Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.02.2022 N 48 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "Дирекция пространственного развития "10" (ИНН 3123460638) (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - МБУ "Управление Белгорблагоустройство": (доверенность от 20.12.2021 N 41-56/01-09/1698), участника закупки - ООО "Дирекция пространственного развития "10": (ордер N 017988 от 09.02.2022), рассмотрев информацию МБУ "Управление Белгорблагоустройство" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "Дирекция пространственного развития "10", заключенного по итогам электронного аукциона "Поставка и установка плавающего арт-объекта на реке Везелка в г. Белгороде" (N закупки 0126300035821000948) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
МБУ "Управление Белгорблагоустройство" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "Дирекция пространственного развития "10" (ИНН 3123460638) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.11.2021 размещено извещение и документация об Электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 480 000,00 рублей.
Наименование объекта закупки - Поставка и установка плавающего арт-объекта на реке Везелка в г. Белгороде.
По итогам Электронного аукциона Заказчиком 03.12.2021 заключен государственный контракт N 01263000358210009480001 на поставку и установку плавающего арт-объекта на реке Везелка в г. Белгороде с победителем аукциона ООО "Дирекция пространственного развития "10" (далее - Поставщик), цена которого составила 5 480 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку и установку плавающего арт-объекта на реке Везелка в г. Белгороде, далее - Товар, в количестве и ассортименте, согласно Приложению 2, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Доставка Товара осуществляется к пешеходному мосту через реку Везелка (водная гладь) возле НИУ "БелГУ" г. Белгород.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта Поставка и установка товара в полном объеме осуществляется в срок с момента заключения контракта до 15.12.2021 г. Поставщик своими силами и за свой счет обеспечивает доставку товара до места, указанного заказчиком, так же обязан установить его на водной гладе и обеспечить его устойчивость, элементы соединяются между собой на подвижных соединениях из оцинкованной стали, а каждый объект должен быть заякорен.
Согласно пункту 11.11 Контракта, Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2021 г., а в части оплаты - до полного исполнения Сторонами своих обязательств. Окончание срока действия Контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта, Поставляемый товар должен соответствовать техническим характеристикам (Приложение 2) и требованиям действующего законодательства, стандартам и нормам безопасности, действующим в Российской Федерации на поставляемый товар. Поставляемый товар должен быть новый, дата выпуска не ранее1-го квартала 2021 года. Поставка восстановленного, либо снятого с консервации (длительного хранения), либо бывшего в употреблении Товара не допускается.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что на момент принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщиком не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 3.1 Контракта.
27.12.2021 Заказчиком осуществлен выход на место предполагаемой передачи товара и выполнения работ с фиксацией места осмотра с применением технических средств. По результатом осмотра установлено, что товар предусмотренный Контрактом Поставщиком фактически не поставлен, работы по установке не выполнены.
Заказчиком в адрес Поставщика неоднократно были направлены претензии об устранении нарушений, связанных с ненадлежащим исполнением условий Контракта со стороны Поставщика.
В силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 13.01.2022 было размещено в ЕИС, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес ООО "Дирекция пространственного развития "10" направлено указанное решение 13.01.2021, по электронной почте указанное решение было направлено 13.01.2022, то есть с соблюдением срока, установленного частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчиком подтверждение о вручении ООО "Дирекция пространственного развития "10" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта получено. По мнению Заказчика, датой надлежащего уведомления является дата, указанная в письме ООО "Дирекция пространственного развития "10" (Исх. N 1-01/10 от 25.01.2022).
Вместе с тем, вышеуказанное письмо Заказчиком было получено 27.01.2022 (N 41-56/01-10/169 от 27.01.2022).
Учитывая изложенное выше, датой надлежащего уведомления ООО "Дирекция пространственного развития "10" о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 27.01.2022.
Однако в нарушение части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик определил, что датой надлежащего уведомления является 25.01.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должна являться дата - 08.02.2022 года.
Однако в нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в Сведениях об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС указано, что датой расторжения Контракта является 04.02.2022 (информация размещена 09.02.2022 года).
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений ООО "Дирекция пространственного развития "10" 03.12.2021 между ООО "СТАТ-ЛАЙН 31" и Поставщиком был заключен договор на поставку Товара для исполнения условий Контракта N 2021.948 от 03 декабря 2021 года. Однако, ООО "СТАТ-ЛАЙТ" сообщила Поставщику, что в связи с задержкой поставки товара от производителя, не представляется возможным осущисть поставку в установленный срок. В доказательство факта задержки поставки товара ООО "СТАТ-ЛАЙТ" представило письмо в адрес Поставщика, полученного от производителя, где указано, что в связи с высокой загруженностью производства товар возможно отгрузить 17.12.2021 (копии Договора поставки N 03-12/21, письма N 13/12-1 от 13.12.2021, письма N 19 от 13.12.2021 представлены в материалы дела).
14.12.2021 в адрес Заказчика было направлено письмо с информацией о том, что ввиду просрочки поставки сырья для изготовления данного арт-объекта заводом, выполнение Поставщиком работ в срок не представляется возможным. В данном письме было указано, что работы будут выполнены до 31.12.2021 (копия письма N 1-12/189 от 14.12.2021 представлена в материалы дела).
Кроме того, Поставщиком было произведена оплата штрафа (пени) в размере 13 974 рубля выставленного в претензии Заказчика от 23.12.2021, что подтверждается платежным поручением N 124 от 23.12.2021.
Вместе с тем, до вступления в силу Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта обязательства по Контракту Обществом были исполнены, поставка и установка Товара была осуществлена.
В адрес Заказчика была направлена претензия N 1-01-4 от 13.01.2022 с приложением Акта приемки-передачи поставленного товара, направленная заказным письмом с описью вложения (запись и опись вложения 30803367506687).
ООО "Дирекция пространственного развития "10" считая, что принятие Решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушило права Поставщика по Контракту N 2021.948 на поставку товаров для нужд бюджетного учреждения, Обществом было подано исковое заявление от 20.01.2022 в Арбитражный суд Белгородской области с требованием о взыскании с Заказчика цены Контракта.
Как следует из пояснений, ООО "Дирекция пространственного развития "10" не имело намерений уклониться от исполнения Контракта, предпринимало попытки урегулирования спора, в доказательство своей добросовестности предоставило информацию о поставке товара.
Комиссия отмечает, что внесение сведений об ООО "Дирекция пространственного развития "10" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру, при осуществлении которой затрагиваются конституционные права и свободы, а также права и законные интересы, как самого индивидуального предпринимателя, так и других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на заключение контрактов.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях сорвать обязательства по государственному контракту.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из материалов дела, пояснений, представленных Поставщиком на заседании Комиссии, следует, что имеющиеся между МБУ "Управление Белгорблагоустройство" и ООО "Дирекция пространственного развития "10" разногласия носят гражданско-правовой характер и разрешаются арбитражными судами в установленном законодательством порядке.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11.03.1998 N 8-П и в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П указал, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Дирекция пространственного развития "10" (ИНН 3123460638) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика - МБУ "Управление Белгорблагоустройство" нарушение частей 12, 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 11 февраля 2022 г. N 031/06/104-45/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022