000002 "Оказание услуг по ремонту медицинского оборудования стерилизатора Sterrad NX" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 281 812 рублей 65 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
При этом, в силу части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в прикрепленном к извещению о проведении электронного аукциона техническому заданию заказчиком установлено требование "Выполнение работ проводится квалифицированным (обученным проведению технического обслуживания данного оборудования по стандартам производителя) персоналом с предоставлением копий сертификатов о таком обучении. Наличие доверенности изготовителя ASP на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники на территории РФ".
Согласно предоставленным пояснениям заказчика в инструкции на оборудование определено, что ремонт и настройка должны выполняться только опытными техниками, обученными обслуживанию и ремонту стерилизатора Sterrad NX (глава 8), ремонт и настройка должны выполняться только уполномоченным персоналом, прошедшим обучение в компании ASP (глава 9). Согласно вышеуказанным документам, производитель оборудования установил определенный тип подготовки сотрудников для проведения ремонта и технического обслуживания и запретил использование (применение) при работе данного стерилизатора не оригинальных запчастей и не сертифицированных сотрудников. Материалы для ремонта и технического обслуживания включает в себя широкий перечень кодов и имеют определенные технические характеристики, не имеющие аналогов. В связи с этим ремонт оборудования и обслуживание лицами, не имеющих соответствующей подготовки, использование не оригинальных деталей и наборов для обслуживания, будет являться нарушением инструкции по эксплуатации, соответственно, нарушением действующего законодательства в сфере здоровья и благополучия человека.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники отнесено к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" в перечень лицензируемой деятельности включены:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Требование о наличии у участника закупки соответствующей лицензии установлены заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, Техническом задании.
Письмом N 293-22/233 Минздрава РФ 27.10.2003 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, которые предназначены для применения на территории Российской Федерации: службами, осуществляющими техническое обслуживание медицинской техники; медицинскими учреждениями, эксплуатирующими медицинскую технику; органами, осуществляющими контроль и надзор за эксплуатируемой медицинской техникой; лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование соответствующих видов деятельности.
В соответствии с пунктом 4.1.1 названных Методических рекомендаций к выполнению технического обслуживания медицинской техники допускаются специалисты не моложе 18 лет, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
Служба технического обслуживания медицинской техники должна иметь специалистов по всему перечню видов обслуживаемой медицинской техники, отвечающих следующим квалификационным требованиям (пункт 4.1.3):
- наличие высшего или среднего технического образования, профессиональной подготовки и квалификации в соответствии со специальностью и должностными обязанностями;
- наличие квалификационной группы допуска к проведению опасных и специальных видов работ для осуществления технического обслуживания соответствующих видов медицинской техники.
Пунктом 4.1.4 Методических рекомендаций определено, что специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет (пункт 4.1.5) Методических рекомендаций).
Таким образом, действующими нормами нормативных правовых актов определены требования к лицам, которые могут быть допущены к ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники.
Учитывая вышеизложенное, участник закупки, имеющий лицензию на проведение технического обслуживания медицинской техники, уже изначально должен соответствовать требованиям о необходимости наличия у организации технических средств, ремонтной базы, включая ремонтное оборудование и испытательное оборудование, необходимое для качественного оказания услуг, а также специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ.
Кроме того, действующее законодательство допускает возможность выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники, в том числе специалистами, прошедшими обучение в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности.
Представители заказчика пояснили, что медицинское оборудование (стерилизатор), определенное в Техническом задании закупки, приобретено в 2013 году и не находится на гарантийном обслуживании.
Таким образом, установление заказчиком требования о наличии у участника закупки доверенности изготовителя ASP на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники на территории РФ является нарушением части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Усова А.И. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушим часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России материалы по жалобе для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 февраля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022