Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - МКУ "Служба городского хозяйства" муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МИРНЫЙ-55", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1384 от 07.02.2022) на действия субъекта контроля при проведении открытого конкурса электронной форме на оказание услуг по подготовке проектной и рабочей документации по объекту: "Строительство водозаборных сооружений в рамках реконструкции существующего водозабора "Сережино" в г. Кингисеппе".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 30.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 68 034 270,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок рассмотрения оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В первом доводе жалобы, Заявитель указывает, что в рамках Показателя N1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" участники не могут представить договоры гражданско-правового характера для получения баллов, что, по мнению Заявителя, создает дополнительные препятствия для получения баллов.
Комиссией не подтверждается вышеуказанный аргумент, так Заказчиком установлен Показатель N1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки". Вес показателя - 20% в составе критерия "Квалификация участников закупки" с весом критерия 40%.
Оценка по показателю N1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" производится по следующей шкале:
Таблица N 3:
Значение предложения участника закупки |
Количество баллов по показателю |
10 (десять) и более специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых находятся в национальном реестре специалистов Национального объединения изыскателей и проектировщиков |
100 |
От 8 (восьми) до 9 (девяти) специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых находятся в национальном реестре специалистов Национального объединения изыскателей и проектировщиков |
75 |
От 6 (шести) до 7 (семи) специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых находятся в национальном реестре специалистов Национального объединения изыскателей и проектировщиков |
50 |
От 3 (трех) до 5 (пяти) специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых находятся в национальном реестре специалистов Национального объединения изыскателей и проектировщиков |
25 |
Менее 3 (трех) специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых находятся в национальном реестре специалистов Национального объединения изыскателей и проектировщиков |
0 |
Для присвоения баллов по показателю участник закупки вправе заполонить рекомендуемую Форму N1, представленную ниже и предоставляет по каждому заявленному специалисту копии следующих документов:
1) Документы, подтверждающие наличие трудовых отношений между участником закупки и специалистом: трудовой договор, приказ о приеме на работу.
2) Действующее уведомление о включении специалиста в национальный реестр специалистов Национального объединения изыскателей и проектировщиков (https://nrs.nopriz.ru).
Участник закупки, предоставляя документы специалистов подтверждает, что им получено согласие сотрудников на обработку и передачу Комиссии персональных данных сотрудников участника закупки.
Отсутствие документов в составе заявки участника закупки по показателю N1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", не является основанием для отклонения заявки участника закупки. Представленная Рекомендуемая Форма N1 носит рекомендательный характер. Заполнение заявки не по установленной форме не влечет снижения баллов по заявке участника закупки или отклонения заявки такого участника закупки.
Таким образом, из конкурсной документации не следует, что при оценке заявок по данному показателю не будут приняты договоры гражданско-правового характера, либо участнику закупки будет начислено 0 баллов по заявке в соответствии с данным показателем в том случае, если им будут представлены договоры гражданско-правовогохарактера.
Анализ документации подтверждает, что фактически при оценке заявок по данному показателю комиссией будут приниматься во внимание любые договоры и работниками, вне зависимости от того, каким образом они поименованы.
Во втором доводе Заявитель ссылается на ограничение конкуренции при установлении критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" путем подтверждается отчетов о верификации выбросов парниковых газов.
Из документации следует, что при определении количества баллов, присуждаемых по показателю "Деловая репутация участника закупки", оценке подлежит уровень выбросов СО2-эквивалента на единицу произведенной продукции по ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 "Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации" (далее - ГОСТ Р ИСО) и СТО ААЛСЗ 14064-АП1/СТО-2022 "Количественное определение и отчетность о выбросах парниковых газов организаций при выполнении проектных работ в отношении объектов водоснабжения, водоотведения" (далее - СТО) в тоннах СО2-эквивалента на единицу продукции.
Уровень выбросов СО2-эквивалента на единицу произведенной продукции подтверждается отчетом о верификации выбросов парниковых газов, составленным по требованиям ГОСТ Р ИСО и СТО, выданный органом по верификации, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную едином реестре зарегистрированных систем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии(https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/compliance/Vo luntaryAcknowledgement/reestr).
Область распространения системы добровольной сертификации должна включать объем выбросов СО2-эквивалента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14065-2014. Орган по верификации должен быть допущен в систему добровольной сертификации. Орган по верификации должен быть допушен к проведению работ по требованиям ГОСТ Р ИСО и СТО, сведения о таком допуске должны находиться на официальном сайте: http://souzal.ru/sistema-dobrovolnoj-sertifikacii/
Отчет о верификации должен быть действителен на дату подачи заявки на участие в закупке. Отчет о верификации должен включать объем выбросов СО2-эквивалента на единицу продукции и рассчитан в тоннах.
Продукцией является архитектурно-строительное проектирование (код по ОКПД2 71.12.16 Услуги по инженерно-техническому проектированию объектов водоснабжения и канализации).
В случае отсутствия в составе заявки действительного отчета о верификации, выданного органом по верификации, участнику по данному показателю присваивается 0 баллов.
Отсутствие документов, подтверждающих соответствие квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации не является основанием для отклонения заявки участника.
Рейтинг заявки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" рассчитывается путем умножения оценки в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, на коэффициент значимости критерия оценки.
Комиссия учитывает, что подобный критерий может применяться Заказчиком без нарушения действующего законодательства исходя из специфики видов работ.
Согласно п. 3.13 Задания на проектирование (Приложение N1 к Техническому заданию), "Проектом Строительства водозаборных сооружений в рамках реконструкции существующего водозабора "Серёжино" в г. Кингисеппе, в том числе проектно-изыскательские работы", обеспечить уровень выбросов С02-эквивалента при строительстве в объёме не более 15 тонн С02-эквивалента на единицу продукции. Подтвердить объём выбросов по проекту отчётом о валидации выбросов и удалении парниковых газов на основании ГОСТ Р ИСО 14064-3". Данное требование в Задании на проектирование устанавливает обязанность проектировщика обеспечить снижение выбросов парниковых газов при реализации строительного объекта. Требование продиктовано введением с 2022 года в РФ положений Федерального закона от 02.07.2021 N296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - Закон о парниковых газах), а также Указом Президента N666 от 04.11.2020 г. "О сокращении выбросов парниковых газов".
При этом, при реализации объекта строительства требуется обеспечить снижение выбросов ПГ не только при строительстве, но и на других этапах жизненного цикла объекта строительства, о чем имеется разъяснение от профильного технического комитета по стандартизации N413 Госстандарта от 24.11.2021 г. В данном письме установлено, что необходимо сокращение выбросов ПГ на всех этапах жизненного цикла реализации объекта строительства, в том числе на этапе проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа.
Непосредственная оценка по показателю производится на основании действующего ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации и требований СТО ААЛСЗ 14064-АП1/СТО-2022 "Количественное определение и отчетность о выбросах парниковых газов организаций при выполнении проектных работ в отношении объектов водоснабжения, водоотведения". Предметом проведения оценки по стандарту является проектирование объектов водоснабжения, водоотведения.
Таким образом. Заказчиком был выбран стандарт для проведения оценки по данному показателю исходя из собственных потребностей.
Кроме того, на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование доводов в составе жалобы не представил, а на участие в закупке подано 3 заявки, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 февраля 2022 г. N 047/06/54.3-325/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022