На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 40-п от 14.02.2022 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции: Членов Инспекции:
в присутствии представителей:
ГКУ "Центр социальной поддержки населения" -
ИП Шапошникова А.В. -
рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения "Центр информационных технологий Оренбургской области" (вх. N 1390 от 11.02.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Шапошникова А.В. (ИНН: 027411063330), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на поставку компьютерной техники (номер извещения N 0853500000321009341),
УСТАНОВИЛА:
11 февраля 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного казенного учреждения "Центр информационных технологий Оренбургской области" (далее - ГКУ, Заказчик) (вх. N 1390 от 11.02.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ИП Шапошникова А.В. (далее - ИП, Поставщик) (ИНН: 027411063330), в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на поставку компьютерной техники (номер извещения N 0853500000321009341) (далее - аукцион). Рассмотрение дела происходило в дистанционном режиме с помощью системы видеосвязи "TrueConf" 18.02.2022 г. в 10 ч. 00 мин.
Представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении (вх. N 1390 от 11.02.2022 г.). Между ГКУ и ИП Шапошниковым А.В. был заключен государственный контракт N 19 от 16.12.2021 г. на поставку компьютерной техники. Поставка по контракту была осуществлена 29.12.2021 г. В процессе приемки товара было выявлено несоответствие товара техническому заданию, о чем поставщик был уведомлен электронной почтой и почтой России. В срок до 15.01.2022 г. Поставщику было предложено поставить товар, соответствующий условиям закупки, но ответа не последовало.
24.01.2022 г. в ЕИС было размещено решение об одностороннем расторжении контракта со стороны Заказчика, в связи с существенным нарушением условий поставки Товара Поставщиком, о чем Поставщик был уведомлен электронной почтой и почтой России. На основании вышеизложенного, представитель Заказчика просил сведения, представленные ГКУ в отношении ИП включить в Реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ИП просил сведения, в отношении ИП Шапошникова А.В. в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, в связи со следующим. 16.12.2021 г. ИП Шапошниковым А.В. заключен контракт с ГКУ. Со своей стороны претензий к Заказчику у ИП не имелось и он был готов поставить в полном объеме товар, согласно техническому заданию и спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта (приложение N 2). 27.12.2021 г. была произведена отгрузка товара Заказчику (приложение N 6).
30.12.2021 г. в адрес ИП поступила от Заказчика претензия относительно характеристики товара. Однако, представитель ИП пояснил, что поставленный товар считает соответствующим всем требованиям технического задания. В этой связи, ИП был отправлен мотивированный ответ на данную претензию. Необходимости менять товар, соответствующий характеристикам технического задания документации об аукционе и контракту ИП не видит. 24.01.2022 г. в адрес ИП поступил односторонний отказ заказчика от исполнения контракта со стороны Заказчика, согласно которому, поставлен товар, не соответствующий характеристикам. Между тем, ИП считает отказ необоснованным и неправомерным по следующим основаниям. Заказчик в Техническом задании установил требование к объекту закупки, согласно КТРУ 26.20.15.000-00000028, а именно "Наличие интегрированного графического контроллера" - да.". В соответствии с данным требованием, ИП были поставлены системные блоки с интегрированным графическим контроллером, который является неотъемлемой частью системного блока. В техническом задании не выдвигалось дополнительных требований к интегрированному контроллеру. В свою очередь, после заключения контракта, Заказчик отказался принимать товар, ссылаясь на то, что материнская плата и центральный процессор не содержат интегрированного графического контроллера. Однако в техническом задании отсутствует данное требование, то есть с технической точки зрения, относительно объекта закупки, графический контроллер является именно интегрированным. Участник не имел возможности учесть дополнительные требования Заказчика, так как на момент проведения закупки они отсутствовали в техническом задании. Со стороны Заказчика поступила претензия, в которой Заказчик опирается на определение понятий "Интегрированная и дискретная видеокарта", расположенных в сети Интернет. Однако, как и в случае, с техническим заданием документации об аукционе, Заказчик должен руководствоваться требованиями КТРУ. Заказчик мог применить КТРУ 26.20.15.000-00000001, где присутствует дополнительная характеристика, а именно, помимо характеристики "Наличие интегрированного графического контроллера - Да", также присутствует следующая характеристика: "Тип видеопамяти интегрированного графического контроллера - CCDR3, GDDR5, GDDR6, HBM2 HBM3".
Установленные графические контроллеры AFOX GeForce GT 220 1024 Mb LP Single Fan (AF220-1024D3L4) имеют тип CCDR3, что полностью соответствует требованию КТРУ, то есть соответствует понятию "интегрированный графический контроллер". При этом, требуемые Заказчиком интегрированные графические контроллеры в процессор и материнскую плату не имеют собственную видеопамять, а используют общую оперативную память, что не соответствует КТРУ. Таким образом, Заказчик неправомерно отказал в приемке товара, так как он соответствует предмету закупки. Требования КТРУ соблюдены, системные блоки полностью соответствуют техническому заданию.
Исходя из смысла п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Представитель ИП пояснил, что существенных нарушений условий контракта с его стороны не было. Данный факт не был доказан Заказчиком. В адрес Заказчика направлялся ответ на мотивированный отказ от подписания акта-приемки товара, в котором указано, что все требования выполнены в полном объеме, товар соответствует техническому заданию.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.04.2016 г. по делу N А12-38028/2015. Порядок расторжения договора предусмотрен ст. 450 ГК РФ, в соответствии с которой, договор может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной. Поскольку стороны к взаимному соглашению о расторжении договора не пришли, односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта противоречит требованиям ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе. Если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены. В этой связи, представитель ИП считает односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта неправомерным, обращает внимание инспекции Оренбургского УФАС России на то, что Заказчиком доказательств того, что поставленный товар, не соответствует КТРУ и предмету закупки не представлено. Представитель ИП также указал, что решение о расторжении контракта принято Заказчиком в одностороннем порядке, в нарушение действующего законодательства, между тем, ИП товар поставлен, все документы и товар предоставлены своевременно, какие-либо нарушения положений контракта допущены не были, системные блоки соответствуют техническому заданию, содержат интегрированный графический контроллер. В настоящий момент ИП от контракта не отказывается, готов осуществить поставку в соответствии с заключенным контрактом.
На уточняющий вопрос Инспекции Оренбургского УФАС России, представитель ИП пояснил, что решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта получил 31.01.2022 г. и 01.02.2022 г. ИП была подготовлена жалоба на действия Заказчика об отказе в приемке поставленного товара, которая 02.02.2022 г. была направлен в антимонопольный орган, которым она была передана по подведомственности в Комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбурсгкой области.
Стороны по делу пояснили, что на настоящий момент решение по указанной жалобе не принято.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы сторон, установила следующее:
17.11.2021 г. Заказчиком на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставка компьютерной техники (номер извещения N 0853500000321009341).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 635 199,96 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 02.12.2021 г. N 0853500000321009341-3 , ИП Шапошников А.В. признан победителем указанного аукциона с предложением о цене контракта 476399,96 рублей.
Согласно Технического задания документации об аукционе, к поставке требовались:
N п/п |
Наименование товаров |
Технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Системный блок
26.20.15.000-00000028 |
Основные характеристики в соответствии с КРТУ: Объем установленного модуля оперативной памяти: Количество накопителей типа SSD: Количество потоков процессора: Количество ядер процессора: Мощность блока питания: Наличие системы охлаждения процессора: Да Объем накопителя SSD: Объем оперативной установленной памяти: Допустимый максимальный объем увеличения оперативной памяти: Тип накопителя: SSD Интерфейс накопителя SSD: SATA Интерфейс слотов: PCIe и SATA3. Количество портов USB 2.0 на передней панели: Наличие интегрированного графического контроллера: Да Наличие интегрированного звукового контроллера: Да Наличие кнопки включения и перезагрузки на передней панели: Да Сетевой интерфейс 8P8C (RJ-45): Скорость передачи данных проводного сетевого контроллера: Частота процессора базовая: |
шт. |
12 |
16.12.2022 г. между Заказчиком и ИП заключен государственный контракт N 19 на поставку компьютерной техники (идентификационный код закупки 21256101382495610010010011012620242 от 16.12.2021 г. (далее - контракт) на сумму 476 399 (четыреста семьдесят шесть тысяч триста девяносто девять) рублей 96 копеек, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.1. контракта, поставщик обязуется поставить компьютерную технику (продукцию радиоэлектронной промышленности), далее - "Товар", а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2 контракта).
В соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к государственному контракту N 19 от 16.12.2021 г.), поставке подлежат:
Спецификация
N |
Наименование товара |
Страна происхождения |
Технические характеристики |
Гарантия*, мес. |
Кол-во, шт. |
Цена за единицу товара без НДС, руб. |
Стоимость товара без НДС, руб. |
1 |
Системный блок |
|
Основные характеристики: Объем установленного модуля оперативной памяти: 8 (Гбайт) Количество накопителей типа SSD: 1 (шт) Количество потоков процессора: 16 (шт) Количество ядер процессора: 8 (шт) Мощность блока питания: 500 (Вт) Наличие системы охлаждения процессора: Да Объем накопителя SSD: 480 (Гбайт) Объем оперативной установленной памяти: 16 (Гбайт) Допустимый максимальный объем увеличения оперативной памяти: 32 (Гбайт) Тип накопителя: SSD Интерфейс накопителя SSD: SATA Интерфейс слотов: PCIe и SATA3. Количество портов USB 2.0 на передней панели: 2 (шт). Наличие интегрированного графического контроллера: Да Наличие интегрированного звукового контроллера: Да Наличие кнопки включения и перезагрузки на передней панели: Да Сетевой интерфейс 8P8C (RJ-45): 1 (шт) Скорость передачи данных проводного сетевого контроллера: 1000 (Мбит/с) Частота процессора базовая: 2.9 (ГГц) |
11 |
11 |
39 699,99 |
436 699,89 |
2 |
Системный блок |
Российская Федерация |
Основные характеристики: Объем установленного модуля оперативной памяти: 8 (Гбайт) Количество накопителей типа SSD: 1 (шт) Количество потоков процессора: 16 (шт) Количество ядер процессора: 8 (шт) Мощность блока питания: 500 (Вт) Наличие системы охлаждения процессора: Да Объем накопителя SSD: 480 (Гбайт) Объем оперативной установленной памяти: 16 (Гбайт) Допустимый максимальный объем увеличения оперативной памяти: 32 (Гбайт) Тип накопителя: SSD Интерфейс накопителя SSD: SATA Интерфейс слотов: PCIe и SATA3. Количество портов USB 2.0 на передней панели: 2 (шт). Наличие интегрированного графического контроллера: Да Наличие интегрированного звукового контроллера: Да Наличие кнопки включения и перезагрузки на передней панели: Да Сетевой интерфейс 8P8C (RJ-45): 1 (шт) Скорость передачи данных проводного сетевого контроллера: 1000 (Мбит/с) Частота процессора базовая: 2.9 (ГГц) |
1 |
1 |
39 700,07 |
39 700,07 |
Итого без НДС, руб. |
476 399,96 |
||||||
*Течение срока действия гарантийных обязательств на Товар начинается с момента подписания Сторонами акта приема-передачи Товара. |
В соответствии с п. 3.1 контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 460014, г. Оренбург, ул. Кобозева, 1 (далее - место доставки), в срок - в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта.
Исходя из положений п. 4.1. контракта Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Исходя из пояснений представителя ИП отгрузка товара в адрес Заказчика произведена 27.12.2021 г. (в материалы дела представлены универсальный передаточный документ N 506 от 27.12.2021 г., Акт приема передачи товара от 27.12.2021 г., счет на оплату N УТ-400759 от 27.12.2021 г.). Исходя из материалов дела, фактическая дата поставки товара Заказчику (произведена поставка транспортной компанией 12 системных блоков) - 29.12.2021 г., что соответствует положениям п. 3.1 контракта, то есть товар был поставлен ИП в срок.
В соответствии с п. 3.3. контракта, Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3.4 контракта).
В соответствии с п. 3.6. контракта, при выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.5 Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Согласно п. 3.9. контракта, Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия Товара условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этого Товара и устранено Поставщиком.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4.1 ст. 94 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
До настоящего времени Правительством РФ такие случаи не определены.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Закон о контрактной системе не устанавливает правил проведения внутренней экспертизы и требований к оформлению ее результатов.
Исходя из совокупности положений ч.3 ст. 94, ч. 4.1 ст. 94, ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, в случае, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги), либо отказа от такой приемки.
29.12.2021 г. в соответствии с п. 3.4 контракта Заказчиком была произведена собственными силами экспертиза поставленного товара, составлено Заключение проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом N 19 от 16.12.2021 г. предоставленных поставщиком от 29.12.2021 г., согласно которому, принять товар не представляется возможным, поскольку не соответствует условиям контракта. Указанное заключение подписано начальником отдела организационного, правового и кадрового обеспечения Крыловым С.С., главным специалистом Степанок А.В.
Так, согласно указанному заключению, представленные документы для принятия и оплаты товара (работы, услуги) проверены, соответствуют данным контракта (в том числе правильность наименований и реквизитов сторон, наличие и правильность заполнения предусмотренных документами данных). Выявлено отсутствие документов о гарантии на поставленный товар. Гарантийный срок на товар указан в разделе 7 контракта. При проведении экспертизы выявлены факты несоответствия поставленного товара (системных блоков) условиям контракта: материнская плата ASRock A320M-DVS R4.0 не имеет интегрированного графического контроллера (по характеристикам с оф.сайта) процессор AMD Ryzen 7 PRO 2700 OEM не имеет интегрированного графического контроллера (по характеристикам с оф.сайта).
Заказчиком в Заключении указаны предложения по принятию мер по фактам нарушения - в срок до 15.01.2022 г. поставить товар, соответствующий условиям контракта и предоставить гарантийные талоны на поставленный товар.
В соответствии с п. 4.1.3 контракта, ИП обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо N 189/ЦИТ-исх от 30.12.2021 г. (с приложением вышеуказанного Заключения), согласно которому, в поставленных системных блоках установлена дискретная видеокарта. Материнская плата и установленный процессор не содержит интегрированного графического контроллера. Поставщику на основании п. 4.1.1, 4.1.3, 4.4.1, 4.4.2 контракта предложено в срок до 15.01.2022 г. поставить товар, соответствующий условиям контракта. Указанное письмо было отправлено Заказчиком 30.12.2021 г. и получено ИП 11.01.2022 г. (согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором).
11.01.2022 г. в ответ на указанное письмо, Поставщик направил в адрес Заказчика Ответ на мотивированный отказ от подписания акта приемки товара (исх. N 22-10-11 от 11.01.2022 г.), согласно которому, Поставщик с претензией не согласен и обосновал это тем, что специалисты ИП при расчете спецификации руководствовались техническим заданием с официального сайта ЕИС "Описание объекта закупки", в Техническом задании отсутствует требование о наличии интегрированного графического контроллера в материнской плате и нет требования о наличии интегрированного контроллера в центральном процессоре. Данную претензию Заказчика ИП считает необоснованной, так как все требования технического задания ИП были соблюдены в полном объеме. Согласно технического задания в описании объекта закупки указано: "наличие интегрированного графического контроллера: Да", в рамках поставки по данному контракту интегрирован графический контроллер AFOX GeForce GT 220 1024 Mb LP Single Fan (AF220-1024D3L4), обязался представить гарантийные талоны.
В соответствии с п. 4.3.2. контракта, Заказчик обязуется принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) требованиям к поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика;
Согласно п 4.3.3. контракта, в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в единой информационной системе в сфере закупок и направить Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику;
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
24.01.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо N 15/ЦИТ-исх от 24.01.2022 г.), в связи с тем, что до 15.01.2022 г. Поставщик не исполнил требования, изложенные в письме Заказчика N 189/ЦИТ-исх от 30.12.2021 г., на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, руководствуясь ч. 1 ст. 518, абз. 2 п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 4.3.2, 4.3.3, 11.2 контракта). Указанное решение было размещено в ЕИС 24.01.2022 г. в 11:28 и отправлено в адрес ИП посредством почтового отправления 24.01.2022 г., которое было получено ИП 31.01.2022 г. (согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором), а также на адрес электронной почты Поставщика. Таким образом требования к оформлению решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, сроки его и порядок отправки Поставщику, размещения в ЕИС Заказчиком соблюдены. 11.02.2022 г. решение вступило в силу, 11.02.2022 г. направлено в антимонопольный орган обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ИП.
Из материалов дела следует, что со дня признания ИП победителем аукциона, им велась переписка с Заказчиком по электронной почте, в частности - ИП неоднократно направлял спецификацию товара на согласование. При указании на ошибки в подборе комплектации, ИП направил на согласование иную, с учетом сделанных замечаний. Однако, в электронном письме 03.12.2021 г. представитель Заказчика указал, что в предложенном втором варианте спецификации предложен процессор, в котором нет "Встроенного графического ядра". На что в ответном письме представитель ИП указал, что в Техническом задании нет указанного параметра, а указан параметр "наличие интегрированного графического контроллера", а предлагаемый к поставке контроллер интегрирован в системный блок, характеристики взяты из КТРУ.
Получив 31.01.2022 г. уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, Поставщик направил 02.02.2022 г. (исх. б/н от 01.02.2022 г.) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области жалобу на действия Заказчика (незаконное односторонне расторжение контракта), согласно которой, поставленный ИП товар полностью соответствует КТРУ, а требуемые Заказчиком интегрированные графические контроллеры в процессор или материнскую плату не имеют собственную видеопамять, а используют общую оперативную память, что не соответствует КТРУ, соответственно Заказчик своим же мотивированным отказом от приемки товара противоречит составленному им же техническому заданию. ИП указал, что существенных нарушений условий контракта им допущено не было, на основании чего, просил выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений, указал, что в настоящий момент от исполнения контракта не отказывается и готов осуществить поставку товара в соответствии с заключенным контрактом.
На основании п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе указанная жалоба была передана на рассмотрение в Комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области (исх. N 943 от 07.02.2022 г.).
На момент рассмотрения обращения Заказчика о включении ИП в Реестр недобросовестных поставщиков, исходя из пояснений сторон по делу, какого-либо решения не имеется, в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, оснований для расторжения контракта по ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, не имеется. Между тем, Заказчик принял решение об одностороннем отказе, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в Реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки определенные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов. С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, Инспекция Оренбургского УФАС России считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
Учитывая, то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, необходимо в каждом конкретном случае выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, решение заказчика само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка вех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
На момент рассмотрения дела, в материалах дела отсутствуют документы о проведении независимой экспертизы товара какой либо из сторон, отсутствует на момент вынесения решения и решение по итогам рассмотрения жалобы ИП на действия Заказчика о незаконности действий по вынесению решения об одностороннем отказе, непринятию поставленного товара. При этом, исходя из материалов дела, ИП, став победителем закупки, с момента вынесения соответствующего протокола вел переписку с Заказчиком относительно спецификации товара, пытаясь ее согласовать, реагировал на направляемые Заказчиком уведомления. Доказательств преднамеренности действий ИП, направленных на поставку товара, не соответствующего характеристикам, указанным в техническом задании документации о закупке - не установлено. Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков является только такое недобросовестное поведение участника закупки, которое совершено в результате умышленных действий, наличие которых на момент рассмотрения дела антимонопольным органом не установлено. При таких обстоятельствах, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным сведения об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения Государственного казенного учреждения "Центр информационных технологий Оренбургской области" (вх. N 1390 от 11.02.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Шапошникова А.В. (ИНН: 027411063330) в связи с односторонним расторжением заказчиком контракта на поставку компьютерной техники (номер извещения N0853500000321009341), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Руководитель Инспекции
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 февраля 2022 г. N РНП-56-08-06-40/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022